В прошлую пятницу в ходе расширенного тематического заседания комитета по социально-культурному развитию мажилиса обсуждался вопрос по развитию креативной индустрии, сообщает корреспондент El.kz.
Как отметил депутат мажилиса парламента РК Нартай Сарсенгалиев, креативная индустрия включает 14 направлений, включая моду, искусство, музыку, дизайн, кино, архитектуру, и другие направления. По его информации, в ней сосредоточено около 2,3 трлн тенге.
Депутат предложил вести реестр креативных направлений, и создать точную базу, чтобы знать, как развивается индустрия.
«В нашей стране действуют 15-16 авторских сообществ, которые 70% доходов оставляют у себя, и только 30% выплачивают как авторское вознаграждение. Возникает немало вопросов», - подытожил он.
90% от этих сумм они оставляют на административные нужды, хотя в законе об авторском праве определена комиссия за сбор вознаграждений не более 30%. Об этом сегодня сообщил эксперт в области авторского права Темирлан Тулегенов.
«Ни для кого не является секретом, что мировая культура связана с созданием и использованием произведений искусства, которые являются объектами авторского права. С момента принятия в Казахстане закона об авторском праве и смежных правах прошло 28 лет. Но эти две проблемы до сих пор не решены. Они на сегодня являются главным тормозом в развитии казахстанской культуры и формировании современной шоу-индустрии», - отметил он.
Первая проблема – абсолютная безграмотность творческих людей в вопросах авторского права, которая выражается в неумении монетизировать результаты своей творческой деятельности.
«Вторая проблема – беспредел многочисленных авторских обществ, которые пользуются этой безграмотностью для того, чтобы обворовывать творческих деятелей, недоплачивая или, чаще всего, не выплачивая положенное по закону вознаграждение авторам и исполнителям. Авторское право в системе юридических наук является предпринимательским правом, то есть основным инструментом в коммерциализации искусства любого цивилизованного государства и в формировании креативной экономики. Однако в Казахстане до сих пор в творческих вузах нет такой учебной дисциплины, как основа авторского права. Парадокс – налицо. Люди идут поступать на творческие специальности, чтобы научиться создавать музыку, литературные произведения, писать статьи, снимать фильмы, рисовать картины, играть на музыкальных инструментах, но их не учат на этом зарабатывать», - отметил Темирлан Тулегенов.
По его словам, на сегодня весь малый и средний бизнес поставлен на счетчик многочисленными авторскими обществами, которые исправно платят за использование музыки в кафе, ресторанах, торговых центрах, автосалонах, и даже парикмахерских.
«Более того, с момента принятия этого закона изменения в него принимались только в интересах авторских обществ. Именно благодаря этим изменениям сегодня авторские общества имеют право выплачивать вознаграждение не ежемесячно, а раз в квартал, что позволяет им крутить эти деньги на банковских депозитах. Они до сих пор составляют рапортички от руки, без использования специальных программ, что дает им возможность распределять собранное вознаграждение абсолютно непрозрачно и несправедливо», - добавил он.
Он предложил министерству цифровизации создать программное обеспечение, которое позволит цифровизировать весь процесс сбора и распределения вознаграждений, что приведет к сокращению административных расходов авторских обществ с 30 до 20, а то и до 15%.
«Организационно-правовая форма некоторых авторских обществ не соответствует закону об авторском праве, где четко указано, что авторские общества обязаны создаваться только как общественные объединения, то есть не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, а значит не могут быть созданы в виде ТОО или частных учреждений», - отметил эксперт в области авторского права.
По его информации, сегодня в Казахстане действует 15 авторских обществ.
«Они создались благодаря безграмотности творческих деятелей, которым рассказывают сказки о том, что якобы нельзя, чтобы автору платили только из одного общества. Поэтому одним из главных требований в предполагаемом законопроекте должно быть то, что авторы и исполнители не могут передавать свои права для управления сразу в несколько обществах, так как это вносит хаос для плательщиков, которые не знают, кому платить за использование того или иного автора», - предложил он.
Эксперт предложил отменить аккредитацию, которая даёт право собирать вознаграждение за любую музыку, которая звучит в заведениях. По его мнению, авторские общества должны работать только по прямым договорам, только в пределах прав, которые они получили непосредственно от самих правообладателей. Это приведёт к снижению количества авторских обществ путём слияния.
«Передать функции сбора и распределения вознаграждения в госуправление я не считаю на сегодня практически возможным. Во исполнение закона о саморегулировании в сентябре этого года была создана первая саморегулируемая организация, национальный творческий союз музыкальной креативной индустрии, которая как раз-таки позволит нам выстраивать внутри отрасли профессиональные стандарты и сертификации», - резюмировал он.
В этой связи разработчик автоматизированной платформы по аудио-визуальным музыкальным проигрывателям audoo.kz Эльнора Оспан считает, что бизнес готов платить за использование объектов интеллектуальной собственности, но не доверяет авторским обществам, которые собирая деньги, не направляют их правообладателям.
«Крупные международные компании, такие как Sony Music, Warner, Universal, никто не хочет заходить в Казахстан, потому что считают, что именно сфера музыкальной индустрии – это самое коррумпированное, разобраться с авторскими обществами никто не может. Мы разработали IT продукт, получили много супер отзывов, но когда мы приходили в авторские общества, предлагали данный продукт, они просто закрывали глаза и говорили, что им этого не нужно», - отметила она.
В этом вопросе вице-министр юстиции Ботагоз Жакселекова отметила, что в рамках сената в законопроекте по креативной индустрии депутатами была предложена государственная монополия, но она была раскритикована и не нашла своего разрешения.
«Поэтому мы несколько площадок тоже организовали, проговаривали с авторскими обществами. Действительно, законопроект по интеллектуальной собственности в мажилис зашел, комитет законодательства им занимается. Мы готовы в ближайшее время уже начинать с рабочей группой этот вопрос проработать. Здесь мы делаем акцент на цифровизацию, и Минюст готов на себя взять методологию по цифровизации», - подытожила она.
Основатель медиакомпании Brave Talents и предприниматель года в номинации «Креативные индустрии» Алмас Жали отметил, что в результате действующей в Казахстане налоговой нагрузки от сборов за просмотр фильма около 30-40% удерживается в виде налогов. А потому представители креативной индустрии просят послаблений.
По его словам, его командой снимается уже третий фильм. Первый «Отыздан асып барамын», второй – «Дәстүр», который собрал максимальный кассовый рекорд в Казахстане.
«Мы продали его в Россию, на Ближний Восток, и сейчас продолжаем все еще продавать его. И сейчас снимается 2-я часть «Дәстүр». Мы ни разу не фондировались ни от бюджета, ни от «Казахфильм», всё было сделано на частные средства, а потому для нас налоговые вопросы – это большая боль, - отметил Алмас Жали.
По его словам, часть денег уходит в кассу кинотеатров, 7-8% на дистрибьюторов.
«Если бы налог применялся подпроектно, что есть условно на проект применяется розничный налог 4-8%, чтобы было единоразовое отчисление налогов, наверное, нам было бы всем комфортно, потому что если взять вот револьерно, мы в итоге платим от одного проекта «Дәстүр» около 30-40% налогов. При этом хотел бы сразу отметить эффект. Все три фильма, которые я снимал на сегодняшний день, 90% снимаются в ауле. Из 250 миллионов бюджета, 198 миллионов я оставил в гостиницах, которые мы арендуем, команда, массовка местных жителей, местные столовые и так далее. То есть на экономику это напрямую влияет», - подчеркнул он.
Он предлагает применять к креативной индустрии модель Astana Hub, где есть готовая инфраструктура и законодательная база, а налогообложение в размере 1%.
«Если взять экспорт IT за последние 5 лет и взять экспорт креативной индустрии, откровенно говоря, начиная от музыкантов, сколько музыкантов в России, на зарубеж, сколько стендаперов, сколько кино уходит. У нас с точки зрения экспортного потенциала креативка, наверное, будет на уровне с нефтью через 20-50 лет. И если бы мы просто подключились бы к Astana Hub, готовой инфраструктуре и сделать налогообложение 1%, мы бы сразу под готовый законопроект зашли, потому что IT является одной из частей креативки на самом деле. И здесь мы по мейнсету сходимся, айтишники, кинобизнес, все это вместе соединить», - предложил он.
Он подчеркнул, что они не просят дополнительных денег и вливаний в виде субсидий.
«Я думаю, что кинобизнес в Казахстане доказывает свое право на существование. У нас в отрасли, сейчас на моем проекте «Дәстүр», занято около 150 человек вместе с массовкой. Они на два месяца обеспечены работой и достойным доходом», - резюмировал продюсер.
По его словам, этот шаг позволил бы также получить данные по числу предпринимателей, работающих в сфере креативной индустрии, если бы они все зарегистрировались в Astana Hub.
Так считает основатель издательства AmalBooks Бахытжан Бухарбай. Он подчеркнул, за 8 лет работы издательство не получает господдержки.
«У нас есть научное направление. Оно, конечно, будет проигрывать коммерческому направлению, но если бы издательства научно-популярные серии размещали через проведение открытых конкурсов и взяли на себя, то, конечно, в этом направлении было бы определенные сдвиги. Кроме того, вопросы НДС также очень важны. Если бы издательства не платили НДС, это бы нам дало большую помощь», - уточнил он.
Он отметил и влияние текущей геополитической ситуации. В связи с войной между Россией и Украиной многие компании, попав под санкции, зарегистрировались в Казахстане для получения рыночных заказов.
«Мне кажется, здесь государство должно защитить собственный рынок и протекционизм должен работать на издание казахстанских книг и на защиту казахстанского издательства, потому что мы не можем конкурировать с печатными изданиями, которые к нам передислоцировались из России. На сегодняшний день за 8 лет у нас есть определённые успехи издания казахстанских книг, и их объем на рынке достиг 15%, я считаю, это очень хороший показатель», - отметил Бахытжан Бухарбай.
По его мнению, российское книгоиздание намного рентабельнее, чем казахстанское. Если на маркетплейсах российские книги стоят 600-700 тенге, то одна казахстанская книга в среднем стоит 5 тысяч тенге.
«Российское государство дает дотацию для своих издательств. Только в этом случае они могут быть в 5 раз дешевле, чем казахстанское издание. Вот здесь именно в этой точке протекционизм был бы уместен. И третий вопрос проблемный – это сотрудничество с министерством культуры, которое урезает финансирование на культурную», - подытожил он.