Крановщица мостового крана из Экибастуза в прошлом прыгала с парашютом

27 Сентября 2023, 14:57 23525

Машинист мостового крана Экибастузской ТЭЦ Ольга Самкова с юности влюблена в высоту. Когда-то она занималась парашютным спортом. В ее арсенале почти два десятка прыжков с парашютом. И сегодня ее трудовые будни проходят всегда на высоте во всех смыслах этого слова. Преданная своему делу и предприятию почти 30 лет она управляет мостовыми кранами и следит за их исправностью. Но это далеко не все ее достижения. Помимо этого, у нее есть множество других талантов.

- Ольга, я слышала, что вы человек творческий. 

- Я с детства пишу стихи. Меня иногда печатают в газетах накануне больших праздников или к какому-то значимому событию. У нас в корпоративной газете «Энергетик» тоже иногда печатают. Участвовала в конкурсах и практически всегда занимала призовые места за свои стихи. В молодости окончила художественную школу. У нас были конкурсы газет к различным праздникам. Я в них тоже принимала участие и в основном занимала 1-2 места.

А на станции я работаю с 1995 года. Пришла сюда совсем еще девчонкой. Мне тогда 23 года было. Так и осталась здесь работать. Вот уже 28 лет на ТЭЦ. Работу я свою люблю.

- Почему именно ТЭЦ?

- Вы знаете, я начинала работать по распределению на ЖБИ, а когда завод стал разваливаться, мне предложили работу здесь, так как была вакансия крановщицы. Я пришла, посмотрела, познакомилась с людьми, увидела, где буду работать. Высота всегда меня прельщала. Я поняла, что это мое. Те, кто особо не заинтересован или идет ради какой-то выгоды, здесь надолго и не задерживаются.

- Кроме высоты какие еще плюсы?

- Люблю технику. А еще здесь работают очень хорошие специалисты. Раньше на станции был штат около 2,5 тысяч человек и среди них настоящие мастера своего дела, профессионалы в энергетике. Я многому научилась у них, в процессе работы приобрела бесценный опыт. Я считаю свою работу очень живой и интересной, она связана с людьми, и коллектив здесь очень хороший, дружный.

Я работаю на кранах, я ремонтник. В период окончания отопительного сезона мы ремонтируем котлоагрегаторы. К своей работе я отношусь как к работе в службе спасения. Мы своего рода спасатели. Потому что кто будет тяжелые грузы поднимать? Естественно техника, которой я управляю.

Вообще по профессии я крановщица. У меня диплом машиниста мостовых, козловых и башенных кранов. Но работаю я на мостовых кранах. Как пришла на них, так и осталась. У меня здесь на ТЭЦ работал муж, свекр, деверь – целая династия была в свое время, можно сказать. А сейчас из всех я осталась здесь одна работать.

- Дети не пошли в энергетику?

- Дети у меня уже взрослые. Одна дочка инженер-маркшейдер, вторая – сейчас на третьем курсе, учится на медика. Они выбрали свой путь, по моим стопам не пошли.

- Не слишком ли тяжелая работа для женщины?

- Нет, знаете, многие думают, что это очень тяжело, но когда любишь свою работу, то в ней нет ничего тяжелого. Я же эти грузы не руками поднимаю, а краном. Я только управляю им.

- Каково это подниматься на такую высоту пешком по несколько раз в день?

- Я привыкла. В молодости я спортом занималась – плаванье, баскетбол. Так что для меня такие физические нагрузки не в тягость. У меня и сейчас хорошая физическая подготовка. Лифтов у нас нет, я каждый день пешком поднимаюсь на такую высоту и это держит мой организм в тонусе.

- Насколько здесь высоко?

- Кабина машиниста крана находится на высоте более 40 метров.

- Минусы есть в работе?

- Зарплату бы побольше, чтобы был стимул. Но это, наверное, общая проблема почти всех сотрудников энергетических предприятий по стране. Потому и не идут к нам люди. Но, надеюсь, после всех этих событий на нас обратят внимание и поднимут оплату труда, ведь без тепла и света, прямо скажем, очень некомфортно. А с такими зарплатами люди бегут с предприятий.

- А раньше хорошие зарплаты были у энергетиков? Например, когда вы только пришли сюда работать?

- Она тогда поднималась хотя бы эквивалентно уровню инфляции. Бешенных денег мы, конечно, не получали. Все соответственно КЗОТу. Но есть подработки, мы иногда выходим, соглашаемся, потому что количество людей ограничено.

Молодежь не спешит устраиваться сюда на работу. Все хотят сразу быть начальниками и получать бешенные деньги. Но я абсолютна согласна с мнением, что ТЭЦ – это кузница кадров. И для молодых специалистов это отличное место для приобретения хорошего опыта, практических знаний и профессиональных навыков. Отсюда выходят классными, востребованными на рынке труда, конкурентоспособными специалистами.

Многие остаются работать у нас. И это радует. Только вот на кран почему-то к нам не идут. В свое время было специализированное профессионально-техническое училище №4, которое выпускало крановщиков. Раньше крановщицы требовались практически на каждом предприятии, было очень много вакансий, соответственно и профессия была популярной. А сейчас эта работа, наверное, считается непрестижной.

Но я не осуждаю. Каждому свое. Я, например, в свое время заочно поступала в Павлодарский педагогический институт на филологический факультет – русский язык и литература. Но проучившись там год, забрала документы. Родители хотели, чтобы я стала гуманитарием, а я больше люблю с техникой работать. Моя работа приносит мне удовлетворение, я ее люблю, иначе бы я не отработала здесь столько лет.

- В эту летнюю ремонтную кампанию интереснее стало работать, объемов больше?

- Да, конечно. Работы стало больше, объемы большие. Мы душой переживаем за то, как восстановят все котлы, как мы начнем новый отопительный сезон. Люди работают на совесть. Очень много подрядчиков приехало к нам на подмогу.

Мы все заинтересованы в этих ремонтах. Мы не хотим пережить еще одну такую зиму, как мы пережили в прошлом году. Наши дети и внуки также мерзли дома, и они ждут, когда мы все наладим и запустим производство в нормальном штатном режиме и будем работать без аварий.

Анастасия Дзюбак
Поделитесь: