В Астане проходит 76 день ЭКСПО. Это 35 выставка за всю историю проведения всемирных специализированных выставок. Каждое сооружение с их изящными элементами пополнил копилку мировой архитектуры и об их уникальности было записано в истории. Сохранять память об известных экспозициях мира – работа героя нашего данного материала. Лоран Антуан, более известный в мире всемирных и специализированных выставок как Le Mog, является консультантом по ЭКСПО и работает над 3д реконструкциями главных архитектурных объектов, которые были представлены на прошлых международных выставках. В ходе своей работы художник каждый раз возвращается в прошлое, чтобы понять стиль архитекторов прошлого десятилетия.
Свои мысли по этому поводу он излагает в своих иллюстрациях, создает анимационные фильмы и пополняет свой веб-сайт информационными материалами о выставках. Над столичным самым крупным вернисажем в истории города он наблюдает со дня объявления Казахстана страной-хозяйкой EXPO-2017. О том, как отнеслись к участию казахстанской команды в Париже 6 лет назад и что думает иностранный консультант об астанинских волонтерах, читайте в этом интервью.
- С проектом проходящей выставки в Астане Вы знакомы с самого начала. Расскажите, какая атмосфера присутствовала в штаб-квартире Бюро Международных выставок (BIE) в Париже, когда Казахстан признали победителем? Какая реакция у членов BIE и команды Бельгии была на участие казахстанской стороны?
- Более 10 лет назад у меня появилась страсть к Экспо, в частности интересуюсь как историей проведения выставок и сооружений, которые были построены в рамках каждой из выставок. В Астану я приглашен как консультант по Экспо, и здесь я живу уже около 7 лет. Помимо всего я создаю фильмы, собираю факты, начиная с первой всемирной выставки до нынешней. Если речь идет об EXPO-2017, то был свидетелем участия Казахстана с момента подачи заявки казахстанской стороны. Мне посчастливилось работать как с бельгийской стороной участников, так и казахстанской.
Без сомнения, с самого начала было много вопросов на счет участия Казахстана, как кандидата. Было много людей, которые не знают эту страну. Да, возможно слышали когда-то наименование республики, но показать на карте, где эта республика расположена, они не могли. И, конечно, кандидатура Бельгии была намного серьезнее, стабильнее. На мой взгляд бельгийский город Льеж был фаворитом. Тем не менее, Бельгия – это старая Европа, несмотря на то, что она находится в центре континента. Концентрация стран в Западной Европе очень насыщенная, т.е. какие-либо отношения и связь с соседними странами в этом регионе очень тесны и многовековые.
А Казахстан в лице своей цитадели Астаны – очень молодая страна, которая незнакома и не исследована нами, это нечто новое, и это несомненно подкупает. Конечно, международному сообществу необходимо было перед решением немного привыкнуть к самому факту участия «страны-сфинкса». Весь персонал, который был мобилизован со дня подачи заявки, проделал огромную работу для того, чтобы привлечь членов комиссии, зажечь какую-то интригу, проявить интерес у членов бюро. И им это удалось. Это был такой качественный пиар команды Казахстана, даже во многом лучше, чем презентационные моменты миланской команды.
Интерес был колоссальный. Это касается и культуры, и экономики, и населения, т.е. границ для изучения этой страны в Центральной Азии очень много. Не исключено, что этот фактор сыграл свою роль в результатах голосования в Париже. Также, важно понимать, что основными критериями выбора принимающей страны являются и предлагаемая тема выставки, ее привлекательность, и экологическая значимость проекта. В этом плане, выдвинутая тематика казахстанским представительством отражают идею многих стран, которые встревожены будущим состоянием окружающего мира. И, в конце концов, все мы зависим от энергии, без нее нет жизни. Тут есть и внешнеполитическая сторона. Отношения между членами Бюро Международных выставок (прим. ред. BIE) и страной-кандидатом также могут повлиять на решение BIE.
Для многих казахстанцев проведение такой крупной выставки – это новый шаг к переменам. Не все были готовы к этому этапу. Наверное, неоднозначную реакцию испытывает любое общество, которому предстоят изменения.
- По-Вашему, как подготовить людей, минимизировать общественную критику?
Само понятие ЭКСПО не настолько медиализировано. Это вопрос образования и проведения всевозможных менеджмент-мероприятий, где каждый может спросить: «Зачем проводить выставку? А есть ли риски? А во сколько обойдется стране выставка?». И на эти вопросы человеку должны ответить встречно, на одном языке, после чего в следующий раз он спросит: «Как я могу помочь?». Посмотрите на волонтеров, они очень горды, что стали частью выставки, хотя их труд не оплачивается.
Гордость за свою страну – это один из инструментов общения с населением. А критика со стороны общества всегда была и будет, к этому нужно просто отнестись философски. В международных выставках, как эта, всегда присутствовала критика. В качестве примера могу привести известную всем Эйфелеву башню, представленная на выставке в Париже в 1889 году. От ее строительства могли отказаться, потому что писатели художники писали протесты и характеризовали конструкцию как «бесполезную и чудовищную». Однако сейчас башня ежедневно притягивает туристов с любой точки мира. Поэтому, эффект от Экспо невозможно оценить сразу. Возможно не сегодня, не завтра, но с каждым днем люди поймут, что любые перемены несут какое-то благо.
- Трудно ли было найти общий язык Вам и Вашим коллегам с нашими ребятами, учитывая ментальность, образ жизни казахстанцев?
- Если вы о волонтерах, то я приятно удивлен уровнем их профессиональной подготовки. Все они очень улыбчивые и всегда готовы дать нужную информацию для гостей. По-моему, это одни из лучших волонтеров специализированных выставок, с которыми я когда-либо знакомился. Мы с ними очень подружились, и они, кстати, с первого дня просят обменяться электронными адресами и своими страницами на фэйсбуке. Также позитивно могу высказаться по поводу работы моих казахстанских коллег. 7 лет в Астане многому меня научили и познакомили меня с этой страной, людьми, живущих здесь. Я обрел здесь друзей. Я обогатил свои знания об архитектуре восточной цивилизации. Теперь в моем багаже есть хроника в виде иллюстрации этого молодого города.
- В каких проектах Вы планируете участвовать после выставки в Астане?
- Разумеется, я планирую отслеживать события выставки и по ее окончанию. К примеру, мне интересно, в каких целях послужат в дальнейшем эти здания, что это даст городу. Я буду наблюдать и за другими кандидатами на предстоящих Экспо, тем самым наполняя свой архив историй всемирных выставок с помощью текстовой и иллюстративной информации.
Я буду скучать по этому проекту в Астане, ведь каждый новый проект – это твое детище, которое ты должен вырастить и поднять на ноги. Так и я, увидел первые шаги «Экспо-2017: энергия будущего». Но мне не дадут особо хандрить, поэтому впереди еще очень много увлекательной работы.