В этом году в Душанбе прошли XVI молодежные дельфийские игры стран Содружества, где приняли участие более 500 юных талантов. Казахстан занял первое место в номинации «академического пения». О том, как в нашей стране готовят дельфийскую сборную, читайте в материале ИА El.kz.
Молодежные Дельфийские игры - единственные в мире соревнования для юных талантов, объединяющие все виды искусства. При поддержке Совета по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ и Совета Европы, ежегодно одаренная молодежь собирается на одной арене с целью завоевать титул лучшего исполнителя.
По своей истории Дельфийские игры вместе с Олимпийскими, зародились еще до нашей эры в Греции. Но современный уровень игр появился лишь в 2000-х годах, когда Россия впервые организовала всемирные Дельфийские игры современности.
«Дельфийские игры позиционируется как высший форум искусств по 6 ее видам. На всемирных Дельфийских играх талантливая молодежь соревнуется по 54 творческим номинациям. Это все виды хореографии, вокала и инструменталов. На территории СНГ игры проводятся по 20 номинациям. Казахстан принимает активное участие в них. Об этом говорят результаты с последних лет проведения Дельфийских игр - мы стоим в лидирующей тройке», - поясняет Куралай Туспекова.
Организация Дельфийсих игр
К сожалению, последние три года Дельфийские игры не проводились в связи ситуацией в мире. Но учитывая статистику до пандемии, с каждым годом количество участников игр увеличивается.
«Интерес с каждым годом растет. К примеру, в 2014-2015 годы было заявлено 500 участников на национальных играх. А в 2016 году мы ввели две новые номинации: жестовое пение и хореографическое искусство. Это парадельфийские игры для ребят с особыми потребностями. И в 2017 году конкурсантов было более 800. Поэтому с уверенностью могу сказать, что поток конкурсантов возрастает», - поясняет Куралай Туспекова.
По международным стандартам, в каждом государстве существует дельфийская организация, которая является неправительственным сообществом.
«У нас, в Казахстане более 10 лет существует национальный дельфийский комитет. Ранее, это был некий альянс, в котором общественники самостоятельно занимались формированием Дельфийской сборной при поддержке государства. А на сегодняшний день, в Казахстанском секретариате Дельфийского комитета работают проектные менеджеры, отвечающие за выявлением талантов по дельфийской системе отборов», - рассказывает она.
Национальный дельфийский комитет и члены жюри разрабатывают программные требования. Заявляются номинации, правила, критерии оценки по которым происходит система отбора.
«Процесс отбора проходит по логичной системе. В каждой области Казахстана идет отборочный тур, после которого, формируется региональная дельфийская команда. Она приезжает на национальные дельфийские игры, где победителями становятся лучшие из лучших. С ними потом ведут работу наши менторы и члены жюри. Далее наши ребята как дельфийская сборная представляют Казахстан на международных Дельфийских играх», - объясняет руководитель казахстанской делегации.
Согласно правилам, в соревнованиях могут участвовать конкурсанты в возрасте от 10 до 25 лет. При этом в различных номинациях возрастные категории варьируются.
«Если в хореографии три возрастных категории: это промежутки между 10 – 13 лет, вторая категория от 14 до17 лет и последняя уже старшая группа, то в академическом вокале конкурсанты принимаются только от 17 лет. Потому что, это классический вид искусства, где мастерство характерно к старшему возрасту. Все зависит от определенного вида искусств», - говорит эксперт.
В Казахстане дважды проводились Международные Дельфийские игры. Четвертые молодежные игры были в 2006 году в Астане, а в 2012 году тринадцатые по счету игры прошли в Северо-Казахстанской области.
«С целью популяризации культур регионов мы проводим Дельфийские игры в разных городах Казахстана, чтобы молодежь, приезжая на национальные игры, имела возможность ознакомиться с региональными особенностями культуры. Помимо своих конкурсов проводятся культурные мероприятия, творческие баттлы, нацеленные на улучшение знаний дельфийцев о культуре своей страны и познакомились с творчеством друг друга. Мы всегда за то, чтобы участники делились опытом, взаимодействовали между собой, точно также руководители организаций и члены жюри», - говорит Куралай Туспекова.
Каждый регион Казахстана славится своими сильными направлениями в творчестве. Так, классические виды искусств, как фортепиано, скрипка, академический вокал лучше всего представлены в Астаны и Алматы.
«Потому что, в этих городах есть и Казахский национальный университет искусств, и консерватория, и другие учебные заведения. Народные виды искусств более выигрышно представлены в южных регионах страны. Но я считаю, сейчас все сравнялось, так как происходит большая внутренне страновая миграция. Поэтому из всех регионов Казахстана приезжают достойные конкуренты», - делится мнением эксперт.
О работе членов жюри
Казахстанский дельфийский комитет формирует национальное дельфийское жюри. Сейчас в их составе более 50 профессиональных деятелей культуры и признанных экспертов в различных видах искусства Казахстана. На одну номинацию приходится не менее 3 человека.
«У нас есть база победителей с прошедших Дельфийских игр. Мы никогда не забываем своих дельфийцев и отслеживаем их судьбы. Видим, как они не стоят на месте и становятся лауреатами различных творческих конкурсов. Позже приглашаем их на позицию независимого эксперта или жюри Дельсфийских игр. Мы предоставляем хорошую возможность для наших финалистов – быть в творческом сообществе Казахстана», - поясняет председатель комитета.
К членам жюри предъявляется определенное требование - наличие педагогической практики. Чтобы человек, состоявшийся в том или ином виде искусства, мог передавать свои знания в дальнейшем.
«Быть судьей на Дельфийских играх - нелегко. Им нужно проходить аккредитацию, чтобы понимать весь процесс и уметь объективно оценивать. Поэтому, мы с нашими жюри проводим обучающие тренинги по методологии оценок дельфийских игр. Это способствует честному и справедливому оцениванию навыка и таланта конкурсантов», - рассказывает Куралай Туспекова.
Одним из постоянных членов жюри является заслуженный артист Казахстана по академическому пению Азамат Желтыргузов.
«Изначально я узнал про Дельфийские игры из рекламы по телевидению. Это было в 2006 году, когда в Казахстане впервые шла организация данного конкурса. Мне очень сильно захотелось поучаствовать. По итогу конкурса, я стал призером золотой медали в младшей категории по академическому пению. С тех пор моя жизнь связана с Дельфийскими играми. Я часто ездил на игры в другие страны СНГ и был постоянным гостем. В 2013 году меня начали приглашать в качестве жюри Дельфийских игр. Сейчас уже мои ученики участвуют на Дельфийских играх», - говорит он.
Азамат Желтыргузов уже как 5 лет состоит в председательстве членов жюри Дельфийских игр. По его словам, судить на каждых играх – дело не простое.
«У нас очень много молодых начинающих талантливых ребят. Мы учитываем все, во время их выступления: техника пения, голос, артистизм, чистота интонации, интерпретация произведения, образ. Все детали важны, потому что в совокупности создается целая картина. И смотря на эту картину, мы оцениванием трудолюбие каждого участника», - объясняет профессиональный певец.
XVI Дельфийские игры 2022
Как правило, за полгода до проведения игр публикуется место и время проведения, программные требования игр. Ежегодно Дельфийские игры проходили в конце весны.
«XVI молодежные игры состоялись осенью. Мы за 2,5 месяца получили подтверждение о том, что игры состоятся. После сразу приступили к процессу формирования. Естественно, у нас возникли сложности с тем, что мы 3 года не проводили игры. Те ребята, которые были в национальной сборной, в последних играх по разным причинам не участвовали: кто то уже подрос, кто то не подошел по категории, а у некоторых пропало желание», - говорит Куралай Туспекова.
В этом году в период с 14 по 18 октября молодежный конкурс состоялся в столице Таджикистана, и в программе состязания было включено 10 номинаций.
«Мы в течение последних трех лет проводили много различных состязаний, чтобы выявить талантов по определенным направлениям. Были конкурсы по традиционной музыке, были творческие проекты по хореографии. Присматривали талантливых ребят, которые в конце концов составили основу нашей сборной. Образовалась квота из 75 человек от страны. В этом году мы, к сожалению, не смогли представить свою команду в номинации «Народный танец». В связи с нестабильной политической ситуацией в мире, танцоры-финалисты побоялись поехать. Поэтому такой малой делегацией составом 28 человек, но с серьезным настроем выдвинулись в Душанбе. Также наши 5 членов экспертов были аккредитованы в состав международного дельфийского жюри», - рассказывает Куралай Туспекова.
В этом году, Казахстанская дельфийская сборная завоевала 5 золотых медалей, 1 серебряную и 2 бронзовых. Это показало высокий качественный результат.
«В нашу сборную присоединилась команда Алматинской консерватории. Номинация «духовые инструменты» никогда не проводилась в Казахстане. Поэтому мы пригласили ребят из консерватории, чтобы они пополнили ряды нашей делегации. К примеру, РФ привезла команду из 120 человек, двойная квота получилась. Но, тем не менее, мы в не официальным командном зачете стали вторыми. К тому же 12 человек стали лауреатами Дельфийских игр, получили диплом за профессионализм, за сохранение традиций и за виртуозное исполнение. Это очень хороший результат, практически все получили признание своих талантов», - с гордостью говорит председатель комитета.
Кстати, в России победители Дельфийских игр приравнены к победителям предметных олимпиад, поэтому они получают возможность льготного поступления и получения президентских премий.
«У нас пока что не поддерживается подобная практика. Мы уже неоднократно поднимаем вопрос о стимулировании финалистов Дельфийских игр. Но, тем не менее, много преимуществ в участии на играх. Во-первых, конкурсант однозначно находит своего зрителя, своих истинных верных болельщиков. Во-вторых, участник получает возможность повышения своего исполнительского мастерства. И в третьих, Дельфийские игры – это престиж. В любом случае, с поддержкой государства или нет, конкурс с мировой историей, имеет рейтинг и статус. Конкурса такого масштаба практически нет. Существуют специализированные конкурсы как конкурс Чайковского для скрипачей. Но подобного формата с охватом всего СНГ нет», - объясняет Туспекова.
С 2016 года Дельфийский комитет государством не финансируется. Поэтому организация сталкивается с финансовыми трудностями.
«Я считаю, что необходимо участие государства. По сути, мы развиваем культурную политику нашей страны, достигаем серьезных результатов. Мы будем и дальше направлять свои предложения по поощрению дельфийцев, которые отстаивают честь страны на международной арене», - подчеркивает эксперт.
Дельфийский комитет становится полноценным игроком на рынке культурных продуктов. В 2019 году комитет создал театр особенных актеров из победителей парадельфийских номинаций.
«Я вижу развитие в поддержке творческого сообщества. Мы делаем исследование странового масштаба, систематизируем наши методологии, знания, как с особенными, так и нормотипичными детьми. Думаю, этот опыт нужно ввести в массу, показывать и напоминать обществу», - говорит Куралай Туспекова.
На сегодняшний день театр под названием «Ерекше» – необычайный проект, единственный в Центральной Азии.
«Уникальность его в том, что есть ребята и с ментальными, и с физическими нарушениями. На одной сцене выступают разные дети и взрослые. В 2019 году по всему Казахстану был гастрольный тур, были представлены более 40 авторских произведений. Также в начале этого года наш театр был приглашен на гастроли в Бишкек, где мы выступили на главной сцене в Киргизском национальном театре оперы и балета с постановкой «Мы с тобой одной крови». Также дали мастер-классы для киргизских коллег. В планах еще провести гастроли театра в декабре», - рассказывает Куралай Туспекова.
Куралай Туспекова считает, что будущее дельфийского комитета состоит в систематизации наработок и методов деятелей культуры. Она уверена, что все эти проекты, включая Дельфийские игры будут востребованы среди молодых творческих людей.