Китай демонстрирует большую заинтересованность в кооперации со странами региона – эксперт

17 Мая 2023, 11:10 1200

Китай традиционно подчеркивает свой собственный статус развивающейся страны и претендует на то, чтобы быть защитником интересов развивающихся стран. Пекин стремится подчеркнуть, что, в отличие от западных стран, он не использует помощь в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела иностранных государств.

Столкнувшись с экономическими последствиями перебоев в торговле в период пандемии COVID-19 и после начала конфликта на Украине, КНР стремится к диверсификации и созданию как можно большего количества альтернативных путей континентальной цепочки поставок. Об этом рассказал исследователь-аналитик Центра изучения Китая КФ "NAC Analytica" Олжас Бейсенбаев на международной конференции "10 лет Шелковому пути и качественному совместному строительству Пояса и пути", передает корреспондент El.kz.

По словам эксперта, в настоящее время КНР в региональной политике продвигает концепции "нового типа международных отношений", "китайско-центральноазиатского сообщества единой судьбы", а также "периферийную дипломатию". Таким образом КНР открыто пытается ввести новые стандарты, ценности и принципы во всём мире, в том числе и в регионе.

"КНР все больше акцентирует внимание на концепции "сообщества единой судьбы человечества", идеи и ценности которой совместимы с принципами  ШОС и инициативы "Пояса и пути" (ИПП). Эти теории представляют собой "два краеугольных камня", а инициатива "Один пояс, один путь" – это международная платформа сотрудничества, способствующая эффективному решению глобальных проблем", – сказал Олжас Бейсенбаев.

Как отмечает эксперт, Китай стал крупнейшим инвестором в Кыргызстане и Таджикистане, вторым по инвестициям в Узбекистане и четвертым в Казахстане. В целом инвестиционная политика Китая в ЦА носит системный, масштабный и долгосрочный характер, преследуя как текущие коммерческие, так и стратегические цели. В начале 2022 года официальные лица КНР заявили что стабильность и устойчивая тенденция дружбы между КНР и ЦА могут означать, что регион является важной стратегической поддержкой для Китая в укреплении мира и активном реагировании на сдерживание экстерриториальных сил в регионе.

"КНР демонстрирует большую заинтересованность в кооперации со странами региона. Китай традиционно подчеркивает свой собственный статус развивающейся страны и претендует на то, чтобы быть защитником интересов развивающихся стран. Пекин стремится подчеркнуть, что, в отличие от западных стран, он не использует помощь в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела иностранных государств. Оценивая эффективность китайских программ внешней помощи, следует отметить, что Пекину удалось превратить помощь в эффективный инструмент реализации своих внешнеполитических интересов, прежде всего, путем создания прокитайской политической и экономической клиентуры, чрезвычайно зависимой от различных форм иностранной помощи", – рассказал Бейсенбаев.

Также он отметил, что COVID-19 усугубил негативное восприятие Китая в ЦА, усиление зависимости от китайских инвестиций и экономической помощи приводит к локальным всплескам антикитайских настроений.  

"COVID-19 не только сократил экспорт казахстанской нефти в Китай и приостановил многие инфраструктурные проекты, но и повлиял на восприятие образа Китая казахстанцами. Ученые Назарбаев университета провели исследование на тему восприятия Китая в Казахстане и ЦА. Опросы, проведенные в 2014 и 2016 годах среди казахстанцев, показали, что респонденты имеют ограниченное представление о присутствии Китая в Казахстане. Новый опрос был проведен среди студентов по всему Казахстану в начале 2021 года, в нем приняли участие 186 респондентов", – сказал эксперт.

Предварительные данные свидетельствуют о том, что имидж Китая среди казахстанцев меняется, и COVID-19 усугубил негативное восприятие Китая в Центральной Азии. В то же время усиление зависимости стран-получателей от китайских инвестиций и экономической помощи приводит к всплеску антикитайских настроений в ряде стран региона, которые опасаются возможности превратиться в сырьевой придаток Пекина. Основное расхождение в их взглядах касается экономического присутствия КНР, инвестиционных проектов, трудовой миграции.

На сегодняшний день в центральноазиатском пространстве много крупных держав и конкурентных сторон. Политическая стабильность в ЦА напрямую затрагивает вопросы сотрудничества между Китаем и Центральной Азией, которые могут столкнутся с новыми вызовами. На сегодняшний день ЕС объявил о новой стратегии в ЦА в июне 2019 года; США также представили новую стратегию в ЦА в 2020 году; РФ еще раз подчеркнула важность ЦА и других регионов Евразии в новой "Стратегии национальной безопасности"; и Турция повысила статус в рамках Организации тюркских государств; Индия в 2022 году провела І саммит в формате "Индия-Центральная Азия".

Учитывая вышеуказанные выводы предлагаются следующие рекомендации:

1) Проводить постоянный мониторинг Китайского вектора в Центральной Азии с акцентом на пределы китайских интересов и его влияния на стратегическую ситуацию в регионе Центральной Азии.

2) Формировать собственную региональную повестку дня, направленных исключительно на ЦА или сформированных в самом регионе. Регулярные контакты в рамках подобных форматов позволит политическим элитам добавить к национальному уровню мышления и региональный.

3) Усилить инвестиционную привлекательность РК с учетом интересов партнеров, потенциальных китайских и других иностранных инвесторов. Инвестиционная политика государства должна быть последовательной, прозрачной, обоснованной, что будет служить повышению взаимного доверия и эффективности сотрудничества.

4) Изучить новые пути сотрудничества в сферах управления, безопасности, экономики и гуманитарных наук, в целях дальнейшего содействия созданию китайско-центральноазиатского сообщества единой судьбы, в той части, которая не противоречить общим интересам.

Справочно

1) В прошлом году исполнилось 30 лет со дня установления дипломатических отношений между КНР и странами ЦА. Интересно, что традиционный для китайской дипломатии двусторонний формат в отношении государств ЦА сегодня постепенно трансформируется в многосторонний, где данное пространство рассматривается как целостная конструкция взаимосвязанного и востребованного китайской экономикой регионального рынка. Так как рынку Китая только общий, интегрированный региональный рынок ЦА может представлять прагматичный интерес.

2) Инициатива "Пояс и путь" – это глобальный инфраструктурный проект, предложенный китайским правительством в 2013 году. Он нацелен на создание сети экономического сотрудничества между странами Евразии, а также Африки и Латинской Америки.

Основные цели инициативы "Пояс и путь" включают развитие инфраструктуры, укрепление экономического сотрудничества, улучшение транспортных связей, стимулирование торговли и инвестиций, а также укрепление политических и культурных связей между участвующими странами.

Данияр Бейсембаев
Поделитесь: