Этнокультурные объединения ассамблеи народа Казахстана города Астаны принимают самое активное участие в различных мероприятиях и жизни столицы. Они активны не только в рамках города, области и республики, но с успехом представляют Казахстан на международных площадках. Одним из ярких творческих коллективов этнокультурных объединений столичной АНК является вокально-инструментальный хореографический ансамбль ОО «Чечено-ингушский этнокультурный центр «Вайнах».
Педагоги ведут учет посещаемости, приучая к дисциплине.
Мы посетили офис, где проходят репетиции, а художественный руководитель ансамбля, член Совета матерей города Астаны Ханифа Мациева рассказала об ансамбле, перерождении и планах на Год молодежи.
Художественный руководитель ансамбля «Вайнах» Ханифа Муратовна Мациева.
— Расскажите об ансамбле «Вайнах». Как ведется работа с Вашим приходом в ансамбль?
— У нас вокально-инструментальный хореографический ансамбль. Мы и поем, и играем, и танцуем. Даже замахиваемся на театрализованные постановки.
Когда я пришла знакомиться с ансамблем, была одна Ольга Сунегина – преподаватель по гармошке. С нуля начали набирать детей. Это было в октябре 2013 года. К Новому году (2014) нас стало 80 человек. На то время у нас уже был этот зал.
Зал для репетиций.
Все благодаря нашему спонсору, человеку, который идет с нами параллельно все время, с момента как я пришла, Курейши Солсанову. Здание, в котором находится наш центр, принадлежит ему. Все, что касается материальной стороны – все его заслуга. Побольше бы таких отзывчивых и неравнодушных людей.
Здесь только часть наград, благодарственных писем и сертификатов, полученных ансамблем на различных конкурсах и мероприятиях.
Мы начали работать с Курейши Башировичем гораздо раньше, чем с главой этнокультурного центра Баширом Уматгериевичем Солсановым.
Так проходят репетиции у мальчишек – зажигательно и в полную силу.
Интенсивные тренировки не обходятся и без «перерывчиков», когда можно расслабиться и посмеяться.
— Сколько учащихся в ансамбле?
— Конкретного числа не могу назвать, их всегда свыше 100. Коллектив, который уже у нас пять лет работает – наш костяк, их 80 человек. Это те, кто постоянно выступает, ездит на международные конкурсы. Постоянно приходят новые участники. Цифры всегда колеблются, порядка 100-120 человек в ансамбле.
Есть такие, которые немного позанимаются и понимают, что это не их. Я сама стараюсь их не удерживать, потому что человеку должно нравиться то, чем он занимается. Если ему не будет нравиться, он не выдержит той нагрузки, которая у нас есть, и того воспитания, а оно у нас жесткое.
Девочки отрабатывают упражнения.
Девочкам строго-настрого запрещается обрезать волосы, а мальчикам делать различные прически, только классическая мужская стрижка.
— Чем занимались до прихода в ансамбль?
— Я вообще учитель математики, окончила Евразийский национальный университет имени Л. Гумилева. Работала учителем математики, заведующей учебной частью до определенного времени. Потом вышла замуж и была на декретном отпуске, потом в бизнес ушла. Ничего не предвещало, что я буду заниматься такими делами, хотя организаторские способности имелись и деятельность такого рода всегда была по душе. И в школе я всегда была массовик-затейник, и в университете – везде. Это мое, мне нравилось.
На выставке женских национальных головных уборов в Доме дружбы г. Астаны.
— Как пришли в ансамбль?
— Началось все с того, что моя дочь не говорила на родном языке. Старший сын хорошо говорил на родном ингушском, а второй дочерью мне некогда было заниматься, так как стала работать. Я ее отдала в этот центр на изучение ингушского языка. Есть люди, которые рождаются учителями. Вот я из тех, кто всю жизнь учитель по призванию. Так стала с ней посещать занятия, чтобы поддержать. Сначала просто изучала вместе с ней, потом потихоньку начала помогать в самом центре, организовывать с ними все мероприятия, праздники. Два года я делала все, что делается в этом центре, пока меня муж не остановил.
На благотворительном концерте, организованном ансамблем в помощь студенту медицинского университете г. Астаны.
Ансамбль работал еще до моего прихода, но в то время он практически распался. Так, отметив мою работу «фрилансера», Героев Салман Сайдарович – почетный председатель чечено-ингушского этнокультурного центра «Вайнах» пришел ко мне с просьбой возглавить ансамбль. У меня даже мысли такой не было, что я смогу это сделать. Очень долго сомневалась, говорила, вряд ли смогу, потому что это очень большая ответственность. Но он меня убедил, что получится. Думаю, действительно так и случилось. Наверное, все приходит свыше, встречаются нужные люди, собирается команда таких же, как ты. Это те люди, понимающие с полуслова, то, что ты хочешь от них. А в ответ заряжаешь и задаешь им тон. Нужно учитывать, что любые перепады настроения отражаются автоматически на команде. То есть к работе относиться надо не как на зарплату, а как для души.
— Расскажите о хореографах и других членах команды ансамбля.
— Эти ребята – мои кладези. Один из хореографов Салман Ахманович Абкаров, ему 72 года. Он раньше танцевал в государственном ансамбле «Вайнах», а сегодня он делится опытом с нашими ребятами. Для мальчишек всегда важно, чтобы был мужчина, пусть он не столько даже обучает, главное его присутствие. Мальчики должны воспитываться мужчинами. Если тем более они видят седого взрослого человека, то относятся более серьезно к тому, что делают.
Хореограф Дмитрий Абсалямов. Начало занятий.
Второй хореограф Дмитрий, с первого дня рядом. Сначала воспитывала его сама, теперь он сам воспитывает ребят.
Хореограф Таймуразе Гасвиани. Выполнение движений и отдельных элементов.
Еще один хореограф Таймуразе – гражданин Грузии. Раньше танцевал в грузинском ансамбле «Ресиони». В Казахстан приехал на заработки, работал на стройке. Мы его переманили, он работает у нас по контракту, соответственно, сделали рабочую визу. Ребята очень талантливые.
Совмещают приятное с полезным. Зная очень много движений, можно импровизировать, как это умеют даже самые маленькие учащиеся.
— Как и когда проходит набор?
— Объявляем всем, что группу набираем в августе, а с сентября начинаются занятия. Я говорю, чтобы ко мне никого позднее намеченного срока не присылали, что никого не возьму. Очень тяжело потом в процессе возвращаться к новичкам. У нас не так много времени, чтобы отдельно с ними заниматься. В итоге получается, что весь процесс тянется до Нового года, и до сих пор приходят. Мамы так упрашивают, что я не могу устоять. Единственное, по прошествии определенного количества занятий, если я вижу, что ребенок просто приходит, не будет танцевать, я говорю маме, что лучше не приводить ребенка, не тратить ни свое, ни наше время, так как ребенок не заинтересован.
Девочки разучивают новую композицию по нотам, несмотря на то, что начали заниматься относительно недавно.
— Как проходят занятия по вокалу и игре на музыкальном инструменте?
— Инструмент у нас - гармошка. Имеется свой оркестр из шести человек. Наш учитель музыки Ольга Михайловна Сунегина берет детей с нуля и обучает их нотной грамотности, игре на гармошке. За год они уже выходят на сцену. Преподаватель работает в школе, раньше работала в государственном оркестре, позже ушла в частную деятельность. Она переквалифицировалась в вайнахскую музыку, сама аккордеонистка. Аккордеон и гармошка отличаются, как по звучанию, так и по клавишам.
Еще у нас есть доуль (кавказский барабан). Но барабаны мы временно не преподаем, потому что все полопались, ждем новые. Игру на доуле преподают сами хореографы.
— А что за особый вид приветствия у учащихся с педагогами в центре?
— Мы все обнимаемся. Я считаю, что такие отношения всегда раскрепощают детей. Что радует, они приходят в центр, как в свою семью.
Мы часто стали ездить в поездки, это очень тяжело. Каждый раз после очередного выезда я говорю себе, что больше не буду ездить, настолько тяжело. Но не хватает заряда энергии, и мы снова пускаемся в ход. Когда бывает, что родители не пускают, я ставлю такое условие – меньше родителей с нами. С детьми легче работать, когда родителей нет рядом. Как мать троих детей знаю, что родители портят детей, находясь рядом. Лучше держать на расстоянии, тем более, когда едем таким коллективом.
Разучивая множество движений, ребята могут свободно импровизировать.
У меня в ансамбле есть мальчишки, которые настолько влюблены в занятия, проходящие в центре, что мамам и папам деваться некуда. Вначале родители настойчиво держатся на своем, но в итоге приходят и дают согласие на посещение занятий их детьми.
— Как и откуда узнаете о проводимых международных конкурсах?
— Знаете, я отношусь к этому скрупулёзно, потому что те конкурсы, которые проводятся в Астане, их много. Я смотрю всегда на состав жюри. Как это не прискорбно, у нас в Казахстане очень мало знатоков кавказской культуры и тех людей, которые могут действительно оценить кавказский танец.
Национальный танец в исполнении ансамбля «Вайнах» на одном из благотворительных концертов.
Если в жюри я вижу человека, который знает культуру, и я уверена, что он сможет дать объективную оценку, поделиться знанием, сделать где-то замечание моим хореографам, на такие конкурсы всегда соглашаюсь. Они дают больше знаний, стимул.
Ансамбль часто участвует в международных состязаниях. (Фото из архива ансамбля)
Фестиваль «Роза обзора», на котором мы уже трижды участвовали и дважды завоевывали Гран-при, там в составе жюри очень грамотные люди. Председатель комиссии сам танцевал 15 лет в Осетинском государственном ансамбле «Алан», более того, он нынешний преподаватель хореографической академии в городе Самара в России, то есть человек – профессионал. Первый раз, когда мы пришли, я сказала, что мы придем во второй раз. Первый раз мы взяли первое место, потом они пригласили нас как победителей в Болгарию. И вот, на первом фестивале те замечания, которые они нам сделали, мы постарались исправить, направили силы на то, что нам сказали улучшить. Настолько приятно, когда понимаешь, что человек грамотно квалифицированно дает замечание. В результате мы взяли Гран-при. Затем в Казахстане взяли Гран-при, теперь едем на этот конкурс в Россию. Мы готовимся очень усиленно.
Старшая группа репетирует движения нового танца.
Девочки замечательно танцуют не только традиционные танцы ансамбля, но и узбекский национальный танец они исполнили на ура.
— Какие танцы готовите на фестиваль в России?
— На фестиваль мы везем казахский и адыгейский танцы, помимо привычных вайнахских, потому что бывает скучно детям в одном направлении постоянно работать. Особенно это касается девичьей партии.
Репетиция элементов адыгейского танца.
У нас же девичья партия вся лирическая, плавная, а девочки сегодня акселератки. Надо разнообразить, чтобы веселее было, мы стараемся вводить в репертуар танцы других народов. Чтобы не уходить от тематики, старались выбирать танцы кавказских народов. С костюмами тоже всегда проблема. Теперь нехватка казахского встала остро, потому что мы ездим на международные фестивали, представляем Казахстан, и нет визитной карточки. Теперь хотим, чтобы в репертуаре он обязательно был. На фестивале мы его уже покажем.
— Вы состоите в Совете матерей города Астаны, какую работу выполняете?
— С тех пор, как стала членом Совета матерей, каждый раз думаю, куда же направить силы, что надо сделать, так как не совсем была понятна моя роль. По нашему менталитету женщина не всегда куда-то обратится с проблемами внутри семьи. При нашем этнокультурном центре я создала свой небольшой Совет матерей, где нас шесть мам, и мы решаем социальные вопросы. Также стараемся помогать многодетным мамам. После последних трагических событий в Астане, задумалась о том, чтобы нашу работу как-то развернуть. Мы больше направляли свои силы на благотворительность, но вижу что нужно развернуть работу именно с матерями, подумать об их социальном понимании, адекватности в ситуациях. Нужно обратить внимание на эти вопросы.
Родить ребенка – полбеды, главное адекватно понимать свое положение и своей семьи, и быть грамотным в социальной жизни, в частности, юридически грамотным.
Вокалисты ансамбля «Вайнах» на детском фестивале патриотической песни «Солнечный круг».
— Какая работа проделана ансамблем «Вайнах» на сегодняшний день? Сотрудничаете ли с другими творческими коллективами этнокультурных объединений?
— Мы всегда открыты для всех. Была тема одного из фестивалей Дружбы народов, когда нужно было показывать культуру не своего народа. Не интересно, когда каждый этнос все время только свое демонстрирует, а вот попробовать показать другую культуру – это интересно и сплачивает, потому что мы узнаем другую культуру изнутри, не так как мы ее видим. Ребятам это нравится.
Я считаю, что мы очень много сделали за пять лет. У нас такой крепкий костяк, много наград на счету, столько работы проделано, а выездных благотворительных концертов тоже немало.
Синхронность движений оттачивается постоянно. Все как один движутся друг за дружкой. Это один из немаловажных критериев, на который судьи обращают внимание на соревнованиях.
Наверное, у всех коллективов по-разному. Я отвечаю за идею, придумываю всё, а ребята слету понимают, и мы начинаем работать. Каждый вносит свою лепту. Допустим, Салман Ахманович любит чистить танец, то есть, когда картинка уже готова, он расставляет по линиям, корректирует недочеты. С Антониной Брониславовной Яковченко – преподавателем по вокалу также тесно работаем, потому что в основном песни учим на наших языках – ингушском и чеченском. Я учу с детьми все слова, интонацию, манеру, потому что многие дети не говорят на языке. Кстати, через песни учим и язык – его нужно передавать в песне. За музыкальную часть, постановку голосов отвечает непосредственно Антонина Брониславовна. При центре работают языковые курсы: чеченский язык преподает Комета Ибраева, ингушский язык – Залина Муталиева.
— Расскажите о семейных традициях.
— У нас выходной день – пятница. С тех пор, как умер мой отец, дала себе клятву, что это будет особенный день. Каждую пятницу в дань памяти о нем мы готовим национальные блюда, мне помогают мои девочки. Это стало для нас семейной традицией. В основном постоянно готовим «чапильг» – это лепешки с творогом и картошкой, то же, что и казахские шелпеки. Все кухни похожи между собой, только каждый подходит к ней с другой стороны.
— Какие планы на Год молодежи?
— На День памяти жертв политических репрессий в Доме дружбы мы готовим несколько лирических песен. Вот уже 75 лет прошло с начала политических репрессий, как наш народ подвергли депортации. В апреле мы планируем выступление на Фестивале дружбы народов, и, конечно же, отчетный концерт. У нас каждый год новая программа.
Хотелось бы, чтобы больше молодежь приходила, я всегда призываю. В основном у нас дети занимаются, молодежи мало, только те, кого мы сами растим. Если ребенку все же легче прийти, научиться, то молодежь уже на первых занятиях смущается умением и ловкостью движений малышей. Это же не простой танец. Пока растим своих, а так, если был бы молодежный коллектив, было бы шикарно. Тогда мы бы уже замахивались масштабнее.
— Ваш совет молодежи.
— Как я своим детям всегда говорю – правильное воспитание детей — это тогда, когда они превзойдут родителей и наставников во всем. Если это будет происходить, тогда у нашей страны все будет хорошо.
Ляйлим Абеуова
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Ассамблеи народа Казахстана обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Для авторизации обратитесь по адресу ank_portal@assembly.kz.