Туристическая отрасль вот уже пятый месяц терпит колоссальные убытки из-за коронавируса. Не успел летний сезон начаться, как ужесточили карантин повсеместно. Мало того, что закрыты границы - нет выезда на отдых в популярные направления казахстанцев, так еще и закрыты практически все курортные зоны внутри страны, в числе которых популярные Баянаул, Бурабай.
Какие прогнозы на этот год по внутреннему туризму. Насколько сильно ударит по карманам туроператоров, малого и среднего бизнеса пандемия коронавируса?
На все эти вопросы мы попытались получить ответы у национального оператора в сфере туризма АО «Национальная компания «Kazakh Tourism».
Как известно любой кризис негативно влияет в первую очередь на туризм. Всемирная туристская организация UNWTO недавно опубликовала свои прогнозы относительно мирового туризма и согласно ему, в этом году ожидается снижение международных прибытии на 58-78%, и в основном во многих странах будет расти внутренний поток.
Повышение спроса на внутренний туризм в Казахстане во втором полугодии очевиден, но вопрос в том, есть ли достаточное предложение удовлетворить данный избыточный спрос.
Поэтому очень сложно прогнозировать тот стремительный бум, который предрекают некоторые отечественные специалисты на уровне экспертных мнений в силу нескольких причин.
Во-первых, необходимо понимать, что рост показателей внутреннего туризма и так составлял последние годы на уровне 12% (в 2019 году количество внутренних туристов составило 6,6 млн. человек). При этом также важно, что большинство этого потока были деловые туристы, посещавшие некурортные дестинации, то есть командировочные и деловые посетители, а также то, что все курортные дестинации в летний сезон испытывали дефицит мест.
Имеющаяся емкость курортов, несмотря на появившиеся новые объекты, не в силе принять поток всего избыточного спроса, формирующегося за счет закрытых границ и падения покупательской способности. При этом также нужно брать во внимание, что Турция и Грузия все же откроют границы к летнему сезону и возобновятся международные рейсы.
Если углубиться в структуру внутреннего туризма на основе ежеквартальных данных, обслуженных посетителей местами размещения с выборкой последних лет, данные показывают, что на период январь–март обычно приходиться около 17% спроса, на апрель–июнь около 23%, на июль-сентябрь 38% и на октябрь-декабрь около 22% всего спроса на внутренний туризм.
Учитывая, что в стране ввели 15 марта чрезвычайное положение, а затем с 19-го марта режим карантина, продолжающегося в данное время, можно констатировать, что мы уже теряем порядка 40% возможного потока.
Во-вторых, важно, что туризм в Казахстане пострадал не только от последствий пандемии в виде простоя предприятий, но и от обвала цен на нефть, сокращения доходов населения и т.д.
В-третьих, необходимо отметить, что основные туристские дестинации в Казахстане характеризуются коротким туристским сезоном, что также повлияет на конечные показатели внутреннего туризма. К примеру, самые популярные дестинации, как Бурабай и Алаколь имеют короткий сезон в 2-3 месяца. Плюс к этому есть барьеры в виде превентивных мер по нераспространению COVID-19, как ограничение количества людей на одном объекте, на пляже и т.д.
Падение спроса также коснется городов Нур-Султан и Алматы, так как различные MICE мероприятия, которые отменились либо перенесены из-за пандемии. К примеру, казахстанские внутренние выставки различных отраслей, конференции, командировки и другие мероприятия.
Учитывая все вышесказанное, есть риск того, что в абсолютных числах роста потока по результатам года не предвидится, при этом показатели второго полугодия, по прогнозам, будут выше, чем за аналогичный период прошлого года.
Эти прогнозы основаны на позитивных сценариях дальнейшего развития событий. При негативном же развитии событий, снижение возможно будет в пределах 58-78% и во внутреннем туризме, как и прогнозируется UNWTO для международных потоков.
При перепечатке ссылка на материал обязательна.