«Казахстанской системе образования не хватает единой идеи» – эксперт

23 Сентября, 16:30 363

По мнению общественного активиста и педагога Даны Рау, в Казахстане большое количество молодых учителей не могут найти работу, потому что у них нет стажа. Для решения этого вопроса следует создать благоприятную среду, уверена она. О серьезном дефиците педагогов говорил и Президент в Послании народу, указав на то, что каждый пятый выпускник педагогического вуза остается «за бортом», сообщает ИА El.kz.

«Посмотрите, какое количество молодых учителей не берут на работу, потому что у них нет стажа! А откуда у них появится этот стаж, если они не попытаются хотя бы прийти в класс и представить себя детям. Мы создали культ высшего образования, но специалисты, окончившие вузы, не могут реализовать себя. Грантов выделяется много, но насколько эти специалисты будут востребованы на рынке труда, никто не знает. И еще один момент. Не всегда высшее учебное заведение выпускает грамотного специалиста, так как многие образовательные программы устарели, а время требует других навыков. Особенно это касается технических специальностей.

Безусловно, наше образование не самое худшее, это доказывают результаты, которых добиваются наши ученики не только на республиканском, но и на международном уровне. Но разница в том, что эти дети проходят подготовку в различных образовательных центрах», – объяснила эксперт.

Педагог считает, что казахстанской системе образования не хватает единой идеи.

«Должно быть понимание, для чего мы учим, и как мы это делаем. Когда говорим об образовании, мы до сих пор по традиции делим на сельские и городские школы, а образование у нас по Конституции для всех обязательное. И доступность должна быть обеспечена одинаковая. В общеобразовательных школах сложилась такая ситуация, что педагогические коллективы ограничены в своих действиях, когда речь идет о спускаемых сверху бесконечных нормативах. И это сказывается на учебно-воспитательном процессе. Система образования должна быть такой, чтобы каждый учитель понимал, что и как делать по умолчанию, без различных инструкций, положений или «Дорожных карт».

У нас есть шанс выйти на новый уровень, но он не принимается традиционной школой. К сожалению, приходится это признать. Новый уровень требует дополнительных действий, ресурсов, знаний, образования. Предлагая новые подходы и содержание, необходимо создавать условия. При старом механизме это работать не будет!

К тому же, мне не совсем понятен новый термин «Комфортная школа». Почему школа, которая находится в глубинке Казахстана, не должна быть комфортной? Или для примера возьмем столицу, где кругом огромное количество новых жилых микрорайонов, но школ катастрофически не хватает. Почему при строительстве не продумывается в инфраструктуре обеспечение качественного, доступного, бесплатного и комфортного образования?» – говорит Дана Рау.

По ее мнению, всё, что нужно, уже внедрено в отечественное образование, у нас достаточно и человеческих, и материальных ресурсов. Но необходимо возобновить разработку руководства для учителей по реализации учебного стандарта по предмету.

«Педагогам следует точно понимать, как реализовать предметное содержание, чтобы учащиеся могли достичь цели, которые поставлены в программе. Потому как все знания реализуются в предметах. Ну, и, конечно, учебники. Каждый год в мире происходят колоссальные изменения, а наши депутаты хотят экономить на их выпуске. А именно бумажные учебники будут оставаться важным ресурсом в обучении, потому что там есть системность.

Если говорить о международном опыте, то его мы можем перенимать, особенно по содержанию, организации учебного процесса и повышению квалификации преподавателей. А сейчас педагоги, перенимая опыт, не меняют систему управления, что негативно сказывается на системе образования в целом», – подытожила Рау.

Глава государства не раз говорил, что программы педагогических специальностей в вузах основаны на устаревших методиках и не учитывают современные реалии. Он поручил пересмотреть учебные программы и найти новые подходы.

Анастасия Смирнова
Поделитесь: