Альянс технологических компаний QazTech провел круглый стол, посвященный внедрению передовых подходов к развитию малого и среднего бизнеса (МСБ) в Казахстане, используя возможности цифровых платформ. В мероприятии приняли участие ведущие экономисты, представители минторговли, НПП Атамекен и платформ электронной коммерции и розничной -малого и среднего бизнеса: «Magnum Cash&Carry», Sulpak, Kaspi.kz, Flip.kz, Chocofood.kz, Clever.kz, Office Expert, Marwin.kz, Intertop, JMart и другие, сообщает ИА EL.kz.
В ходе обсуждения участниками было отмечено, что в последние годы Казахстан демонстрирует впечатляющие результаты в области электронной коммерции, следуя глобальным трендам. Сегодня каждая восьмая покупка (12,5%) совершается онлайн, а объем электронной торговли удваивается каждые два года. С учетом текущих темпов роста Казахстан достигнет среднемирового уровня в течение ближайших трех лет.
С 2021 года наблюдается активный рост цифровизации розничной торговли, аналогичная динамика прослеживается и в других потребительских услугах. Проведенная QazTech предварительная оценка показывает значительное влияние потребительских услуг, движимых цифровизацией, на экономику страны.
“На макроуровне мы видим значительные позитивные изменения, которые подчеркивают важность цифровых платформ для экономического роста Казахстана. В условиях низкой плотности населения и больших расстояний, цифровые платформы оказываются одним из немногих инструментов для развития малого бизнеса и могут помочь Казахстану перейти к новой несырьевой модели роста.” – отметил главный аналитик QazTech АЛЕКСАНДР ДАУРАНОВ.
«Цифровые платформы и электронная коммерция кардинально трансформируют МСБ, открывая новые возможности. По оценкам, это может привести к увеличению выручки на 30-50%, снижению издержек и расширению географии доставки. Для казахстанского бизнеса это представляет уникальную возможность преодолеть традиционные ограничения, расшириться как на национальном, так и на международном уровнях. Такое развитие укрепит позиции как макро-, так и микробизнеса». – добавила представитель Clever.kz ЖАННА СЫЗДЫКОВА.
Однако существуют значительные риски: экспансия иностранных интернет магазинов ставит казахстанский МСБ в неравные условия и угрожает их развитию. Иностранные интернет-магазины торгуют товаром напрямую с других стран и платят меньше налогов с каждого проданного товара, не создавая внутренней ценности для экономики. Это ставит под угрозу более 1 миллиона рабочих мест.
В ходе обсуждения участники круглого стола поделились своим опытом работы в маркетплейсах и высказали свои мнения касательно рисков по развитию отечественного МСБ.
Необходимость установления четких требований к иностранным маркетплейсам. Предложено разработать четкие требования к иностранным маркетплейсам, работающим в Казахстане, чтобы обеспечить равные условия для всех участников рынка.
«Мы, как отечественные игроки, находимся в непростой ситуации, поскольку наш рынок цифровой экономики ещё не полностью сформирован и явно отстаёт от международных стандартов. С одной стороны, если мы откроем рынок для крупных международных игроков, это может серьёзно подорвать нашу конкурентоспособность. Особенно это касается угрозы со стороны китайских компаний. Я также отмечаю, что в соседних странах, таких как Россия и Кыргызстан, происходят регуляторные изменения, которые делают рынок более открытым. Это создаёт окно возможностей, но, если мы упустим этот момент, предприниматели могут столкнуться с серьёзными последствиями. Хотя важно понимать, что конкуренция и рыночные условия естественны, паниковать не стоит. Однако, в условиях незрелого рынка, реформы не успевают за изменениями. Мы всё ещё сталкиваемся с высокой долей теневой экономики, и организованные компании, которые следуют законодательству и платят налоги, могут оказаться в невыгодном положении. Я вижу потенциальные социальные проблемы, которые могут возникнуть. Важно учитывать, что развитие электронной коммерции зависит не только от крупных игроков и качества сервиса, но и от активного участия малого и среднего бизнеса, который инвестирует в этот сектор.» — отметил заместитель председателя Союза торговых сетей ЕРЛАН ЖАЙЛАУБАЙ.
Угроза демпинга из-за субсидирования продукции. Участники отметили, что крупные иностранные игроки демпингуют и возможно получают субсидирование от своего государства, а цифровые платформы значительно снижают комиссионные сборы. Это создает риск вытеснения казахстанских платформ и производителей с отечественного рынка, что требует внимательного анализа и разработки мер для защиты местных участников.
"Мы сталкиваемся с проблемой демпинга, а также из-за возможного субсидирования иностранных товаров. Когда физические лица покупают продукцию на их маркетплейсах, необходимо рассмотреть возможность введения заградительных пошлин, чтобы защитить отечественных производителей. Подобные вызовы также стоят перед Великобританией и Евросоюзом," — подчеркнул один из участников круглого стола.
«Мы в основном закупаем продукцию у местных производителей Казахстана и часть из России. Для нашей продукции мы требуем, чтобы поставщики предоставляли все необходимые сертификаты и соблюдали установленные стандарты. Кроме того, мы оплачиваем все налоги в соответствии с нашими оборотами. В то же время, компании, которые занимаются демпингом, зачастую уклоняются от уплаты налогов, не проходят сертификацию и не соблюдают регуляторные требования. Это создаёт несправедливую конкуренцию и ставит нас в невыгодное положение, угрожая нашей конкурентоспособности и даже существованию бизнеса. Мы функционируем исключительно в онлайн-торговле, и такая ситуация может привести к серьезным финансовым трудностям», – отметил Генеральный директор мебельного магазина High Tech Way ЕГОР ЯЛБАЧЕВ.
Проблема отсутствия обязательной сертификации и контроля за контрафактной продукцией на маркетплейсах. Обсуждалась необходимость ужесточения требований к продавцам на маркетплейсах для обязательного предоставления данных о сертификации продукции. Участники отметили, что разница в требованиях между различными площадками создает условия для ввоза подделок, что подрывает доверие к рынку.
"Ситуациям с подтверждением качества и подлинности продукции на маркетплейсах оставляет желать лучшего. Мы видим, как на площадках продаются несертифицированные и зачастую контрафактные и поддельные товары под известными марками: LG и Samsung, что серьезно подрывает доверие потребителей и создает неравные условия конкуренции для продавцов оригинальной и официальной продукции, которые соблюдают законодательство, платят налоги и создают рабочие места. Проблема с сертификацией особенно актуальна для продукции, требующей особых норм безопасности. Налицо пробелы в законодательстве, которые требуют скорейшего исправления и решения," — отметил Генеральный директор сетей специализированных магазинов электроники в Казахстане Sulpak ДМИТРИЙ ПРОВКИН.
Дефицит современных складских помещений. Подчеркивалась необходимость создания современных складских помещений с развитой транспортной инфраструктурой для обеспечения эффективной логистики.
"Для поддержки местных игроков и маркетплейсов важно развивать инфраструктуру складских помещений, которая в Казахстане пока остается недостаточной. Некоторые иностранные компании уже получают государственные льготы и активно развиваются. Необходимо создать условия для субсидирования и выделения земель под склады, расположенные вблизи транспортных узлов, что станет значительной поддержкой для малого и среднего бизнеса," — подчеркнул руководитель Office Expert РУСЛАН МУКАШЕВ.
Неравенство в соблюдении норм для товаров, ввозимых для личного пользования, в том числе фитосанитарных санитарных. Было отмечено, что официальные поставщики продукции обязаны соблюдать фитосанитарные и санитарные нормы, тогда как товары, ввозимые для личного пользования, не проходят аналогичные проверки. Это создает арбитражные возможности в экономической деятельности и повышенные риски для общественной безопасности.
"Для официального ввоза некоторых зоотоваров, пищевых продуктов и добавок необходимо пройти множество проверок, получить фитосанитарные и ветеринарные разрешения. В то же время на китайских маркетплейсах такие товары доставляются без каких-либо ограничений. Это влияет на стоимость и сроки доставки, а также создает неравные условия для местных поставщиков," — отметила операционный директор интернет-магазина Flip.kz Юлия Сидоренко.
"Мы успешно сотрудничали с маркетплейсом, который предложил нам дополнительные крупногабаритные машины для доставки. Также было важно наладить авторизацию клиентов, чтобы минимизировать риски и упрощать логистику. Этот опыт показал, насколько важны финтех-решения для развития онлайн-бизнеса," — поделился своим Генеральный директор мебельного магазина High Tech Way ЕГОР ЯЛБАЧЕВ.
Участники круглого стола считают, что необходимо поставить казахстанский малый и средний бизнес в равные условия с иностранными торговыми платформами, которые продают товары в Казахстан, не платя при этом налоги и не создавая рабочих мест. Пользуясь беспошлинным ввозом и другими преимуществами, иностранные компании получают несправедливое конкурентное преимущество, что наносит ущерб отечественным предпринимателям.
Казахстанский технологический бизнес нуждается в защите и поддержке, чтобы обеспечить равные возможности для его развития и предотвратить вытеснение местных компаний с рынка.
Для эффективного решения озвученных проблем QazTech ставит следующие цели:
Дальнейшие меры и приоритетные направления деятельности: