В этом году произошел рост транзитных железнодорожных перевозок через территорию Казахстана, сообщил заместитель премьер-министра – министр торговли и интеграции РК Серик Жумангарин, выступая на пленарном заседании XVIII Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России, передает ИА El.kz со ссылкой на пресс-службу министерства.
В Казахстане сформированы и функционируют 5 международных ж/д и 8 автомобильных транзитных коридоров. Из них 3 ж/д коридоров и 6 авто коридоров синхронизированы с коридорами, проходящими по территории Российской Федерации. За 10 месяцев 2022 года общий объем перевозок в направлении РФ - Центральная Азия, РФ - Китай, РФ - Иран и РФ - Афганистан составил 8,9 млн тонн.
«Для дальнейшего наращивания транзитного грузопотока мы прорабатываем вопрос по открытию третьего железнодорожного перехода между Казахстаном и Китаем в районе Бахты с дальнейшим строительством новой железнодорожной линии «Аягоз-Бахты» и терминалом пограничного перехода», - поделился планами Серик Жумангарин.
Сегодня Казахстан активно разрабатывает альтернативные транспортные маршруты и развивает сеть трансграничных хабов. Особая роль в восстановлении международных логистических цепочек принадлежит транзитному коридору «Север-Юг», который обеспечивает кратчайшие расстояния для перевозки грузов между странами ЕАЭС и Южной Азией, Восточной Африкой и Ближним Востоком.
«Нами активизирована работа восточной ветки коридора через железную дорогу Казахстан – Туркменистан – Иран. В июне 2022 года запущен пилотный поезд из 40 единиц 40-футовых контейнеров со строительными материалами из России, направленный в Индию. За 9 месяцев 2022 года по этому направлению перевезено 79,2 тыс. тонн грузов, что в 8 раз больше показателя прошлого года», - сообщил Серик Жумангарин.
Вместе с тем, по информации вице-премьера РК, успешному развитию коридора «Север-Юг» препятствуют барьеры инфраструктурного и «нефизического» характера. Среди них недостающие звенья и «узкие места» транспортной и логистической инфраструктуры, отсутствие скоординированного сквозного железнодорожного тарифа, бумажные процедуры пересечения границ. Сегодня эксперты насчитывают более 40 подобных барьеров. В итоге почти 50% транзитного времени тратится на пересечение границ, удваивая длительность авто и ж/д перевозок.
«Для устранения «узких мест» по коридору Север-Юг необходимо цифровизировать процесс контроля грузопотока на границах, гармонизировать таможенные процедуры и скоординировать тарифную политику. Ожидаемые результаты такой работы будут сопоставимы с отдачей развития физической инфраструктуры», - считает Серик Жумангарин.
Еще один большой проект Казахстана - развитие сети трансграничных хабов, которая включает строительство пяти приграничных центров торговли, транспортировки, логистики и промышленной кооперации.
Начата работа по созданию МЦТЭС «Центральная Азия» на границе с Узбекистаном. В планах – создание и модернизация центров на внешних рубежах с Россией, Китаем, Кыргызстаном и Ираном. На границе с Кыргызстаном будет создан хаб «Алатау». Это один из самых загруженных транзитных пунктов для товаров из Кыргызстана через Казахстан на север в Россию, Европу и КНР.
В настоящее время идет работа над созданием центра трансграничной торговли «Евразия» в Западно-Казахстанской области, через который пролегают два ключевых коридора «Один Пояс – Один Путь» и «Север-Юг». Индустриальный объект в первую очередь будет интересен для реализации экспортоориентированных проектов обрабатывающей промышленности.
«Географическая близость и доступ к рынкам ЕАЭС в совокупности с привлекательными условиями сделают промышленную зону «Евразия» наиболее выгодным для инвесторов Китая, Индии, Турции. Приглашаем российских коллег и бизнес присоединиться к реализации этого масштабного проекта, который станет индустриально-логистическим хабом на перекрестке экономических коридоров», - озвучил предложение от казахстанской стороны Серик Жумангарин.
При этом вице-премьер РК подчеркнул, что рост транзитного товаропотока, а также наращивание мощностей терминально-складской инфраструктуры позволит обеспечить продовольственную безопасность региона.