В 2021 году исправительные учреждения покинули почти 13 тысяч осужденных, 10 процентов из них за последние полгода попали обратно за решетку. Одной из важных проблем в данном случае остается социальная адаптация бывших заключенных, справится с которой удается далеко не каждому. Какую работу в этом направлении проводят правоохранительные органы, и как это меняет жизнь людей, отбывших наказания, читайте в материале корреспондента El.kz.
По данным Комитета уголовно-исправительной системы МВД РК, сегодня в Казахстане десятки тысяч бывших осужденных проходят ресоциализацию. В целях создания условий для исправления и адаптации на воле бывших осужденных в 2016 году в Казахстане принят Закон «О пробации».
«Пробация - это комплекс правовых и социальных мер, позволяющий сформировать правопослушное поведение, не изолируя при этом преступника от общества. Если быть точнее, есть требования, которые под учетное лицо обязано исполнять», – говорит начальник по руководству службами пробации КУИС МВД РК Александр Тереня.
Например, не покидать в определенное время суток жилище, без уведомления не выезжать за пределы населенного пункта, не посещать увеселительные заведения или не приближаться к учебным или детским заведениям. Начальник по руководству службы пробации уверен, что этим людям необходимо оказать содействие в его трудоустройстве, решении жилищных вопросов для того, чтобы человек не вернулся на преступный путь.
Тереня также добавил, что каждый, кто выходит из мест лишения свободы имеет право обратиться в социальные службы местных исполнительных органов, где помогут найти жилье, трудоустроиться, получить образование, лечение и многое другое.
«Важно создавать условия социальной поддержки, при которых, меры уголовного наказания будут иметь эффект. При этом, необходимо понимать, что только одними усилиями сотрудников невозможно достичь успешного исправления лиц, преступивших закон, поскольку преступность – это явление социальное, на которое влияет множество факторов, в первую очередь связанных с социально-экономической, политической, культурной и иными сферами общественной жизни», – заключил Александр.
Ернар по воле обстоятельств оказался за решеткой, едва переступив порог совершеннолетия. Тех денег, что зарабатывал Ернар, не хватало на арендную оплату. В поисках быстрых денег, он обнаружил бесхозную машину на конце города и угнал ее. Три дня угнанный Lexus 350 простоял под окнами его дома. Ернар решается продать машину. Нотариус, за символичную сумму подделав все необходимые документы, отдал «чистые» бумажки Ернару. Как выяснялось позже, машина принадлежала погибшей девушке. Покупатель нашелся в Шымкенте, готовый отдать всю сумму наличными. Ернар вместе с женой отправился туда ссылаясь на то, что нужно поехать по работе.
В ЦОНе оформленные на покупателя, «чистые» бумажки не вызвали никаких подозрений, но ошибка всего лишь на одну цифру раскрыла крупную аферу, устроенную Ернаром. В тот момент, когда нотариус подделывал документы для него, в документе о доверенности он указал, что она оформлена на Ернара в 2016 году. Но он не знал, что бывшая владелица автомашину погибла годом ранее. И этот просчет всего на один год выяснился уже в ЦОНе во время оформления. Покупатель понял, что имеет дело с краденой машиной и отказался покупать ее. На следующий день горе-продавца задержали сотрудники правохранительных органов. Ернар был осужден по статье 188 часть 3 «Кража в особо крупном размере» на пять лет. Он провел за решеткой год и был досрочно освобожден за примерное поведение. Но, как рассказывает сам Ернар, даже год был для него настоящей мукой.
«За это время осознаешь многое, думаешь о том, что мог поступить иначе, что теперь жизнь после тюрьмы будет куда сложнее, ведь судимым куда тяжелее трудоустроиттся. Я считаю, хорошо, что я попался, ведь если бы моя афера сыграла, я повторил бы это снова, может быть последствия были бы куда страшнее и, соответственно, наказание куда суровее», – поделился своим мнение Ернар.
После досрочного освобождения, Ернара поставили на учет в службу пробации. Ресоциализация шла полным ходом. По его словам самое сложное, с чем ему пришлось свыкаться – это возможность свободно распоряжаться своим временем.
«Первое время на воле, автоматически следовал тому графику, который был в учреждении. Отбой в определенное время, также и с подъемом. Порой даже не привычно было не видеть заборы», – вспоминает Ернар.
Основная работа службы пробации заключается в контроле и социализации лиц, отбывших наказание. Так, на пути к исправлению Ернару оказывалась различная помощь со стороны сотрудников. Не теряя времени, он решился осуществить свою мечту, стать тренером по каратэ. Первые три месяца шли на ура. Но нагрянувшая пандемия перечеркнула все планы. В период карантина он брался за любую работу, подрабатывал курьрем. На данный момент Ернар поступил в вуз на заоченое отделение факультета юрисприденции. Молодой человек считает, что в современном важно иметь высшее образование. К тому же у него есть огромная мотивация в лице его супруги и сына...
Фото: Пресс-служба КУИС«Жизнь не потеряна. Все еще впереди. Я думаю у меня все получиться, ноги руки есть, голова работает», – сказал он на прощание.