Как воспитать хороших детей

29 Ноября 2017, 17:35 11590

Рашид и Баян Жапановы воспитали троих детей, каждый из них наделен особым талантом и добился признания 

Рашид и Баян Жапановы воспитали троих детей. Сегодня они все живут в Астане. А родители по-прежнему остаются в Экибастузе. Но несмотря на это, каждый праздник они собираются всей своей дружной семьей, да и в будни не теряют связь друг с другом.  Двое старших сыновей уже создали свои семьи и нашли себя в любимом деле. Младший сын учится в университете. Каждый из них наделен особым талантом и добился признания не только в Казахстане, но и на международном уровне. О том, как воспитать своих детей хорошими людьми рассказал глава семьи Рашид Жапанов.

- Вообще в нашей семье все рисуют кроме меня. Я могу идею подать, но я так нарисую, - едва сдерживает смех Рашид Алтыбаевич. Вообще дети у меня корректные, они так посмеются по-доброму, не обижая меня. Потом делают, как я задумал. Когда они что-нибудь делают на историческую тему, рисуют что-то, они меня спрашивают, как правильно, потому что я по образованию историк. Иногда Баян с детьми советуется в вопросах, касающихся искусства. Они уже взрослые и во многом разбираются. Мы с детьми находимся в постоянном творческом контакте.

Касымхан

Рашид и Баян поженились в 1987 году. Спустя год в их семье появился первый ребенок и они назвали его Касымханом. Когда мальчику было чуть больше года, он уже рисовал.

- Люди могут и не поверить, но мы наблюдали за каждым его шагом с самого рождения, так как это был первый ребенок в нашей семье. Когда он только начал ходить, мы ему давали бумагу и карандаши, и он мог целыми днями сидеть и рисовать. Он был усидчивым ребенком. Уже в год он выводил контур человека. Знакомые и друзья удивлялись и говорили: «Наверное, он у вас будет художником», - вспоминает отец. - Но в художественную школу он не ходил. Это, наверное, от Бога талант, да и от мамы передалось по наследству, ведь его мама художник. Говорят, что мальчику передаются по большей части гены матери. 

Касымхан автор герба Павлодарской области. Это он разработал его. Он придумал дизайн логотип чемпионата мира по тяжелой атлетике, который проходил у нас Алматы. В Казахстане ведь много спортивных мероприятий проходит, и к Касымхану часто обращаются, чтобы он разработал логотипы. В Астане открыли музей олимпийских чемпионов и для этого музея мой старший сын полностью сам разрабатывал дизайн. Буквально недавно он сделал разработку статуэтки для лучшего спортсмена 2017 года. А когда Касымхан учился в 10 классе, он придумал логотип отдела образования.

Касымхан ходил со своей мамой в университет, когда она там училась, и рисовал сидел, пока у нее шли занятия. И там преподаватели говорили, что он очень хорошо рисует, высокий уровень у него. А когда он сам поступал в университет, его преподаватели были удивлены, узнав, что он не учился в художественной школе, но при этом так хорошо рисует. Старший сын смог поступить на грант и был гордостью университета. Его фото там в университете висело. Он нам даже об этом не говорил. Мы узнали об этом от среднего сына, когда он поступил в тот же университет.

Сегодня у Касымхана подрастает маленькая дочь Айша. И супруга Айым мечтает, чтобы она была похожа на папу. У Касымхана есть свой бизнес в сфере архитектуры. Он стал дизайнером. Это дело ему очень близко. Он окончил магистратуру в Казахском агро-техническом университете именно по этой специальности. Еще будучи студентом Касымхан занимался дизайнерскими разработками.

Ислам

Когда Касымхану было 3 года, у него появился младший брат Ислам. Он тоже с детства был очень спокойным ребенком и также любил рисовать. 

- Когда Ислам стал постарше, он занимался резьбой по дереву. Его работы до сих пор хранятся у матери в школе. А вообще он делал упор на спорт. Я думал, что он спортсменом станет, - говорит отец.

Не так давно Ислам женился. Супруга Аспет родила ему сына, которого они назвали Ибрагим. У молодой семьи есть собственный бизнес, и они очень любят путешествовать. Поэтому стараются каждые три-четыре месяца выезжать куда-нибудь за рубеж. Искусство сейчас отошло для Ислама на второй план, но он все же не перестает рисовать. Он разрабатывает логотипы для казахстанских компаний и просто рисует для души. Хоть он и не стал спортсменом, но поддерживает хорошую физическую форму и регулярно ходит в спортзал. 

Динмухамед

Самый младший сын в семье Жапановых появился на свет в июне 1999 года. Его назвали Динмухамед. С малых лет Димаш был очень неусидчивым и энергичным ребенком, в отличие от своих старших братьев. Он все время бегал, спокойно ходить не мог. Даже с одной комнаты в другую он бегал, а еще очень любил танцевать.

- Наш старший сын Касымхан профессионально играет на домбре и на гитаре. И когда он еще в детстве играл, Димаш, будучи еще совсем маленьким, подтанцовывал ему. А когда Димашу исполнилось пять лет, мы отдали его отдали на танцы в коллектив «Джуманджи» в ГЦК «Онер», чтобы он развивался в этом направлении. Для спорта тогда он был еще совсем маленьким, а танцы ему очень нравились. Его руководителем была Шваб Ольга Александровна. Когда мы его забирали с репетиций, руководитель говорила, что он любимчик публики и что он очень одаренный ребенок. Ольга Александровна отказывалась брать с него оплату и говорила: «Мне от него денег не надо. Только бы он продолжал заниматься. Таких как он очень мало. Когда я показываю движения, он единственный сразу может повторить их от начала до конца. У него очень хорошая память и манера исполнения. Он все схватывает на лету».

Таланты Динмухамеда не могли остаться незамеченными. Да и родители делали все, чтобы их развивать. Еще в детстве Димаш занимал первые места со своими рисунками и танцами на международных конкурсах в Корее, на Каннском фестивале во Франции.

- А именно танец «Кара жорга» как он научился танцевать?

- Сейчас же все дети достаточно продвинутые в плане информационных технологий. Димаш, как и многие его сверстники, с детства сидел в интернете и наблюдал, как люди танцуют. И вот, видимо, больше всего ему понравился именно танец «Кара жорга» и он стал смотреть, как его танцуют на видео и сам повторял.

- Но он танцует не как все. У него в исполнении есть какие-то особые элементы, которых нет в исполнении других танцоров. Он сам придумывал эти движения?

- Да, он придумывал и дорабатывал их сам. У него также были профессиональные учителя. В 2011 году Касымхан работал в команде дизайнеров, которые разрабатывали дизайн атрибутов, костюмов, транспорта для Азиады. Благодаря этому ему удалось взять на всех нас пригласительные. Моя семья поехала на Азиаду, но я не смог, не получилось отпроситься с работы. Так вот там на Азиаде выступали два человека. Собиратель казахских танцев Жамали Дихан (он профессиональный спортсмен, артист, снимается в кино, каскадер) и дедушка Арыстан қажы Шадетұлы вдвоем танцевали на сцене танец «Кара жорга». И Димаш там «засветился». Пока они танцевали, младший сын не мог усидеть на месте. Он подошел к сцене и стал танцевать там внизу. В это время выступающие на сцене мужчины и представители городской администрации, которые сидели на первых рядах, оказывается, наблюдали за Динмухамедом. 

И когда музыка закончилась, Димаш хотел вернуться на место, но тут подбежали люди,  стали говорить, что им хотелось бы, чтобы Димаш выступал вместе с ними. А у него же тогда костюма не было. Представители акимата, сказали, что подберут ему костюм. Как раз во время Азиады в Астану съезжались народные мастера и среди их работ Димашу подобрали костюм. 

Уже после двух репетиций сын танцевал с ними на сцене. Некоторым движениям они его и научили тогда. У него просто есть чувство ритма, и он все сразу же может повторить. Эти люди предложили Димашу поехать за границу, чтобы вместе выступать. Но я не разрешил. Тогда они сказали, что приедут в Павлодарскую область, чтобы выступить с ним.  Они выступали в Аксу, в Павлодаре и у нас в Экибастузе. Останавливались они тогда у нас, я не мог допустить, чтобы такие гости ночевали в гостинице. Я узнал об этих людях очень много интересного.

Когда Димаш еще жил с нами в Экибастузе, сюда приезжали артисты из Китая. Они сами казахи, но жили в Китае. И когда они увидели, как Динмухамед танцует, подошли и сказали мне: «Это вообще наш танец! У нас в Китае среди казахов он очень популярен. Но такого исполнения, как у Вашего мальчика, мы еще не видели. Это бесподобно, очень зрелищно, красиво!». Мне было очень приятно слышать эти слова. Это была очень высокая оценка, так как сами они профессиональные артисты, если не ошибаюсь, они все заканчивали Пекинский университет искусств. 

Когда Димаш выступал на Каннском фестивале, в жюри там были профессионалы с мировым именем. И Димаш занял сразу два первых места за артистизм и за исполнение, и ему вручили два кубка и дипломы. Эту поездку никто не финансировал. Мы сами собрали деньги, и он поехал туда. Димаш сейчас учится на втором курсе Евразийского национального университета в Астане на факультете информационных технологий.

Младший сын, как и старшие, очень скромный, и когда он поступил в университет, никому не рассказывал о себе, о том, что он умеет танцевать. Но его преподаватель, как она сама рассказала мне, стала замечать, что он не совсем обычный парень. Набрав его фамилию и имя в поисковике, увидела, что, оказывается, он занимал первые места по рисункам и по танцам на международном уровне. Преподаватель сказала мне, что скромность это, безусловно, хорошая черта, но талант нельзя скрывать в себе, его надо развивать и дальше. После этого сын стал выступать и в университете на разных мероприятиях. Его очень хорошо принимают. На посвящении в студенты он вместе с однокурсницей танцевал свой традиционный танец «Кара жорга» перед всем университетом. 

- В кого из вас такие хорошие дети?

- Я сам по себе спокойный и Баян такая же. Поэтому у нас и дети такие же. Мы просто направляем их, насильно не принуждаем чем-либо заниматься. Они всегда сами выбирали, что им больше по душе. Все трое учились в школе хорошо.
И тяга к знаниям в них не угасает. Сейчас мои дети стали больше читать, чем раньше. Стараются читать книги, которые популярны в мире и мне предлагают. Они росли, как и все дети – также бегали на улице, играли, но долго не задерживались. У них и друзья все хорошие, образованные, успешные, трудолюбивые, не увлекаются алкоголем, увлечены любимым делом, в основном без вредных привычек.  При этом не могу сказать, что я много вкладывал в их воспитание. В основном супруга занималась воспитанием сыновей. Больше она сидела с ними. А я пропадал на работе целыми днями.

Чему-то я сам учусь у своих детей. Например, в детстве Касымхан с Исламом как-то попросили меня купить им компьютер. Я им пообещал. А потом один знакомый мне сказал «Ты знаешь, я вот тоже купил детям компьютер, а они из-за этого учебу запустили, стали отставать по успеваемости в школе, зрение садится». И тогда я своим детям сказал, что я передумал, и компьютер мы брать не будем. Они мне тогда ничего не сказали. А потом оказывается пошли к матери и спросили «Почему отец всегда говорит, что если мужчина что-то сказал, то он обязательно должен это сделать, что он должен отвечать за свои слова. А сам теперь не хочет нам компьютер покупать. Он ведь обещал». Мне Баян об этом рассказала и мне стало очень стыдно, и я буквально через пару дней купил им очень хороший компьютер. Перед этой важной покупкой я поставил детям условие, что они не будут запускать учебу и засиживаться подолгу за компьютером. И они сдержали свое обещание, использовали его только для важных дел. Мне не приходилось их прогонять из-за компьютера. Часами за ним они не сидели.

- Поделитесь секретом, как воспитать таких детей, как у Вас?

- У меня часто об этом спрашивают, и я всегда отвечаю «кнутом и пряником». Я всегда был с ними в меру строг. Мне не нравится, когда сюсюкаются с детьми. Девочки само собой, но когда мальчик растет он должен понимать, что он будущий мужчина, должен уметь за себя постоять, защитить своих близких. Если мужчина не может постоять за себя, то какой же он тогда мужчина?! Я старался найти время, чтобы увлечь сыновей спортом. Мы вместе ходили в бассейн, подтягивались, бегали. Физическая подготовка очень важна для мужчины. Я всегда любил спорт, поэтому в армии мне было легко, и я хотел, чтобы мои сыновья были такими же, чтобы выросли сильными и крепкими. Пусть не на профессиональном уровне, но для себя все равно надо заниматься. И все мои дети любят спорт.

- Рашид Алтыбаевич, а Вы где работаете?

- Я сам по образованию историк, а работаю в охране на железной дороге. Просто, когда я окончил университет, учителя получали всего 2 тысячи рублей. Поэтому учителем не пошел работать. В те годы 50 процентов учителей в Экибастузе ушли из школ.
Помню, когда я устраивался на ГРЭС, меня в отделе кадров не хотели принимать. Мне сказали: «Извините, у Вас образование педагогическое, а у наших детей в школе историка как раз нет». Я ответил: «Пусть в школе платят как здесь у Вас на ГРЭС и тогда я буду там работать. Это лучше, чем пыль глотать». Тогда тяжело вообще было устроиться на ГРЭС, но меня приняли.

- А супруга Ваша работает учителем?

- Да, она преподает изобразительное искусство в 22 школе. Она сначала здесь в Экибастузе окончила педучилище, а потом в Павлодаре в ИнЕУ училась на дизайнера. Раньше она только рисовала. В 1989 году умер ее отец. После случившегося мы поехали в ее родной аул Оленты. Родственники посоветовали нам взять благословение у местного старика. Его звали Жандарбек ата (его в области называли Қожа ата), он обладал даром провидения. И когда мы сели перед ним, он сказал: «Доченька, у тебя в руках талант есть». Мы подумали он имеет ввиду то, что она рисует, шьет, вяжет и умеет делать руками все, что женщине положено. 

Через некоторые время Баян стала пробовать лепить из глины, когда занималась дома с сыновьями и у нее очень хорошо получалось. Тогда еще строили церковь рядом с нашим домом. И мы с детьми ходили туда на стройку и собирали глину. Потом дома я ее месил, она получалась густая, хорошая. И Баян стала лепить из нее. Первая ее работа была бюст ее отца. Она лепила его по фотографии. Скульптура получилась очень похожей. И так она стала делать разные фигуры, людей.

Но образования скульптора у нее не было. Баян стала читать больше литературы о скульптурах, общаться с художниками. В 1998 году Баян пригласили принять участие в конкурсе творческой молодежи Казахстана «Шабыт». Она не ожидала приглашения. И когда мы были там, я подходил и спрашивал у скульпторов, нравится ли им ее работа, оставляя в секрете, что это работа моей жены. И они отвечали, что это очень хорошая скульптура профессионального уровня. Тогда мы поняли, о чем говорил Жандарбек ата.
Баян сделала для города бюсты Абая Кунанбаева, Естая Беркимбаева, Мухтара Ауэзова, которые были установлены на одноименных улицах. Она также сделала скульптуру Султанмахмут Торайгырова, чьим именем названа школа, в которой работает моя супруга. Его по указанию акима поставили прямо около ее школы.

На остановке «Парковая зона» есть малые архитектурные формы, в создании которых мы также приняли участие. Мы сделали двух журавлей, которые установлены на водопаде. Делали мы их из металла на заводе МВИ за первой станцией. Баян говорила, что и как делать, а сварщики варили под ее руководством.

- Рашид Алтыбаевич, какие у вас есть семейные традиции?

- Все праздники мы проводим вместе. А когда дети приезжают сюда в Экибастуз, они в первую очередь идут к своей бабушке, маме Баян. Она у нас уже старенькая, ей 94 года. Ее зовут Орынжан. Она тоже принимала участие в воспитании наших детей. На 8 марта мы все обязательно собираемся у бабушки, мы очень любим ее и уважаем. Особенно к ней привязан Ислам. Он у нас с детства очень ласковый и любимый внук бабушки. Ислам самый человечный, заботливый, добрый в нашей семье.

У нас очень хорошие дети. Может быть мне так кажется, потому что они мои сыновья, но люди тоже зря говорить не станут. Нам с Баян часто говорят, что мы очень хорошо их воспитали. А я благодарю Всевышнего за то, что он подарил мне так. 

Анастасия Дзюбак
Поделитесь: