Как у подростков из детских домов появились значимые взрослые

4 Августа 2021, 17:20 4906

Несколько лет назад благотворительный фонд «Дара» объявил о старте уникального проекта «Наставники». Это когда для подростка из детского дома подбирают человека, который может стать для него значимым взрослым. Наставник встречается с подростком в свободное время, рассказывает о своем опыте, передает жизненные навыки и становится настоящим другом. О том, насколько организаторам удалось реализовать поставленные цели, мы поговорили с директором проектов и программ фонда Айнур Аймурзиной.

 - Айнур Женисбековна, расскажите о вашем проекте «Наставники». В чем его цель и особенность?

- Особенность нашего проекта заключается в том, что он направлен на социализацию подростков из детских домов. Каждый ребенок должен расти в семье. И если вдруг он попал в детский дом, конечно же, оптимальным вариантом для него будет вернуться в свою биологическую семью, либо в замещающую приемную. Но мы видим, что есть некие особенности: на детей более старшего возраста, грубо говоря, очереди нет. Поэтому, делая различные проекты в детских домах, мы поняли, что пока у ребенка не будет значимого взрослого, который будет уделять ему свое свободное время, передавать знания и опыт, помогать ему социализироваться в обществе, об успешности детей говорить не стоит.

Цель – подготовить к самостоятельной жизни, раскрыть потенциал детей, чтобы они стали полноценными гражданами общества. По статистике, в странах СНГ 10% детей в первый год самостоятельной жизни заканчивают самоубийством, 80% имеют высокий риск попадания в криминальную среду. Им сложно вести полноценную жизнь, строить отношения. Это все последствия проживания в закрытом интернате, а также детских травм.

Сейчас наш проект работает в 12 городах: Нур-Султан, Алматы Караганда, Темиртау, Шымкент, Кызылорда, Усть-Каменогорск, Семей, Костанай, Атырау, Актау и Уральск.

Проект финансируется частными физическими лицами, а также различными спонсорами. Мы не работаем с государственными средствами.

- Как пришла идея создания подобного проекта в Казахстане? Оправдал ли он ваши ожидания?

- До момента запуска проекта «Наставники» мы пробовали разные виды работы с детскими домами: внедряли образовательные курсы для поступления в ВУЗ, дарили подарки и отмечали именины детей, старались что-то организовывать для их развития. Но со временем стали понимать, что все это не работает, дети не мотивированы, они не хотят учиться, и требуется индивидуальное сопровождение каждого ребенка. Мы изучили опыт аналогичных программ, например, американской «Big brothers, big sisters», украинской «Одна надежда». Мы взяли эту методику, адаптировали под местные реалии. Оправдал ли проект «Наставники» наши ожидания, говорить еще рано, потому что такие проекты идут годами. Наш проект работает семь лет. Есть три выпуска. Когда проекту исполнится 10 лет, мы будем заказывать исследование о том, как меняется жизнь детей. Вопрос здесь не только в том, что дети поступают в вузы с помощью наставников, находят работу, но здесь еще вопрос эмоционального характера. Для нас важно знать, насколько они способны создавать свои семьи, быть в семье, не расходиться, не оставлять своих детей. Мы хотим, чтобы и в этом у ребят все было хорошо.

- Как происходит поиск наставника для ребенка? Какие критерии рассматриваются при отборе? Как происходит отсев?

- Любой желающий может заполнить анкету. В основном сейчас мы работаем через социальные сети плюс мощный инструмент – это сарафанное радио, когда люди рассказывают друг другу о проекте. Также мы приходим в компании, информируем о своей работе и наборе наставников. Таким образом мы стараемся максимально широко освещать деятельность проекта, потому что отбор достаточно жесткий. Всего лишь 5% заявителей остаются до конца, проходят весь отбор, подписывают договор. Если говорить о цифрах, за 7 лет мы получили более 4000 анкет, договор подписали 180 наставников. Отсев проходит четырехэтапный. Потенциальные наставники должны быть старше 25 лет – это возрастная категория, которая уже имеет некий опыт самостоятельной жизни, построения отношений, карьеры. Участники проходят тестирование, затем обучаются в Школе наставников – на данный момент она в онлайн формате проходит. Далее наставник беседует с психологами и обучается на практических тренингах. Мы полностью проверяем людей на мотивацию. Порой на отбор у нас уходит три месяца. Главное понимать, что человек должен быть стабильным, ведь в проект он приходит как минимум на два года.


- Сколько было создано пар наставников и детей за все время существования проекта?

- Сейчас у нас работают 180 пар. Есть три выпуска, то есть, когда дети уже выпустились из детского дома, но продолжают общаться со своими наставниками.

- Как проходит их совместное времяпрепровождение?

- Во время школы наставников мы озвучиваем общую информацию, какие этапы есть, как построить доверительные отношения. Первые полгода отдаются на то, чтобы просто создать доверительные отношения у пары. Для этого они проводят совместно время: наставник беседует со своим подопечным, идет некая передача опыта. Ребятам важно увидеть все своими глазами. Даже элементарно во время пользования микроволновой печи он объясняет, как ею пользоваться, потому что у детей в детском доме нет микроволновки. Даже если есть, они доступ не имеют. Были моменты, когда у детей был культурный шок при виде холодильника. Любое времяпрепровождение идет с элементами обучения.


- С какими проблемами чаще всего сталкиваются наставники на первых порах?

- На первых порах обычно особых проблем не бывает. Чаще это период знакомства, когда и взрослый, и ребенок хотят показать себя с лучшей стороны. Встречи проходят на подъеме, но бывает, что и дети, и взрослые испытывают больше стеснения, не знают, что можно спрашивать друг у друга, а что нет. А бывали случаи, когда ребенок на первой же встрече рассказывал наставнику все и не только положительное и нейтральное о себе, но и про то, что курил, про какие-то свои хулиганства. Наставник точно не ждал такого. В целом, в начале развития отношений, участники проецируют друг на друга какой-то образ, ребенок и взрослый вступают в это знакомство со своими ожиданиями, даже если говорят, что ожиданий у них нет. Постепенно общение в паре становится все расслабленнее, неформальнее и, наконец, можно проявлять себя по-настоящему. Наставник может столкнуться с неожиданным поведением подростка, даже с конфронтацией, либо сам стать более принципиальным в каких-то моментах. Начинается настоящая «притирка» двух характеров. Отношения переходят от стадии к стадии. При этом нет цели избежать конфликтов, есть цель через них пройти, чтобы стать ближе и понятнее друг другу. У самих наставников бывают трудности — не могут отказать ребенку, поставить границы. Но для наставника это очень нужное качество, а эти границы нужны, прежде всего, самому подростку.

- Бывали ли случаи, когда кто-то из сторон отказывался от продолжения наставничества или наоборот, усыновляли своих подопечных?

- Да, бывали. У нас есть четко отработанный процесс для таких случаев. Если наставник уходит, и он не может продолжать свои функциональные обязанности по договору, как минимум три раза пара встречается, они делают общие выводы из их отношений по тому, что важно взять из этих отношений максимум и идти дальше. Если ребенок привязался к своему наставнику, мы подключаем психологов, но такое происходит очень редко. Усыновление подопечных тоже было. За семь лет примерно 20 детей нашли свою семью в лице наставников.


- Расскажите о книге «Наставники: реальные истории дружбы с детьми из детского дома»? Как пришла идея написать эту работу? Кто ее автор?

- Идея была давно. Каждый год мы делаем опросы, проводим интервью с участниками проекта. Никакие тесты не покажут те изменения, которые происходят в паре, в частности в детях. И только во время свободного общения с открытыми вопросами мы видим, как ребенок меняется. Один из таких результатов мы решили оформить в виде книги. Авторские права зарегистрированы на меня, как на руководителя проекта, но это совместная работа с координатами проекта в трех городах: Алматы, Нур-Султан и Караганда. Психологи также принимали участие. Они писали общие статьи для подростков и их родителей и для всех, кто связан с подростками.

- Когда она была опубликована и сколько экземпляров уже продано?

- Книга доступна с 31 мая на крупнейшей платформе электронных книг «ЛитРес». Планируем запустить ее в твердой обложке в сентябре. Книга состоит их трех частей с реальными историями детей и их наставников. На данный момент продано около 90 экземпляров. Все вырученные средства с продажи книги будут направлены на оплату услуг репетиторов для воспитанников детских домов и домов юношества в рамках проекта «Наставники».

Фото с сайта dara.kz


Салтанат Сураганова
Поделитесь: