Как спасали бизнес во время карантина рассказали предприниматели Казахстана

31 Мая 2022, 21:00 43791

Пандемия поставила под угрозу не только здоровье и жизнь населения практически всего мира, но и мировую экономику. Карантинные меры заставили содрогнуться даже крупные мировые компании, не говоря уже о мелких производителях. Многие предприниматели, в том числе и в Казахстане, были вынуждены закрыть свой бизнес. Но есть и те, кому удалось выйти из положения и сохранить производство. Какие меры позволили остаться на плаву и не обанкротиться, рассказали отечественные производители.

Директор ТОО «Арко Групп 2011» Смаилов Аслан построил свой бизнес с нуля. Маленькими, но верными шагами мыловар выстраивал стратегию развития своей небольшой компании. Когда в мире была объявлена пандемия, ему пришлось находить нестандартные решения, чтобы остаться на плаву и не потерять производство.

- Аслан, расскажите, как пандемия сказалась на вашем бизнесе.

- Мы больше пострадали уже после карантина. Наша фирма производит бытовую химию - жидкое мыло, средство для посуды, для стирки, белизну. В 2020 году мы еще как-то «выплыли» за счет того, что немного переориентировались. Когда наши клиенты были вынуждены закрыться на карантин, и наша продукция оказалась невостребованной. При поддержке Национальной палаты предпринимателей мы смогли получить разрешительные документы и стали выпускать косметические антисептики. Благодаря этому мы пережили 2020 год Делать антисептики медицинского назначения для медучреждений мы не могли, так как для этого нужно получить лицензию и соответствовать определенным стандартам. А это очень большие затраты, которые нам не по карману.

В 2021 году все стали потихоньку открываться и наш товар снова стали покупать. Однако возникли трудности с сырьем. Весь год нас лихорадило: то одного не было, то другого. Все сырье привозное, импортное. В Казахстане его никто не выпускает и альтернативы никакой не было. Наши поставщики сырья – Китай, Египет, Турция, Европа, Россия. А в Казахстане только вода, работа и тара. Тогда нам пришлось сократить штат в два раза. Если до 2021 года у меня работало двадцать человек, то сейчас всего девять, включая меня.

- Сколько лет вашему бизнесу?

- Уже девятый год. Но я мог бы построить его намного быстрее и выйти на хорошие обороты. При хорошем долгосрочном финансировании для достижения сегодняшних результатов мне хватило бы и двух-трех лет.

У нас есть много государственных программ для поддержки предпринимателей. Я пользуюсь ими и это очень помогает в развитии производства. В кредит купил производственную базу, оборотку приобрел тоже в кредит через программу, начал выпускать малолитражную продукцию. Но пока я все делаю вручную, потому что у меня нет больше залога, чтобы взять кредит на оборудование, открыть собственную линию, приобрести помещение под склад. Я не прошу дарить мне деньги. Но если бы государство давало большой кредит на 15-20 лет под 6% годовых, я бы смог сделать следующий шаг в развитии своего бизнеса намного быстрее.

Недавно я взял кредит, но мне этих денег не хватило. Так как у меня не раскрученный, не брендовый товар и о нем никто не знает, мне приходится давать поставщикам товар в долг, и только после того, как они его продадут, они отдадут мне деньги. Получается, что большая часть денег, которые я взял в кредит, сейчас находится у оптовых покупателей в товаре. Если я покупаю тару, завод как минимум продает 10-20 тысяч бутылок, так же и в остальном. И на все это нужны большие деньги. Нужна реклама, логистика. 

Сейчас технологии позволяют открыть собственную линию и за счет этого значительно снизить стоимость своего товара. А у меня нет такой возможности, мы все разливаем вручную, поэтому и себестоимость товара выше, чем у конкурентов. Поэтому я продаю намного меньше.

Еще одна проблема – это то, что у нас нет выхода на крупные магазины. Люди, которые там есть на местах, ничего не решают, а по телефонам, которые мы оставляем там, никто к нам не перезванивает. В прошлом году мы договаривались с одним из магазинов. Они хотели, чтобы мы выпускали продукт под их брендом, при этом он должен быть очень дешевым. Но если он будет дешевым, значит он будет некачественным. А я, как производитель, не хочу выпускать некачественный товар.

- Какую помощь по вашему мнению может оказать государство предпринимателям?

- Я часто вижу, как чиновники рапортуют об успешном развитии экономики, о поддержке малого и среднего бизнеса, озвучивают впечатляющие цифры. Но лично ко мне никто ни разу не пришел и не спросил, что нужно для того, чтобы поддержать мой бизнес.

Что бы мы не выпускали, будь то мыло, кирпич или бутылка – у всех предпринимателей проблемы примерно одинаковые. На развитие бизнеса нужны долгие деньги. Тем более сейчас из России к нам едет очень много специалистов, инженеров. Если мы сейчас оснастим производственников оборудованием и длинными деньгами, то очень скоро мы сможем выпускать свою отечественную продукцию по конкурентоспособной цене, а значит будет значительный экономический рост и потребитель будет доволен. Ведь мы будет выпускать товар в первую очередь для своей страны, а потом уже будем выходить на иностранного потребителя.

- В 2022 году ситуация с сырьем улучшилась?

- Сейчас сырье уже возят, но цена на него выросла ровно в два раза. Если я сейчас в два раза подниму, у меня товар будет стоять, не будет продаваться. Поэтому приходится как-то выкручиваться, принимать меры, чтобы сдерживать цены.

 

Директор ТОО «НПК Свет» Дмитрий Ярышев с 2005 года занимается продажей осветительных приборов. В 2011 он решил производить их сам. Его компания занималась оснащением светодиодными светильниками десятков объектов Экибастуза, Павлодара, Петропавловска и других городов нашей страны. Но с приходом пандемии возникла угроза ликвидации вполне успешного до этого времени производства.

- Дмитрий, как ваша компания пережила карантин?

- Мой бизнес существует уже одиннадцатый год. Я занимаюсь производством светодиодных энергосберегающих светильников. Как и в любом другом бизнесе, здесь бывают взлеты и падения, но пандемия стала настоящим испытанием на прочность. Предприятие было на грани банкротства.

С января 2020 года китайское правительство остановило все заводы, объявило жесткий локдаун. С этого времени мы не могли получать комплектующие для нашей продукции. Их не производят ни в России, ни в Казахстане – нигде, кроме Китая. Так как вся наша работа из-за этого остановилась, нам стало нечем платить налоги, кредиты. В то время у нас были кое-какие средства на счетах. Это была предоплата клиентов. Однако банк стал снимать эти средства в счет погашения кредитов. И так происходило каждый раз, когда нам перекидывали предоплату. Хотя я неоднократно объяснял представителям банка, что эти деньги нужны на приобретение комплектующих, которые нужно закупить для выполнения заказа. Но международному банку это бесполезно объяснять. Там никто нас слушать не стал.

В конце 2019 года перед пандемией у нас закончилась кредитная линия, мы собрали документы, подали в Народный банк на возобновление кредитной линии. Но так как в то время возникало много трудностей в связи с карантинными мерами, многие уходили удаленную работу, нам протянули возобновление кредитной линии до сентября. А воспользоваться мы смогли ею только в октябре. Мы вообще были на грани банкротства. Из-за неуплаты налогов у нас возникли проблемы с налоговой. Нам сказали, что если мы не оплатим НДС, то они проведут проверку и подадут на банкротство.

Но благодаря тому, что банк второго уровня все-таки возобновил нам кредитную линию, я снял деньги, заплатил налоги, НДС, чтобы решить все проблемы с налоговой. После этого мы начали потихоньку работать. Это были очень небольшие заказы, так как многие компании встали и сократили свой бюджет. В 2020-2021 годы было очень тяжело. У меня уволился практически весь штат, осталось всего три человека, а было 13 сотрудников. Мне приходилось брать кредиты, чтобы хоть как-то выплачивать зарплату сотрудникам.

Ситуация стала выправляться только к концу 2021 года. Но в феврале 2022 года из-за событий в Украине начались колебания курса валют, соответственно наши клиенты урезали бюджеты и снова начались проблемы. Сейчас вот взяли крупный проект.

- Может ли государство как-то поддержать вас?

- Я знаю, что в других странах, даже в том же Китае, компаниям, чья деятельность направлена на энергосбережение, предоставляются налоговые скидки, у них есть скидки по таможенным пошлинам. Если такое вести в Казахстане, то это было бы нам в помощь.

Здесь у нас в Казахстане практически ничего не производится. Элементарно болты мы покупаем в России. И когда мы покупаем это все, мы платим НДС сполна. А это очень большая налоговая нагрузка, особенно сейчас. А также необходимо чтобы нас профинансировали под беспроцентный кредит на 1-2 года.

Фото из личного архива спикеров. 

Анастасия Дзюбак
Поделитесь: