Вы знаете, что казахстанский франчайзинг начинается с появлением завода «Coca-Cola», открытой по сублицензии турецкого лицензиара одноименной торговой марки? Завод был построен в 1994 году, тем самым ознаменовав начало т. н. «качественного присутствия» иностранной компании в виде открытия своего производства в стране. Таким образом, продукция знаменитого производителя напитков стала доступна не только в форме банального импорта, но и в виде национального продукта, в создании которого участвуют местные работники компании.
С тех самых пор данный вид рыночных отношений в нашей стране стал приобретать яркую актуальность. А, если говорить совсем откровенно, Казахстан является лидером сектора франчайзинга в Центральной Азии.
Если и вы заразились идеей вести бизнес с помощью франчайзинга, то данная статья поможет вам легко разобраться в процедуре разработки франшизы.
Что такое франчайзинг и франшиза?
НЕ путайте франчайзинг с франшизой!
Франчайзинг - это система ведения бизнеса, при которой одна сторона (франчайзер) передает другой (франчайзи) право на использование технологий ведения бизнеса в документированной форме, то есть это форма ведения бизнеса, основанного на продаже прав (франшиз).
Франшиза - это права на ведение бизнеса по технологиям франчайзера и форма тиражирования этой самой системы ведения бизнеса, которая может включать (а может и не включать) ограниченные права на использование товарного знака и/или знака обслуживания. Словом, франшиза - это франчайзинговый пакет документов и материалов. Известность бренда бизнеса франчайзера желательна, но это не непременное условие успешности франшизы. Пример: франшиза No1 в мире SubWay (сеть ресторанов) была создана людьми, не имеющими НИ ОДНОГО СОБСТВЕННОГО ресторана - все рестораны франчайзи.
На какой законодательный документ нужно ссылаться?
Для начинающего бизнесмена важно ознакомиться с такими документами, как Закон Республики Казахстан «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» и Закон Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Они в свою очередь направлены на развитие и государственную поддержку франчайзинговой деятельности в Республике Казахстан.
«Созрел» ли ваш бизнес для запуска франшизы?
Ответьте на этот вопрос честно, потому что от того, готово ли ваше «детище» к подобной революции, зависят дальнейшая судьба предприятия, ваша репутация, ваши деньги, коллективный настрой.
Если вы:
- открыли компанию с краткосрочной перспективой
- владелец не прибыльной компании
- как руководитель ведете бизнес не открыто, замечаете за собой какую-то недоговоренность
- отказываетесь от сотрудничества
- не хотите развивать бизнес, применив в нем инструменты онлайн-поддержки (обратная связь, дистанционный контроль партнеров), то франчайзинг не для вас. Но вы всегда можете купить франшизу уже успешных стартапов. В теории она позволяет вернуть вложения быстрее, чем при запуске бизнеса с нуля.
Более того, сейчас на покупку франшизы можно получить государственный грант в рамках программы «Дорожная карта бизнеса».
Если же у вас есть основа, есть собственные результаты, то вполне возможно, что франчайзинг станет вашим вторым дыханием. Если ваша компания не гигант рынка, но у вас есть успешный опыт, вы уверены в своих возможностях и преданы своей мечте, то «Поехали!».
С чего начать создание франшизы?
Каждый потенциальный франчайзер должен определить и зарегистрировать объекты интеллектуальной собственности компании: товарный знак, патенты, авторские права. Как это сделать?
1. Сроки действия. Чем быстрее владелец товарного знака зарегистрирует свой товарный знак, тем быстрее он получит право приоритета. Тем более регистрацию неразумно откладывать на долгий период. Регистрация товарного знака начинается со дня подачи заявки в Комитет по правам интеллектуальной собственности при Министерстве юстиции РК. Это дает право на правовую защиту зарегистрированной интеллектуальной собственности.
2. Регистрирующий орган. Согласно Закону о товарных знаках, экспертизу заявки на регистрацию товарного знака проводит экспертная организация - Национальный институт интеллектуальной собственности Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК (НИИС).
3. Как проходит процедура рассмотрения заявки. Процедура рассмотрения заявки и регистрации товарного знака может занять период времени более одного года. При положительном экспертном решении все данные о новом зарегистрированном товарном знаке вносятся в Государственный реестр товарных знаков. Данные включают в себя:
- изображение товарного знака;
- сведения о владельце;
- перечень товаров и услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован;
- страна, номер и дата подачи первой заявки, если испрашивается конвенционный приоритет;
- другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака.
2. Изучите модель франчайзинга вдоль и поперек
Перед тем как создать франшизу обязательно необходимо ознакомиться с опытом создания франшиз, а еще лучше с человеком, который разбирается во франчайзинге. Секретов в создании франшиз не так много, но они есть. «Ходить по граблям» сейчас как никогда дорого, поэтому перед тем как создать франшизу – почитайте первоисточники и «походите по рынку» франчайзинга.
3. «Прикиньте» модель франчайзинга на свой бизнес
Цель. При разработке франшизы франчайзеру необходимо определиться с целями внедрения франчайзинговой программы. Целью внедрения франчайзинга может быть развитие сбытовой сети (товарный франчайзинг), увеличение стоимости бренда, его узнаваемости за счет быстрого открытия новых предприятий, продвижение в новых территориях с помощью независимых предпринимателей и их ресурсов, ускорение развития сети и т.д. Франчайзер должен четко определиться с тем, для чего ему нужен франчайзинг и только после этого приступать к разработке франчайзинговой политики.
Подходит ли франчайзинг вашему бизнесу?
Каждое предприятие - это уникальный организм, и чтобы модель предприятия сделать успешной и прибыльной, в каждом случае требуется строго индивидуальный подход. Франчайзинг является синонимом успешной, прибыльной модели бизнеса, но не каждое доходное предприятие может оставаться успешным при переходе на франчайзинговую систему. Чтобы ваш бизнес «жил» и дальше, подумайте о следующих аспектах: уникальность (ноу-хау вашего бизнеса), зарегистрированный товарный знак, эволюционирование компании (а у вашей компании есть легенда?), дубликативность франшизы (быть мобильным и понятным, чтобы описать и дублировать, а значит и продать), географическая дубликативность, готовый франчайзинговый пакет, профессиональный персонал компании и многое-многое другое. Эти аспекты - составляющее успешного развития франчайзинговой сети.
Самое сложное- найти, собственно, партнеров. Ваш проект может быть инновационным, может быть прибыльным, у вас может быть популярный корпоративный блог с большой аудиторией. Но это не всегда срабатывает в сторону привлечения достаточного количества предпринимателей. И даже массированная реклама не всегда дает результат.
Существуют популярные способы поиска потенциальных франчайзи, которые широко используются во всем мире:
1. Выставки
2. Реклама в медиа
3. Реклама в собственных пунктах продаж
5. Составьте договор с партнером
Этот этап требует не менее пристального внимания и юридической сноровки. Поэтому без юристов вам не обойтись. Не скупитесь на время и деньги. Прибегите к услугам сразу нескольких профессиональных юристов. Наряду с договором разработайте концепцию франчайзинга. Все условия, правила взаимоотношений между сторонами, стратегические цели франчайзера, словом все то, что не было прописано в договоре, отразите в концепции. Избегайте тяжелых чтению и пониманию юридических терминов. Все должно быть предельно ясно для вас и вашего партнера.
5. Составьте договор с партнером
Этот этап требует не менее пристального внимания и юридической сноровки. Поэтому без юристов вам не обойтись. Не скупитесь на время и деньги. Прибегите к услугам сразу нескольких профессиональных юристов. Наряду с договором разработайте концепцию франчайзинга. Все условия, правила взаимоотношений между сторонами, стратегические цели франчайзера, словом все то, что не было прописано в договоре, отразите в концепции. Избегайте тяжелых чтению и пониманию юридических терминов. Все должно быть предельно ясно для вас и вашего партнера.
6. Составьте франчайзинговый пакет
Франчайзинговый пакет - портфель таких документов, как товарный знак, знак обслуживания, ноу-хау, собственные наработки компании, тренинги, бренд-бук, юридический пакет и т.д.
7. Выберите локацию распространения
Все зависит от вида бизнеса. Если ваша компания работает в онлайн, то вы сможете вести бизнес практически везде, где есть интернет. Однако, если ваша компания работает с физическими товарами, особенно со скоропортящимися — то нет смысла развиваться в тех регионах, где затруднена логистика. Очень важно, чтобы партнерство учитывало интересы обеих сторон и ни в коем случае нельзя допустить пустых прилавков в магазинах партнеров.
Если вы — интернет-проект, то нужно учитывать специфику населения. Но знать эту специфику должны ваши партнеры-предприниматели, они способны самостоятельно оценить перспективность проекта в своем городе. Если они считают, что ваш проект покажет результаты в их городе, то вполне можно соглашаться на партнерство. Тем более что вы, как основатель, ничего не теряете при старте: всю работу по запуску бизнеса проводят ваши партнеры.
8. При необходимости наймите персонал и обучите их
Разграничьте компетенции людей, которые продают франшизу и тех, кто обслуживает и контролирует работу уже существующих партнеров. Менеджеры франчайзера могут идеализировать ситуацию и считать, что для удобства работы с франчайзи им нужен, например, огромный склад подсортировки, на котором всегда в доступе все самые продаваемые позиции. А еще лучше, предоставляемые в рассрочку для франчайзи, вот тогда им будет удобно и комфортно работать. Если таких условий нет, то они могут, в том числе подсознательно, саботировать продажу франшизы, зная, что им потом предстоит работать с этим партнером, а склад компании не идеален.
И в завершении этой объемной темы хотелось бы добавить, что рассмотренные в этом материале пошаговые действия - лишь капля в море, и, как любой водоем, мир бизнеса имеет свои подводные камни. Но не забывайте, что дорогу осилит идущий, и, если вы загорелись идеей, почему бы не использовать все свои ресурсы и не воплотить ее в реальность?