Как работает PR в казахстанском спорте

29 Марта 2017, 12:39 8678

О том, как формируется имидж отечественных спортивных организаций

В 2011 году  Казахстан провел Зимние Азиатские игры. Экономика Казахстана получила новый стимул в развитии, государство - политический и имиджевый интерес, население - еще один повод поболеть за своих в зрелищных соревнованиях. Крупные отечественные PR-кампании в течение 2 лет готовили грандиозное Открытие Азиатских игр. Также были построены новые спортивные объекты- это говорит о том, что Казахстан придает существенное значение спорту, как одному из главных факторов формирования привлекательности и капитализации страны, который, в свою очередь, создает необходимые предпосылки для формирования бренда самой страны.

Давайте попробуем разобраться, зачем спортивным организациям продвигать в массы свою деятельность. Когда зародилась эта современная тенденция и какую пользу принесят широкие pr-кампании спортивных мероприятий?

В свою очередь многие отечественные спортивные организации начали создавать специальные PR-отделы для налаживания отношений с внешними структурами. Раньше наблюдались проблемы в развитии данной деятельности. Первая проблема – отсутствие профессиональных квалифицированных кадров спортивному PR и маркетингу.

Вторая проблема была связана с кадрами - департаменты по продвижению в спортивных организациях возглавляли те специалисты, у которых за плечами были только продвижения нефтегазовых компаний или супермаркетов. 
Трудность заключалась в том, что теоретические навыки полученные в другой сфере,  оказывались явно недостаточными. Следовательно, чтобы работать в области спортивного PR, нужно было  не только любить спорт, но и хорошо, досконально его знать.

Последняя третья причина - малозначительный интерес к спортивному PR со стороны профессиональных сообществ. Многие полагали, что применять PR-технологии в спорте необходимо было тогда, когда проходили крупные спортивные мероприятия как Олимпийские игры, Чемпионаты Мира. Некоторые специальные профильные агентства указывали, что не занимаются спортивным маркетингом и работой со спонсорами, но могут делать спортивный PR. Соответственно, многие спортивные организации применяли PR-технологии в случае крупных мероприятий.

Как только государство и бизнес обратили свое внимание на развитие PR в спорте, и негативные факторы, описанные выше, постепенно начали устарнятья, что происходит и по сей день. Спорт сразу же стал интересен профессиональному сообществу, поскольку профессионалы прекрасно понимают, что речь идет о рынке с огромным потенциалом.

Основные тенденции на сегодня

В Казахстане PR есть в некоторых спортивных организациях, но вне их нет. Спортивные организации довольствуются изданием своих специализированных журналов, которые в большинстве своем, неизвестны болельщику. В журналах организации занимаются продвижением своей деятельности, турниров и спортсменов.

А вот спортивная пресса и телевидение достаточно хорошо развиваются из года в год. Телеканалы транслируют популярные виды спорта. Сегодня любой может посмотреть по телевизору Чемпионат по футболу, хоккей или теннис. В Интернете новости спорта с 2011 года стали более доступными: на официальных сайтах различных спортивных организаций. Например, таких, как официальный сайт футбольного клуба «Шахтер» Караганды (www.shahter.kz ),официальный сайт хоккейного клуба «Барыс» (www.hcbarys.kz), официальный сайт столичной велокоманды «AstanaProTeam» (www.astanaproteam.kz), во-вторых, на спортивных порталах и сайтах (www.sports.kz,  www.prosport.kz  и др.).

Успешные примеры

PR-деятельность наиболее успешно функционарует у профессиональных спортивных клубов. Грамотные PR-службы выделяются у хоккейного клуба «Барыс» и столичного футбольного клуб «Астана». Кроме того, эти клубы находятся под покровительством ППСК «Астана» которые инвестирует дополнительную корпоративную рекламу.

Профессиональный спортивный клуб «Астана»

Президентский профессиональный спортивный клуб «Астана» – это современное, отвечающее последним тенденциям в области спортивного PR и менеджмента объединение, призванное усилить государственную поддержку спорту и укрепить позитивный имидж страны на мировой арене.

В настоящий момент ППСК «Астана» объединяет под своим брендом лучшие казахстанские спортивные клубы – профессиональную велокоманду мирового уровня «AstanaProTeam», баскетбольный и футбольные команды “Астана”, хоккейный клуб «Барыс», ралли-команду «Astana Dakar Team», боксеров из «Astana Arlans», уникальный проект по развитию национальной борьбы «Казакстан Барысы». Под знаменами профессионального клуба «Астана» выступает призер чемпионата мира по фигурному катанию Денис Тен.

Футбольный клуб «Кайрат»

Однной из первых отечественных спортивных организаций, которая провела ребрендинг имиджа является футбольный клуб «Кайрат». Руководители футбольного клуба разработали PR-стратегию развития клуба под названием «Футбольный матч». Как отмечает директор департамента маркетинга ФК «Кайрат» Юлия Тимченко, новая команда маркетологов и PR-специалистов начала с применения опыта лучших европейских и российских клубов. Вместе с руководством клуба сотрудники департамента маркетинга посетили российские футбольные клубы, а также организовали экскурсию по департаментам футбольного клуба «Челси».

Благодаря зарубежной практике, специалисты департамента маркетинга футбольного клуба «Кайрат» внесли уникальный стиль в деятельность футбольного клуба, отвечающий современным тенденциям. На стадионах начали организовывать предматчевые шоу, также разработали новые талисманы. И, как это принято делать в лучших футбольных клубах, во время исполнения гимна перед началом матча юные футболисты стали выносить большой брендированный круг на центр футбольного поля.

Из архивов был поднят, отреставрирован и вновь запущен на стадионе гимн «Кайрата». Стал функционировать фан-шоп клуба. Специально для болельщиков клуба был запущен клубный бар. Благодаря работе команде маркетинга и PR, футбол стал не просто футбольным матчем, а целым шоу и праздником для каждого болельщика и каждой семьи, пожелавшей посмотреть матч.

Также PR-отделом было организован автограф-сессия с участием главных звезд клуба. Игроки и наставник команды отвечали фанатам на интересующие их вопросы и благодарили за ту поддержку, которую они оказывали «Кайрату» на протяжении всего сезона.  Футбольный клуб «Кайрат» всегда был и будет открыт для всех алматинцев, - когда-то отметил на встрече с болельщиками руководитель PR-отдела футбольного клуба «Кайрат» Марлен Бейсебаев. - Наша миссия - быть лучшим футбольным клубом, несущим историю казахстанского футбола и имеющим эмоциональную и культурную ценность для болельщиков и всех алматинцев.

Александр Винокуров

Наиболее эффективный способ продвижения тех или иных видов спорта в Казахстане - PR-поддержка конкретного спортсмена. Спортсмену кроме спортивных достижений важно иметь статус полноценной публичной  персоны. Так, например, известный спортсмен Казахстана Александр Винокуров организовал социальную PR-акцию. Спортсмен продал на аукционе велосипед марки «Specialized», с которым взял золото на летних олимпийских играх в Лондоне. 

Покупателем стала благотворительная организация Tak Group - оказывающая финансовую поддержку проектам в области спорта и туризма. Все вырученные с продажи деньги спортсмен направил на благотворительные цели. 

«Этот велосипед принес мне удачу, а теперь благодаря ему я могу поддержать юных граждан своей страны, которые оказались в тяжелой ситуации. Я искренне надеюсь, что кто-нибудь из них тоже станет чемпионом, и не обязательно в спорте, а в жизни. Надо быть сильным духом, бороться до конца! Только в этом случае придет победа», - говорил Винокуров по окончанию торгов.

Поделитесь: