Как оно – «за бугром». Записки казахстанского иммигранта в Канаде

30 Июня 2018, 10:13 6128

Казахстанец Жаркын Кассенов поступил в канадский университет University of Alberta и переехал вместе с семьей в Канаду. Как встретила его страна Кленового листа читайте в материале

Люди в большинстве своем делятся на две категории – это те, кто боится перемен и предпочитает привычный уклад любым перспективам, и те, кто в поисках свежих впечатлений и знаний рискует осваивать другие страны и открывает для себя новые горизонты. К таким людям относится и казахстанец Жаркын Кассенов.

До 2016 года молодой ИТ-специалист (инженер по программному обеспечению) вместе со своей семьей проживал в столице нашей страны Астане. Здесь у него было, в принципе, все, к чему стремятся все молодые люди: семья, двухкомнатная квартира, машина, хорошо оплачиваема работа. Однако, молодого человека еще в университете привлекала возможность самосовершенствования. Поэтому, Жаркын несколько лет назад съездил вместе с женой и детьми в Англию, где на протяжении трех месяцев повышал квалификацию во владении английским языком. Он распланировал свою жизнь так, что каждое его действие было определенным этапом к заветной цели – парень всегда мечтал получить образование в одном из известных зарубежных ВУЗов и продолжать свою карьеру в качестве ученого. И два года назад мечта Жаркына сбылась: после долгих и упорных попыток, он поступил в канадский университет University of Alberta на докторантуру PhD по специальности «вычислительная наука (computing science)», после чего переехал вместе с семьей в эту страну. Молодого человека не испугали возможные трудности, связанные с переездом в столь далекое государство. Потому что, у него была цель и уверенность в своих силах, которую ему давало хорошее знание английского языка. В University of Alberta у Жаркына есть возможность не только заниматься наукой, но и работать. О том, как ему это удалось и с какими трудностями пришлось столкнуться в новой стране, перспективный ученый рассказал в интервью корреспонденту El.kz.

- В Казахстане у Вас было свое жилье и хорошая работа. Что побудило Вас полностью поменять уклад жизни и уехать на другой континент? Есть ли вероятность, что спустя некоторое время, Вы вернетесь на Родину?

- Основной причиной, по которой я решил уехать на учебу – это получение знаний и опыта. Потому что образование такого качества на данный момент в Казахстане получить очень сложно. И самый быстрый и эффективный способ добиться поставленной цели – это поехать учиться поближе к тем местам, где технологии динамично развиваются, а образование не стоит на месте. Это было моей основной целью, поэтому то, что я именно в Канаде – это так получилось. У меня не было цели переехать именно в конкретную страну.

- Чего Вы опасались при переезде, и какие опасения сбылись?

- Я бы не сказал, что мы чего-то сильно опасались, так как мы не в первый раз выезжаем за рубеж на длительное время. Когда мы выезжали в первый раз (а мы собирались в Англию), тогда опасения были. Ведь, мы не знали, чего ждать, какие там нас ждут люди, какие проблемы нас могли ждать в целом. Даже, вопрос финансов был более острым. Мы не знали, где будем жить. В этот раз все было по другому – у нас был опыт жизни в других странах, и мы уже знали, что, в принципе, люди должны быть такие же, как и везде. Наиболее насущными в этот раз были вопросы, связанные с детьми: как обустроиться с семьей? Здесь, не все сдают жилье семьям с детьми. Школа, садик – таких вопросов было очень много, но Канаду не зря называют страной иммигрантов. Здесь очень много приезжих с других стран. Многие приезжают сюда, грубо говоря, без владения английским языком. Они говорят немного по-английски, но не знают его также, как свой родной язык. Поэтому, детские сады достаточно адаптированы к такой специфике. Детям уделяется отдельное внимание, с ними проводят специальные занятия. Что интересно, детские сады здесь платные, в отличие от школ – они здесь бесплатные.

- Как Вас приняла Канада? С какими сложностями пришлось столкнуться на чужбине?

- Мы не столкнулись с большими проблема по приезду сюда. Более того, могу сказать, что когда только сюда приехали, нам очень сильно помогали местные люди. В частности, с переездом, какими-то вещами – здесь то очень развито. В Канаде вообще люди достаточно дружелюбны.  В целом, Канада приняла нас дружелюбно. Люди в Канаде привыкли к иностранцам. Небольшие сложности у нас возникали лишь в плане понимания местной системы – по документам, по кредитным картам, здесь все немного по-другому. Поначалу, приветливость местного населения была даже немного непривычной – встречаешь в лифту незнакомого человека, и все с тобой здороваются. При переезде люди часто оставляют свои вещи, кладя их возле черного входа. Это может быть компьютерный стол, микроволновая печь, и их может забрать любой желающий. Причем, все вещи в хорошем состоянии и могут сослужить хорошую службу другим. Здесь так принято.

- Как относятся в Канаде к иммигрантам? В частности, из Казахстана?

- Как я уже говорил, здесь почти вся страна состоит из иммигрантов, кто-то приехал раньше, кто-то позже. Очень много самых разных людей, постоянно слышишь самые разнообразные языки. И для людей нет разницы, из Казахстана ты приехал, или из другой страны. К слову, не все здесь знают о Казахстане, что это за страна и где она находится. Но канадцам очень интересно узнавать о Казахстане, они внимательно слушают наши рассказы, ищут информацию в интернете.

- Какие аспекты социальной жизни канадцев Вы бы хотели внедрить в Казахстане? Какие, напротив, были бы применимы из социального уклада Казахстана к стране с американского материка?

- Начну с того, что в целом здесь для людей создано много условий. В городах здесь есть парки, до которых ты можешь добраться практически из любой точки города. В этих парках есть и лужайки для отдыха, и детские площадки, и оборудованные места для барбекю. В них прекрасные леса – чтобы подышать чистым лесным воздухом, не нужно ехать куда-то далеко, все есть здесь. Город разбросан, и в каждой его части есть свои хорошие магазины, библиотеки, парки. Еще раз скажу, что с детьми здесь очень хорошо занимаются. С самого маленького возраста до них доносят глобальную важность экологии, объясняют, что нельзя сорить. Дети здесь выходят и собирают мусор, здесь это считается нормальным, их специально мотивируют к этому. Из простого процесса по собиранию мусора в Канаде делают целый проект, и детям приятно участвовать в нем. Они знают, для чего нужно собирать мусор, осознавая уже в таком возрасте тот факт, что они делают мир лучше. Дети собирают бутылки, к примеру, а затем делают из них различные поделки. В Канаде можно совершенно случайно с кем-нибудь познакомиться, и тебя пригласят в гости – это тоже здесь заведено. Продолжая тему условий для детей, тут им не разрешается до 12 лет оставаться одним дома, и ходить отдельно самим по себе. Нельзя и оставлять детей одних в машине, много самых разных правил, о которых лучше знать. Поскольку, здесь люди отовсюду, если ты познакомишься с индусами, они поведут тебя в одно место, если с мексиканцами – в другое. Здесь очень много фестивалей проводится. На этих фестивалях люди демонстрируют национальную кухню, танцуют, во всей красе показывая свою национальную культуру. Есть и локальные фестивали: как-то мы попали на фестиваль латинской музыки. В другой раз мы попали на пробежку с тематикой зомби-апокалипсиса – люди переодевались в зомби и бежали за другими людьми. Это было достаточно весело и интересно. Хотел бы также отметить, что здесь люди уделяют очень большое внимание спорту. Они бегают, занимаются спортивными играми, играют в гольф, к примеру. И гуляют в парках со своими домашними питомцами. Даже в сравнении с Казахстаном, Канада – очень многонациональная страна, и представители каждой национальности вносят что-то свое в общую культуру.    

- При переезде за рубеж, одним из главных, основополагающих залогов успеха является качественное обучение языку этой страны. Какие методики использовали Вы, раз это дает Вам возможность преподавать на английском языке? Что является главным при изучении языка?

- К сожалению, я не могу говорить о том, что владею английским в совершенстве. У меня достаточно высокий уровень владения, но до уровня местного населения, все-равно далеко. Очень важную роль играет произношение, и если ты что-то неправильно скажешь, то, зачастую, тебя здесь не понимают. Путем практики мы постоянно совершенствуем свой английский, но это отнимает очень много времени. Что касается методики, я смотрел очень много фильмов на английском языке, читал самые различные статьи и книги – в интернете предостаточно материалов такого характера. Причем, фильмы я всегда старался смотреть без субтитров – сначала ты не понимаешь совсем ничего, по прошествии какого-то времени, понимание приходит. Думаю, главное при изучении языка – нельзя останавливаться. Если ты серьезно занимаешься изучением английского, ты знаешь, что в день у тебя на это уйдет один час, к примеру. И это надо делать постоянно, не сбиваясь с режима. Только тогда будет результат. Нельзя допускать того, чтобы один день ты занимался, другой пропускал. Такой формат не поможет точно. Мне также еще очень помогла поездка в Англию, о которой я уже упоминал – я получил возможность погрузиться в языковую среду. Три месяца интенсивного английского плюс индивидуальные занятия, все это очень помогает. Поэтому, один из советов: нужно постараться выехать и попасть в эту самую языковую среду. Ведь, при таких условиях ты поневоле будешь целыми днями изучать язык.

- В Казахстане уже на протяжении нескольких лет активно продвигается программа трехъязычия. Как Вы считаете, какие именно аспекты нужно усилить, чтобы максимальное количество наших сограждан владели тремя языками?

- Мне кажется, что я не совсем компетентен отвечать на этот вопрос. Уверен, есть люди, которые лучше в этом разбираются, изучают опыт других стран. Правда, это сложный для меня вопрос, но я думаю, что нужно начинать с детства. Если ребенок будет получать основу, хотя бы будет знать алфавит и обладать навыками чтения и набором базовых слов, этого, наверное, будет достаточно, а те, кому это надо, будут заниматься дальше. Возможно, нужно показывать детям мультфильмы на английском языке, чтобы они писали мини-эссе. Я знаю, что английский в Казахстане преподается довольно неплохо, но не могу точно сказать, что именно надо усилить.

- Как в Канаде молодежь относится к изучению других языков? Считают ли местные молодые люди необходимым изучать языки других стран для расширения кругозора и перспектив, или же владение одним из государственных языков для них – это единственная лингвистическая необходимость?

- Даже, не знаю… Ведь, как правило, при знакомстве мы не интересуемся у собеседника, сколько языков он знает. Но в целом, по крайней мере судя по тому, что я вижу здесь, можно немного дифференцировать население. То есть, я знаю, что многие иммигранты знают несколько языков. Что касается молодежи, которая здесь родилась и живет, все зависит от провинции. Основной язык здесь – английский, в качестве дополнительного языка преподается французский. Но я нередко слышал о школах, где преподается испанский в качестве дополнительного. Испанский язык вообще здесь достаточно популярен, в Канаде очень много языковых курсов по изучению испанского. Я встречал людей более старшего возраста, которым интересно изучать русский или испанский языки. Они специально ездят в другие страны за языковой практикой.

- Немалому количеству молодых людей выезд или переезд за границу видится романтической перспективой, которая позволит полностью переменить их жизнь к лучшему. Между тем, большинство из них остаются разочарованными конечным результатом, так как везде нужно прилагать массу усилий для достижения результата. Как Вы считаете, насколько все зависит от самого человека в процентном отношении, а не от обстоятельств?

- Я бы не сказал, что при нашем первом выезде в Англию, перспектива казалась нам такой уж романтической. Основной целью было изучение английского языка. Было интересно также посмотреть на страну, на уклад жизни англичан, их культуру, историю. Очень много интересного, на самом деле. Интересно было увидеть разницу между нашими странами, в чем она заключается. От самого человека зависит многое. Конечно, я знаю, что есть люди, которые разочаровываются в увиденном, но опять-таки – это зависит от склада характера человека и от его начальных ожиданий, а также от его целей. Все дело в том, что некоторые люди очень привыкли к комфорту, и дополнительные трудности им ни к чему. Потому что, на самом деле когда ты только приезжаешь в другую страну, очень много стресса. Особенно, поначалу. В первые полгода жизни за границей, у тебя очень много разных насущных вопросов. Особенно, если приезжаешь с детьми, и нужно решать их устройство в школы и садики, и т.д. нужно изучать много разных документов, разбираться во многих вещах, чтобы объективно оценить, куда твой ребенок может пойти, и где ему будет лучше всего. Много специфических нюансов и с жильем. Тем более, когда ты приезжаешь в чужую страну, где у тебя никого нет, это действительно сложно поначалу. Могу сказать, что молодым и несемейным легче на чужбине, из-за меньшего количества забот, они заводят новых друзей и общаются с ними. А с семейными все немного по другому, поскольку гораздо больше открытых вопросов стоит. Здесь нужно упорство, также как и готовность к тому, что по приезду в другую страну ты не будешь жить сразу на всем готовом. Для решения всех своих вопросов и поиска правильных решений, нужно будет много общаться, как с живыми людьми, так и искать информацию на различных форумах и чатах.

- Расскажите более подробно о системе школьного и дошкольного образования.

- Я уже говорил о том, что за обучение в школах здесь не нужно платить, в то время как детсады здесь платные и очень дорогие. Распределение в школы здесь происходит примерно, как у нас – тебя обязаны принять по месту жительству. Но школы бывают разные, со специальным уклоном. И есть ты хочешь определить ребенка в школу с академическим уклоном, то, как правило, нужно сдавать специальный вступительный тест. В целом, именно со школами проблем нет вообще. Для улучшение знаний английского языка, ребенку в школах уделяется отдельное внимание – с ним читают специальные книжки, есть специальные программы для этого. И дети адаптируются достаточно быстро, буквально за пару месяцев. Специально выделенные люди ходят по территории школы и наблюдают за правопорядком, чтобы школьники не дрались между собой. К слову, за драки здесь серьезно наказывают, поэтому их фактически не бывает.

- Каков в Канаде механизм приема в высшие учебные заведения?

- Что касается поступления в университет, то это очень интересный вопрос. С профессорами связаться очень тяжело. Все также зависит от программы, на которую ты подаешь – магистратура, докторантура, или что-то другое. Для прохождения докторантуры, нужно найти профессора. У меня не было конкретной цели поступить именно в Канаду, я подавал заявки в разный ВУЗы. Тут, можно сказать, игра цифр – чем больше ты подаешь, тем больше у тебя шансов поступить. Нередко в университетах предлагают стипендию, или что-то наподобие это – в ВУЗе предлагают определенную сумму в год, но для этого там нужно что-то делать. К примеру, помогать профессору с лабораторными работами, или проводить какие-то исследования. Если ты проводишь лабораторные работы, у тебя есть определенный курс: нужно подготовить материал, потом выступаешь перед студентами, которые затем делают лабораторные работы, и ты их проверяешь и ставишь им оценки. Во время research ты помогаешь профессору составить исследования, обычно они работают над разными определенными тематиками. К примеру, у меня проект – 50 мегабайтов данных, которые нужно обработать, этим обычно занимаются студенты.  

Обучение в магистратуре и докторантуре подразделяются на два вида – один называется «тезис», где ты пишешь диссертацию. Есть также «курс» - в конце обучения ты закрываешь конкретный проект. Когда ты пишешь диссертацию, у тебя меньше курсов. Но само исследование обычно очень объемное, отнимает много времени и сил. Потому что ты работаешь с профессором, проводишь много разных опытов. И это очень длительный процесс. Исследования проводить гораздо интереснее, чем делать просто проект. Потому что, там изучаешь больше материалов, именно с научной точки зрения это лучше. К примеру, я составляю алгоритмы, провожу определенные сравнения с другими алгоритмами. И в итоге ты должен доказать, что твой подход лучше и быстрее, чем другие. Нагрузка здесь гораздо больше, чем в тех местах, где я у учился до этого. Конечно, в Казахстане также, это зависит от университета, но курсы здесь в рамках магистратуры более объемные. Требования более высокие, это однозначно.

При поступлении очень важно посмотреть, какая именно область тебе интересна. Особенно, если это – диссертация. Если ты намерен писать исследовательскую работу, то ты должен тщательно изучить профессоров, выбирая именно того, кто тебе нужен. Чтобы профессор взял тебя, нужно написать мотивационное письмо, описать тематику подробно и те аспекты, над которыми ты намерен работать. Хочу также сказать, что одним из плюсов Канады для, кто едет учиться, является то, что здесь дают  супругу/супруге обучающегося разрешение на работу на весь срок обучения. Это действительно огромный плюс, далеко не все страны дают такую возможность.

- Спасибо за беседу!

 

Поделитесь: