Как живут егеря и лесники Восточно-Казахстанской области

15 Сентября 2021, 16:41 7340

Работа егеря-лесника опасна и трудна, но есть те, кто не боится никаких трудностей и предан любимому делу. О том, как живут сотрудники Черновинского лесничества в Восточно-Казахстанской области пишет журналист El.kz Дина Ораз.

В Катон-Карагайском Национальном парке Чингистайского филиала Черновинского лесничества работает тридцать государственных инспекторов, четыре мастерских участника делится на 4 населённых пункта. Куда входит Черновая, сейчас село переименовали в Аккайнар, здесь находится центральная контора и контора филиала. В подразделении четыре мастера Жабанбаев Ерик, Садыканов Махамбет, Калиев Аскарбек, Жортпаев Дидар.

Рабочий день егерей начинается с 8.30 утра. Все государственные инспекторы собираются в большом зале. Сначала лесничий пишет распоряжения на обходы. Мастера разделяют инспекторов по дальним обходам. К 9.00 каждый на лошади объезжает по своим обходам смотрит, проверяет местность. В парке есть парко-хозяйственный склад, где хранятся все пожарные принадлежности, пожарные машины против тушения, мотопомпы, огнетушители. 


-  Я без всяких колебаний, как окончил школу, сразу поступил в Аграрно-технический колледж. После окончил Восточно-Казахстанский технический университет, Архитектурно-строительный факультет по специальности "лесное садо-парковое хозяйство" и устроился в лесничество. Сам я местный. С 20 лет работаю здесь, мой стаж - 14 лет, три года работаю лесничим, раньше 8 лет проработал мастером леса, до этого 2 года инспектором, - рассказывает лесничий Черновинского лесничества Ринат Жумагулов.

Общая площадь Черновинского лесничества 39500 гектаров, сюда входят зона туристическо-рекреационной деятельности и зона ограниченной хозяйственной деятельности. В заповеднике представлены разновидности редких парнокопытных животных: марал, косуля, лось, кабарга. Появились кабаны, раньше их было мало.

В лесничестве для туристов разработан сезонный комбинированный (конный, автомобильный) туристско-экскурсионный маршрут «Озёрный», протяжённостью 80 км, продолжительностью от 7-9 дней, по тропам. По своей форме он может быть как групповым, в количестве не более 10 человек, так и индивидуальным. Основные географические пункты по маршруту: село Черновая – долина Толебай – перевал Уш Карагай – джайляу Тесиктас – стойбище табунщика Жакитова – палаточный лагерь – стойбище табунщика Нурпеисова – склон горы Аиртас – озеро Маралье - озеро Хайрюзовое - озеро Черновское – стойбище Кайсенова.


Основной поток туристов проходит по конному, пешему маршрутам. У каждого инспектора есть собственный обход. Мастер возглавляет технический участок. В техучасток входит 5-10 инспекторов. Основное транспортное средство инспектора - лошадь.

- Рабочий день бывает ненормированный, это когда мы отправляем сотрудников с ночевкой. К нам приезжают учёные с научного отдела, наблюдают вместе с нами за краснокнижными птицами, заносят их в Красную книгу. Мы ведём наблюдения, ставим фото-ловушки, всю информацию представляем в научный отдел, - говорит лесничий Ринат Жумагулов.

В каждой профессии есть свои трудности, инспекторам приходится работать в выходные дни, в любых погодных условиях. В Восточно-Казахстанской области очень суровый климат. Зимой инспекторы выходят в обход на лыжах.

- Конечно, во время карантина были свои трудности, соблюдая все меры безопасности, в масках работали. Среди наших сотрудников все 100% вакцинированы, - говорит Ринат Жумагулов.

Любой инспектор имеет карту обхода, ведёт собственный дневник, паспорт обхода, служебное удостоверение. На зиму они заготавливают по 150 веников для подкормки животных.

- Браконьерство процветает, но не в нашем регионе. Можно сказать, что у нас нет браконьерства. Мы знаем все свои обходы. У нас есть отдел животного мира и воспроизводства, там выдаются лицензии в очень ограниченных количествах, сейчас охота запрещена. У нас статус «особо охраняемая территория», - говорит инспектор Асанов Сайболат.


Лесники говорят о нехватке спецтехники: нужны мотоциклы, квадроциклы, снегоходы. Имеющиеся у инспекторов бинокли уже последний раз выдавались в 2003 году и уже негодны к использованию.

- Техника очень слабо обновляется на местах. Мы пишем заявки, выдаётся что-то но не всем достаётся, не получается полностью снабдить всех. Инспектор во время обхода территории записывает, что видел, кого встретил, погоду, явление, гидрологические наблюдения, цветение растения. Все дневники инспекторов собираются в научный отдел, потом их проверяют и по этим наблюдениям ведут летопись природы, - говорит лесничий Ринат Жумагулов.

Каждому инспектору положено по лошади. Однако в лесничестве только 17 лошадей. Остальные сотрудники используют собственных лошадей из домашнего подворья. Сотрудники хозяйства рассказывают, что срок эксплуатации лошадей – 7 лет, но они вынуждены использовать их до 16 лет.


- Преимущества профессии егеря в том, что мы ближе к природе душой и сердцем из-за того, что мы здесь родились и выросли. Мы хотим развития аула. Все говорят, что у нас тут вторая Швейцария. Мы должны передать это будущим поколениям. Например, к нам приезжали туристы из Швейцарии. Я задал им вопрос: «У нас в Катоне, как все говорят, вторая Швейцария, понравилось ли вам здесь? Далеко ли нам до Швейцарии?» Они ответили: «Здесь дикая природа, такой природы мы не видели!» - делится инспектор Сайболат Асанов.

На территории нацпарка три озера: Хайрюзовое, Маралье, Черновское, постоянно посещаемые туристами. На каждом из них есть пост лесной стражи – кордон, на котором непосредственно дежурят инспекторы, принимающие туристов. Здесь очень развито спортивное рыболовство. Зимой инспекторы бурят лёд, чтобы рыба без воздуха не задохнулась.

- Однажды с коллегами пошли на озеро. Покров снежный был, более 2-3 метров, мы поехали втроём на лыжах, это было опасно для жизни. Большое расстояние заняло много времени. По глубине снега мы долго не могли найти дом, кордон накрыло. Была непогода, буран. В самом кордоне хранятся инструменты на все случаи. Три часа мы откапывали дом. С собой у егеря зимой в запасе обязательно должны быть сухие вещи и спички, - рассказывает Ерик Джаманбаев.


Сергей Передерин егерь во втором поколении. Его отец Передерин Михаил Николаевич проработал в Черновинском лесничестве Катон-Карагайского Национального парка более 40 лет.

- Мой отец и дед родились в селе Черновое, ныне Аккайнар в Катон-Карагайском районе. Прадед Передерин Георгий Иванович был направлен из России в 20-х годах в Казахстан Коммунистической Партией для организации колхозов, работал председателем колхоза. В 1943 году добровольцем ушёл на фронт, погиб под городом Ленинградом. Дед Передерин Николай Георгиевич всю свою жизнь жил и трудился в нашей деревне Черновое, работал трактористом. Мой отец тоже трудился и живёт здесь же в лесхозе. Когда-то он поступил в Лениногорский техникум, окончил его и устроился в 1972 году на работу в Черновинское лесничество лесником. Я родился в селе Черновое, здесь живу, работаю и воспитываю троих детей: дочь и два сына, ждём четвёртого. Старшему сыну 13 лет, он тоже хочет быть инспектором-лесником, - говорит инспектор Черновинского лесничества Сергей Передерин.


В Усть-Каменогорске Сергей выучился на автослесаря, но в городе ему не понравилось, как говориться, душа не лежала, хотелось быть ближе к природе. В 2007 году он окончил Риддерский лесной колледж и устроился на работу в Черновинское лесничество Катон-Карагайского Национального парка инспектором.

- Когда я устроился на работу, была посадка в Максиме. Нас сразу увезли туда сажать саженцы. Лил страшный дождь, грязь, слякоть, тогда я думал: куда я попал? Это было незабываемо. Сейчас саженцы прирослись, лес хороший растёт. С 2013 года я работал лесничим, в 2016 году и по сей день работаю инспектором. Коллектив у нас хороший, мне всё нравится, - говорит Сергей Передерин.

В Чингистайском лесничестве один филиал. В настоящее время саженцев посадили на 57 га: пихту, ёлку, сибирский кедр, лиственницу. Ещё одна из проблем лесничества - это неурожай шишек, связанный с изменениями климата – ночи стали более холодными, поэтому шишки плохо созревают.


- Мы берём план для сбора еловых, кедровых шишек и сдаём их, отвозим в лесничество, в питомник села Медведково. У них там есть специальные сушилки, они занимаются этим делом. Потом эти семена высеивают, из орешка вырастает саженец. Затем дают нам готовые саженцы, и мы едем их сажать в лес. Посадка идёт для увеличения леса на северных склонах гор, в основном это ель и лиственница. Так потихоньку идёт смена пород лесных деревьев. Из-за нехватки семян сократились посевы кедра.

Кедр хорошее дерево, из него у нас делают мебель, двери входные в дом, баню, улей тару. Древесина кедра очень ценится, потому что мыши её не кушают, жучок не заводится, - говорит инспектор Черновинского лесничества Сергей Передерен.

Сотрудники лесничества нуждаются в новом обмундировании, не хватает лыж, лодок, необходимы фотоаппараты, рации, солнечные батареи для домиков. О квадроциклах, снегоходах, квадрокоперах, вертолёте им приходится только мечтать.

- Была бы своя лодка, катер мы спокойно бы проехали и посмотрели, чем занимаются на озере рыбаки, а то мы стоим и с берега кричим, чтобы они к нам подъехали, - улыбаясь, говорит Сергей Передерин.


Зарплаты у сотрудников лесничества низкие – чуть более 70 тысяч. Прокормить семью на такую сумму невозможно, поэтому все ведут домашнее хозяйство. Раньше жители села Черновое держали кур, но сейчас люди отказываются от них из-за дороговизны кормов. У Сергея Передерина небольшая пасека, благодаря чему мед на столе для детей круглый год.

- Мёду нынче сезон был плохой, всего сто килограммов собрали, в хороший сезон, каждый улей по 40 килограммов даёт. Сезон длится с конца июня по август. У меня местная порода пчёл. В пчеловодстве проблема - климатическая засуха, ночь холодная, день жаркий, медосбор плохой, - говорит Сергей Передерин.

Часто инспекторы уезжают на обход. По 3-4 дня они живут на берегах озер, чтобы не было браконьерства во время нереста рыбы. В случае пожаров в лесу они первыми выезжают на место возгорания.

- Мы ставим фото ловушки по звериным тропам, на солонцах, по переходам, на бродах, где много звериных следов. Потоки миграции в основном, с одного склона горы на другой. Животные обычно тропы не меняют, идут по одной проверенной тропе, если только лавина не завалила снегом, и они пройти не могут. Если животные чувствуют человека, то стараются переходить ночью, когда никого нет. В работе нашей главное – любить природу. Этому не научишь, - говорит Сергей Передерин.

По семейной традиции Передерины каждую весну высаживают деревья: ель, кедр, фруктовые саженцы. В их доме звучит казахская речь.

- Супруга моя и дети разговаривают на казахском языке. Я, глядя на них, тоже выучил казахский, - говорит Сергей Передерин.


-         Я выросла в Березовке, мы были одни русские среди казахов,- дополняет его супруга Любовь Передерина. - С мужем познакомилась, когда я училась на казахском языке в школе села Черновая. Хотела стать учителем казахского языка. Но не получилось, в настоящее время работаю в составе техперсонала в Черновинском лесничестве.

Передерины счастливы в родном поселке, несмотря на все трудности. Любимая работа, крепкая семья и природные красоты вдохновляют их на новые планы, и все они связаны с родным краем.

- Мы ездили к родственникам в Россию, посмотрели, как они живут, у них все неплохо, - говорит Любовь. – Но я ни за что на свете не покину свой Катон-Карагай.

Дина Ораз
Поделитесь: