В конце прошлого года в Казахстане запустили социальный проект «Сапалы Өнім». Его цель – выявить некачественные товары на отечественном рынке, оградив тем самым покупателей от небезопасной продукции. Проект охватывает все регионы страны, его поддержало Министерство торговли и интеграции РК. За полгода 2024-го добровольцы из более 60 общественных организаций проверили порядка 600 видов продукции, включая продукты питания, и выявили нарушения по 405 видам. Подробности – в материале ИА El.kz.
Представители ОО проводят отбор, закуп и пробу продукции на рынках, в магазинах и отправляют ее для исследований в Центр экспертизы. После необходимых процедур эксперты делают выводы, безопасны ли товары.
Иногда, чтобы понять: продукция на прилавке далека от нужного качества, бывает достаточно посмотреть на нее. К примеру, неестественно «распухшая» колбаса или сметана с резким запахом говорят, что продукт просрочен. В любом случае делается забор и отправляется на экспертизу.
«Если выявляется некачественная продукция, результаты экспертизы отправляются в территориальные департаменты комитета санэпидконтроля, либо в департамент комитета технического регулирования. Если подтверждается, что есть нарушения санитарных норм, правил маркировки, к примеру, отсутствует информация на казахском языке, сведения о товаре, составе продукта, то производителей/продавцов привлекают к административной ответственности или отзывают декларации, сертификат соответствия. В свою очередь территориальные департаменты министерства торговли и интеграции проводят информационную работу и доводят до жителей, что данная продукция некачественная. Среди тех, кто от лица общественных организаций проводят забор - простые потребители», - рассказал Даурен Исмаилов, начальник Управления контроля и координации комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК.
Знак качества «Сапалы Өнім» – это своего рода имиджевая реклама, народный выбор, свидетельствующий о доверии покупателей.
«Полагаю, что отечественные производители будут заинтересованы в получении данного знака качества, так как мнение покупателей напрямую влияет на качество продаж. Одна из целей проекта - повышать грамотность населения, научить их отличать качественный товар, отстаивать свои права в качестве потребителей. По итогам полугодия наши общественные организации провели отбор порядка 680 видов продукции и 405 видам выявили нарушения. 90% нарушений – это нарекания к правилам маркировки, отсутствие информации о товаре, составе, в 10% - нарушения санитарных норм. Почему внимание обращается и на маркировку товара? Покупатель должен знать, что он приобретает, какие вещества были использованы при изготовлении продукта, не содержит ли он аллергены, вредные компоненты. Из этих аспектов складывается безопасность товара, в том числе пищевая. К примеру, указывать информацию на казахском и русском языках – это тоже требование закона. У покупателя должен быть выбор узнать больше о товаре», - отметил Даурен Исмаилов.
Среди лидеров по реализации проекта «Сапалы Өнім» - Алматы, Астаны, Шымкент, Актюбинская, Мангистауская области. Чем больше будет география проекта, тем больше покупателей будут осведомлены о своих правах.
Напомним, пожаловаться на некачественный товар можно, написав обращение на eOtinish, через Telegram-бот kzpp_bot либо на портал электронного правительства, а также позвонив по номерам горячей линии Комитета по защите прав потребителей: +7 (7172) 75-06-42, +7 (7172) 75-16-32, +7 (7172) 74-98-32, +7 (7172) 74-98-36.