Аналитическая компания Statista провела исследование рынка доставки в Казахстане, согласно которому только платформа доставки Glovo и ее партнеры в 2023 году создали добавочную экономическую стоимость в размере 163 млн евро, сообщает El.kz.
В конце ноября 2024 года в медиазоне Astana Hub прошла презентация итогов исследования рынка доставки в Казахстане и его вклада в развитие экономики страны. Компания Glovo совместно с Statista PLUS представили отчет, содержащий ключевые показатели по экономической добавочной стоимости, поддержке занятости и налоговым отчислениям, а также мультипликативному влиянию на малый и средний бизнес.
©Дархан Жагипаров / Компания Glovo
Развиваться рынок доставки продуктов начал до пандемии, однако именно коронавирусные ограничения стали по-настоящему мощным драйвером для качественного скачка. Привычка заказывать продукты и готовую еду стала массовой. За последние пять лет этот тренд прочно закрепился на постсоветском пространстве, и сегмент продолжит развиваться. Растет спрос на удобство, скорость и вариативность доставки, а значит будет расти и предложение. Кроме того, нельзя не отметить развитие модели DaaS (Delivery as a Service), при которой службы доставки предоставляют курьеров сторонним компаниям.
©Дархан Жагипаров / Компания Glovo
Сервисы доставки и курьерские службы создают рабочие места и способствуют росту экономики. Они создают спрос на транспортные средства, технологии и другие связанные отрасли, способствуя развитию инфраструктуры и экономическому росту. Здоровая конкуренция в этой сфере позволяет не только повысить качество обслуживания и удобства для конечного потребителя, но и воздействовать на экономический рост в регионах и поддерживать местный бизнес. По данным Бюро нацстатистики, рынок электронной коммерции (в части розничной торговли товарами) в Казахстане за 2023 год вырос на 24,3% и достиг 2,44 трлн тенге. Чуть меньше – в 2,418 трлн тенге – рынок оценивает консалтинговое агентство PwC Kazakhstan в своем годовом анализе, проведенном совместно с Ассоциацией Цифровой Казахстан.
Партнерство с Glovo, согласно данным отчета, критически важно для успеха казахстанских МСП. В среднем партнерские отношения с платформами доставки приносят дополнительно 26% объема продаж для компаний, представляющих сегмент малого и среднего предпринимательства. Более 95% партнеров Glovo заявляют, что сотрудничество с платформой является решающим фактором успеха их бизнеса, а 98% отмечают положительное влияние на годовой оборот.
"В совокупности Glovo и партнеры создали за 2023 год добавочную экономическую стоимость в размере 163 млн евро, из которых 80 млн евро – прямой эффект. В основном в секторах ресторанного бизнеса, транспорта и складской логистики, – рассказала Айканыш Сапаралиева, генеральный директор Glovo в Казахстане. – Косвенный эффект составил 59 млн евро и в основном был сосредоточен в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве. Например, упаковочная бумага, продукты питания и так далее. Дополнительный доход домохозяйств в размере 24 млн евро направлялся на приобретение продуктов питания, жилья и одежды".
©Дархан Жагипаров / Компания Glovo
Она подчеркнула, что Glovo является трехсторонним макретплейсом, объединяет на своей платформе малый и средний бизнес, то есть партнеров в виде ресторанов, супермаркетов, аптек. Второе звено – это курьеры, которые доставляют заказ на платформе. И третье звено – пользователи, которые получают сервис доставки.
“Glovo присутствует в 16 городах Казахстана. Мы покрываем 10 млн граждан — это 80% городского населения РК. Из 3,5 тыс. партнеров, которые взаимодействуют с нами во всех городах, 90% – представители малого и среднего бизнеса. Мы гордимся тем, что помогаем им развиваться” – сказала Айканыш Сапаралиева.
Айканыш Сапаралиева отдельно подчеркнула масштаб влияния платформы на рынок труда. За 2023 год Glovo и его партнеры обеспечили 5 962 эквивалента полной занятости (FTE). Прямой эффект коснулся секторов ресторанного бизнеса, транспорта и складской логистики. Косвенный эффект отмечен в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и торговле.
«Цифровая платформа выступает одним из больших драйверов по созданию новых рабочих мест. И я не говорю сейчас о курьерах, которые сотрудничают с платформой как индивидуальные партнёры. На самом деле экосистема гораздо шире – ведь наши партнёры тоже привлекают рабочую силу для того, чтобы обслуживать доставку. Так, 3,5 тыс. рабочих мест создано от прямого эффекта, 1,4 тыс. рабочих мест создано в косвенных индустриях – это транспорт и логистика, и около тысячи рабочих мест создано в сельском хозяйстве и промышленности», – сказала Айканыш Сапаралиева.
©Дархан Жагипаров / Компания Glovo
В 2023 году Glovo и партнеры платформы внесли в государственный бюджет Казахстана 29 млн евро налоговых отчислений, включая налог на добавленную стоимость, взносы на социальное обеспечение и налоги на заработную плату. Наибольшие поступления пришлись на сектор ресторанного бизнеса, более 15 млн евро, тогда как транспортный сектор принес более 5 млн евро.