Сенатор Жанна Асанова обратилась к премьер-министру Республики Казахстан Олжасу Бектенову с депутатским запросом, в котором затронула важные вопросы лечения и реабилитации детей с врожденной челюстнолицевой патологией, включая расщелину губы и нёба (далее – дети с ЧЛП). В своем обращении сенатор акцентировала внимание на необходимость комплексного подхода к медицинской и социальной поддержке этой категории детей, передает El.kz.
Согласно статистике, в Казахстане ежегодно рождается около 1000 детей с ЧЛП. Для новорожденных существуют программы перинатальной диагностики и первичной хирургической помощи, что позволяет малышам получать необходимые ортодонтические и хирургические процедуры сразу после рождения. Однако, после первичных операций, направленных на закрытие расщелин, дальнейшие пластические операции и программы коррекции не предусмотрены в стандартном объеме государственных услуг.
Дети с ЧЛП сохраняют интеллектуальные способности и даже могут обладать высокими интуитивными навыками. Тем не менее, деформации лица и неправильный прикус, вызванные аномалией и хирургическими вмешательствами, приводят к значительным проблемам с речью и дикцией. В результате, дети с ЧЛП испытывают низкую самооценку и трудности в общении, что негативно сказывается на их психологическом развитии и академической успеваемости.
Сенатор Жанна Асанова предложила следующие меры для решения актуальных проблем лечения и реабилитации детей с ЧЛП:
Внедрение программ эстетической пластической хирургии и реабилитации: Для детей и молодежи с ЧЛП необходимо улучшение результатов операций, проведенных в детстве. Это может быть достигнуто через государственные субсидии, гранты и привлечение благотворительных фондов.
Финансирование программы ортодонтической коррекции: Для детей и молодежи с ЧЛП требуется сложная ортодонтическая челюстная коррекция, которая должна быть профинансирована государством.
Государственная программа логопедической поддержки: Необходима квалифицированная и бесплатная логопедическая помощь с использованием специальных педагогических методик для детей с ЧЛП и другими нарушениями речи.
Психологическая помощь: Доступ к психологической поддержке должен быть обеспечен для детей с ЧЛП и их семей для справления с эмоциональными и социальными трудностями.
Обучение медицинских и социальных работников: В учебные программы необходимо включить информационно-методические материалы о ЧЛП, чтобы специалисты могли своевременно оказывать профессиональную поддержку.
Сенатор Жанна Асанова подчеркнула, что комплексный подход к лечению и реабилитации детей с врожденной челюстнолицевой патологией позволит этим детям адаптироваться в социальной жизни и станет основой для формирования здорового и умного поколения. Она попросила премьер-министра дать письменный ответ о результатах рассмотрения запроса в установленные законом сроки, ссылаясь на статью 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».
Челюстнолицевые патологии у детей включают широкий спектр врожденных и приобретенных аномалий, которые могут затрагивать кости, мягкие ткани, зубы и прикусы. Эти патологии могут существенно влиять на внешний вид, функции ротовой полости и общее здоровье ребенка. Ниже рассмотрены основные типы челюстнолицевых патологий у детей, их причины, диагностика и методы лечения.
Врожденные патологии:
Приобретенные патологии:
Аномалии зубов и прикуса:
Причины челюстнолицевых патологий могут быть генетическими, экологическими или комбинированными. К основным причинам относятся:
Диагностика челюстнолицевых патологий у детей включает:
Лечение челюстнолицевых патологий может быть консервативным и хирургическим. Оно включает: