Как контролировать расходы из казны

19 Июня 2023, 09:47 1005

Для повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо вовлекать больше общественности, считают эксперты. Между тем, по данным министра финансов, почти 15% процедур госзакупок проводятся с нарушениями, а высшая аудиторская палата считает, что чиновники ставят перед собой комфортные для исполнения целевые индикаторы, сообщает ИА El.kz

Проблема неосвоения бюджетных средств снова стала актуальной

На недавнем заседании правительства заместитель премьер-министра – министр финансов Ерулан Жамаубаев подводил итоги об исполнении главного финансового документа страны за пять месяцев 2023 года.

Он пояснил, что в республиканском бюджете не освоено 88 млрд тенге. Хотя в прошлом году специалисты Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (который сегодня переименован в Высшую аудиторскую палату – ВАП) говорили, что в Казахстане уже давно не стоит вопроса о неосвоении государственных финансов. В этом году она появилась снова.

По словам министра финансов, основной причиной такого положения дел является долгое проведение конкурсных процедур. Но нужно отдать должное – вся сумма неисполнения составила 109 млрд тенге, из которых 21 миллиард не исполнено по причине экономии.

В целом же, с января по май 2023 года расходы госказны исполнены на 98,5%: на 98,8% - центрального, и на 98,9% - местного бюджетов.

Кроме того, суммы не исполнены из-за долгих сроков заключения договоров и дополнительных соглашений; принятие нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ и подпрограмм с нарушениями сроков, которые приводят к затягиванию сроков; поздняя сдача актов выполненных работ и счетов-фактур.

Главный казначей страны также обратил внимание на то, что из 209 тысяч процедур государственных закупок 31,5 тысячи проведены вразрез действующему законодательству. При этом с января по май камеральным контролем было охвачено более 209 тысяч процедур госзакупок на сумму 6,2 триллиона тенге.

Отчеты ВАП должны быть в открытом доступе

Как сообщил журналисту El.kz экономист Арман Байганов, проведение трансформации в системе государственного аудита говорит о том, что Казахстан переходит на международные стандарты аудита.

«Теперь госаудиторы называются не счетным комитетом, а высшей аудиторской палатой. Раньше они в основном как счетный комитет занимались ревизорской деятельностью и должны были выявлять, наказывать, возбуждать уголовные дела, то сейчас подходы другие. Они не только выявляют нарушения и пишут замечания, но еще и помогают улучшить бизнес-процессы в государственном и квазигосударственном секторе, и делают еще больше упор на рекомендательный характер. Я думаю, это правильно», - уточнил экономист.

В то же время, он отметил, что минусом в их деятельности является отсутствие их отчетов в открытом доступе.

«Раз они подотчетны государству, такие документы должны быть. Мы узнаем об исполнении бюджета только когда в мажилисе отчитываются. Считаю, что этот пробел необходимо восполнять», - поделился своим мнением Арман Байганов.

Низкая заинтересованность самих казахстанцев в вопросах исполнения госбюджета

В свою очередь, по мнению публициста, пишущего на экономические темы Жараса Ахметова, материалы ВАП время от времени появлялись в публичном пространстве, но проблема – в том, что рядовые казахстанцы, как правило, игнорируют их отчеты.

«Несмотря на то, что отчеты аудиторов доступны, я не припомню, чтобы материалы Счетного комитета становились предметом таких общественных дискуссий, хотя раньше было очень много материалов, которые давали повод для обсуждения. Это претензия не к ВАП, а скорее больше к нам, к обществу. С этой точки зрения деятельность госаудита не является особо эффективной, потому что результаты их проверок представляют слабый общественный интерес», - считает он.

По его мнению, аудитор, которому доверяют исполнение бюджета – это важная общественная и политическая фигура, даже несмотря на то, что это просто служащий. Поэтому, с точки зрения слабого общественного интереса, вне зависимости от того, насколько профессионально или непрофессионально они выполняют работу, аналитик считает их работу неэффективной.

По его мнению, чтобы изменить ситуацию, необходимо менять политическую систему. Чем больше будет политических партий и чем более конкурентными будут выборы, тем больше будет контроля.

«Общественный интерес к деятельности ВАП возникает, когда избиратели апеллируют, когда есть политическая сила, которая хочет пройти в парламент или избирается в президенты, говорит, что она будет бороться с негативными факторами. Политическую систему нужно менять в том смысле, что главным действующим лицом любой избирательной кампании должен быть сам избиратель, которым политические силы будут апеллировать, но мы сегодня являемся не главным действующим лицом, а инструментом, вспомогательным механизмом, и пока так будет, интерес к работе ВАП будет слабым. Это сложный документ, написанный сложным, корявым языком. Читать их – одно мучение. Тем более, и сайты, их обновили несколько лет назад – они вообще недружелюбные, интерфейс у них ужасный», - отметил Жарас Ахметов.

В 2018 году эксперты Transparency Kazakhstan, проанализировав сайт счетного комитета за период с 2005 года, пришли к выводу, что публикуемые на нем отчеты стали менее прозрачными и информативными. С 2005 года бюллетень о проверке использования средств республиканского бюджета по отдельным бюджетным программам сократился в 21 раз.

«ВАП выявляет нарушения при исполнении бюджета, но она не является органом следствия и не выносит решения о наличии состава уголовного преступления. ВАП указывает на эти нарушения, а были ли они просто неряшливостью, административным правонарушением или уголовным – это должна решать прокуратура и инициировать соответствующие расследования. Она должна знакомиться с результатами ВАП и принимать решение, есть ли основания для подследственных мероприятий», - резюмировал Жарас Ахметов.

 

 

 

 

Карлыгаш Бектасова
Поделитесь: