В комитете госдоходов действуют 14 информационных систем, которые упрощают бумажную волокиту для юридических и физических лиц. Об этом на недавней встрече с журналистами, посвященной цифровизации налогового и таможенного администрирования, сообщил министр финансов Мади Такиев, передает El.kz.
Министр пояснил, что на сегодняшний день в комитете госдоходов функционируют 14 информационных систем. Они были созданы в период с 2000 по 2014 годы.
«К примеру, в Интегрированной налоговой информационной системе (ИНИС) ведется весь регистрационный учет налогоплательщиков, налоговые проверки, и применяются способы и меры принудительного взыскания. В то же время, в Системе обработки налоговой отчетности (СОНО) принимается и обрабатывается вся налоговая отчетность и заявления, 99% которых принимаются в электронном формате», - пояснил он.
Фото: Карлыгаш Бектасова
Система «АСТАНА-1» позволила автоматизировать процессы таможенных операций и внедрить электронное таможенное декларирование, при этом 80% деклараций проходят через зеленый коридор. А с помощью Единого окна экспортно-импортных операций выдаются разрешительные документы, оказываются таможенные услуги.
Кроме того, действует информационная система «Централизованные унифицированные лицевые счета» (ЦУЛС), которая содержит информацию по всем таможенным и налоговым платежам и начислениям.
Напомним, что на расширенном заседании Правительства РК 7 февраля текущего года Президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил провести полную цифровизацию налогового администрирования.
По его словам, из 14 информационных систем ведомства большинство из них даже не введены в широкую эксплуатацию.
«Ожидалось, что в 2021 году эти системы будут заменены на новые, которые разрабатывались при поддержке международных финансовых организаций в течение 12 лет. Но результата нет, хотя бюджеты освоены», - подчеркнул глава государства, поручив провести независимый IТ-аудит всех информационных систем Минфина.
По мнению Президента, кроме подготовки нового Налогового кодекса нужно запустить новую информационную архитектуру Комитета госдоходов.
Как пояснил министр, IT-аудит существующих информационных систем сегодня проводится.
«С введением новых систем в итоге по налоговому администрированию будут действовать Интегрированная система налогового администрирования (ИСНА) и BigData КГД, по таможенному администрированию ИС Кеден. А Систему управления рисками (СУР) и Электронных счет-фактур (ЭСФ) будут развиваться дальше», - подчеркнул Мади Такиев.
По информации ведомства, Система управления рисками с помощью инструментов аналитики больших данных делит налогоплательщиков по категориям, запускает процедуру камерального контроля.
«СУР уже дает прямой эффект в виде дополнительных поступлений в бюджет. С момента ее запуска взыскано 2,1 трлн тенге, в том числе 1 759 млрд тенге по камеральному контролю, 59 млрд тенге по налоговым проверкам, 246 миллиардов – по таможенному контролю. Также заблокирован оборот по НДС по рисковым налогоплательщикам на сумму 8,3 трлн тенге», - подчеркнул министр.
В налоговой части внедрение новых систем позволит значительно повысить эффективность всех процессов.
«Например, ИСНА объединяет 7 систем и обеспечит высокий уровень доступности системы для 13 млн пользователей, предоставит возможность одновременной работы до 250 тыс. пользователей, сократит время обработки документов с 1 часа до 1 минуты, произойдет оптимизация и простота бизнес процессов», - перечислил глава Минфина.
Предоставление со стороны ИСНА открытых API-сервисов позволит организовать взаимодействие с внешними агентами (приложениями банков и пр.), что в свою очередь обеспечит сопровождение полного жизненного цикла налогоплательщиков – от регистрации до прекращения деятельности.
«Все это даст возможность налогоплательщикам исполнять налоговые обязательства привычными и удобными для него способами. На первоначальном этапе это регистрация ИП, представление налоговой отчетности и отдельных видов заявлений с дальнейшим увеличением точек взаимодействия. Таким образом, будет осуществляться планомерный переход на проактивные сервисы», - пояснил главный финансист страны.
Фото: Карлыгаш Бектасова
Сегодня разрабатывается личный кабинет налогоплательщика, с помощью которого можно будет в режиме онлайн получить все налоговые услуги и сервисы, включая получение уведомлений и извещений от органов госдоходов, а в случае отсутствия документов – мотивированный отказ с указанием причин отказа. Причем выходные документы предоставляются с QR, что позволяет при наведении на него проверить подлинность документа.
«Система находится на этапе внедрения и тиражирования. Мы планируем завершить этот процесс до конца текущего года», - проинформировал Мади Такиев.
Глава Минфина считает, что внедрение информационной системы электронных счетов-фактур стало прорывным шагом в развитии налогового администрирования (с 2018 года на нее перешли все крупные налогоплательщики, а с 2019 – все плательщики НДС в обязательном порядке).
«В первые два года внедрения поступления НДС (на товары внутреннего производства – ТВП) выросли в 1,5 раза в каждом году», - подчеркнул министр.
Ни для кого не секрет, что внедрение информационных систем в первую очередь сокращает бумажную волокиту, устраняет коррупционные факторы путем сокращения человеческого фактора.
«Так, сегодня экспортерам при вывозе товаров по пониженным ставкам в страны ЕАЭС приходится дважды посещать органы государственных доходов. Налогоплательщики предварительно заверяют бумажные счета-фактуры с приложением документов, подтверждающих происхождение товаров (таможенная декларация, ФНО 328, сертификат происхождения товаров). Мы разработали Паспорт прослеживаемости, который отражает через QR все необходимые для контроля сведения. Функционал доступен также в мобильной версии, что упростит данный процесс для бизнеса без посещения госорганов», - пояснил Мади Такиев.
В марте началось тестирование со странами ЕАЭС. При успешном завершении наша страна перейдет на цифровой формат взаимодействия.
ИС ЭСФ позволила существенно развить систему управления рисками, камеральный контроль, определять нарушения на ранней стадии. В борьбе со лжепредприятиями внедрили инструменты блокировки ЭСФ и биометрической идентификации Face-ID при регистрации всех налогоплательщиков.
«Биометрия введена с первого октября 2023 года, и уже зарегистрировано с проведением биометрии 178 тысяч налогоплательщиков (НП). Для прохождения биометрии при выписке ЭСФ включены 2,3 тыс. рисковых НП, или 1,6% от всех плательщиков НДС. Такое новшество введено с первого февраля текущего года. 164 налогоплательщика, или 0,1% от всех участников не прошли биометрию (их оборот с НДС составляет 6,3 млрд тенге), из них 1149 НП не произвели выписку ЭСФ. По этим компаниям мы фактически пресекли возможность выписки фиктивных счетов-фактур», - пояснил глава Минфина.
Следующим шагом развития ИС ЭСФ будет внедрение электронных договоров Smart contract.
«Сейчас использование Смарт контракта набирает популярность, ряд БВУ и бизнес-платформ уже применяют данное решение. При этом до сих пор широко используются бумажные договора и в обоих решениях нет привязки к ЭСФ и платежкам. На сегодня выписка электронных договоров уже доступна в ИС ЭСФ. Планируется в первую очередь на добровольной основе подключить участников государственных закупок и их подрядных организаций. Возможность подписания договоров будет доступна в ИС ЭСФ и внешних платформах. Полагаем, что внедрение данной инициативы позволит сократить расходы бизнеса», - подчеркнул министр.
Объемы теневой экономики по итогам 2022 года составили 18,75%. Чтобы не допускать выписку счетов-фактур без товаров Минфин намерен внедрить новую концепцию администрирования НДС «е-Тамга».
«Система по полученным данным проводит анализ по плательщикам НДС: сколько из них уплачивает, сколько выписывают ЭСФ, по рисковым налогоплательщикам, по платежам. Суть предложения заключается в возможности выписки ЭСФ только в случае, если в момент выписки ЭСФ подтверждается уплатой НДС или легальными расходами», - уточнил глава Минфина.
Для этого система постоянно рассчитывает текущий баланс НДС, в котором учитываются все расходы с НДС.
В результате, снизятся:
- уведомления по камеральному контролю (КК) на 80% (на 1,3 трлн тенге или 62 тыс. уведомлений);
- проверки на 70% (на 9 тыс. проверок в год);
- задолженность по НДС на 70% (сейчас 118 млрд. тенге);
- сроки возврата сократятся в 10 раз (со 150 дней до 15 дней) и отказы по возврату НДС.
В перспективе, через два-три года, рассматривается возврат всего НДС, а не только экспортерам. В то время как сегодня НДС возвращается экспортерам, недропользователям по расходам на геолого-разведывательные работы и участникам специальных экономических зон по расходам на строительство.
C 3 марта 2023 года казахстанцам предоставлена возможность признать себя банкротами. Законом предусмотрены три вида процедур: внесудебная и судебная процедуры банкротства и процедуры восстановления платежеспособности.
«На применение процедуры внесудебного банкротства поступило 97 тыс. заявлений, из них признано банкротом более 11,7 тыс. граждан на сумму задолженности более 25 млрд тенге», - пояснил вице-министр финансов Ержан Биржанов.
В то же время, ряду казахстанцев в этом отказано, так как были выявлены факты наличия имущества, несоответствия должника по сумме долга и сроку неплатежа, отсутствия документа урегулирования долга с кредитором и т.д.
Фото: Карлыгаш Бектасова
Сейчас инициированы изменения законодательства для уменьшения причин отказа.
«Специально, для осуществления приема и обработки заявлений, а также для проведения самой процедуры внесудебного банкротства реализован электронный онлайн-скоринг ИС Базы физических лиц (БФЛ) по данным 24 государственных органов», - пояснил вице-министр.
Внедрение этой системы позволило практически без человеческого фактора проверить заявителя на соответствие входным критериям (наличие имущества, сумма и срок неплатежа по долгам и т.д.). При этом гражданам не нужно было собирать бумажные справки с организаций и представлять их в органы государственных доходов.
«Также органами госдоходов на постоянной основе проводится контроль экспортных операций в рамках трансфертного законодательства. Для усиления мер контроля за выводом капитала из страны инициирован законопроект, получивший положительную оценку Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Данный законопроект подписан Президентом РК 25 марта текущего года», - пояснил Ержан Биржанов.
В рамках поручения Главы государства по усилению контроля с прошлого года расширен перечень экспортеров, представляющих отчетность по мониторингу сделок, что приведет к 100 процентному охвату всех экспортеров нефти (с 40 до 70).
По данным Минфина, доля экспорта нефти за 2022 год в общем объеме экспорта товаров РК составляет порядка 60%, или 48 млрд долларов США. Основные направления: Европа и Китай.
Ранее мониторинг проводился в ручном режиме, и в среднем на одну компанию с оборотом 300 млрд тенге уходило 3 недели, после автоматизации срок сокращен до одного дня.
Всего за 2023 год по трансфертному ценообразованию в бюджет взыскано 23 млрд тенге.
Итак, вся цифровизация комитета госдоходов в итоге сводится к окончательной интеграции налоговой и таможенной систем.
«BigData является нашим мозговым центром по обработке и сбору больших данных из всех систем КГД, а также госорганов и организаций. Планируется реализовать порядка 200 интеграций, будет создан аналитический центр с применением искусственного интеллекта, в среднем это обработка 17 млн. запросов, с дальнейшей полной визуализацией», - пояснил глава Минфина.
Такой подход в архитектуре позволит не только снизить нагрузку на налогоплательщиков и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в виде создания авторасчета налогов, предзаполнения деклараций и сокращения времени таможенного оформления, но и обеспечит потребности в сервисах и данных цифровых партнеров.
«Сейчас их количество уже насчитывает более 140, планируется взаимодействие с финансовым сектором и вывод порядка 100 универсальных сервисов API. Реализация данных проектов позволит нам создать Цифровые профили налогового и таможенного администрирования, которые будут охватывать все действующие процессы с построением BigData и применением искусственного интеллекта», - подчеркнул Мади Такиев.
Учитывая тенденции развития сферы оказания государственных услуг, основанных на принципах клиентоориентированности и человекоцентричности, обслуживание клиентов будут осуществляться с применением персонифицированной модели обслуживания, а при необходимости – с возможным переходом к унифицированной модели обслуживания.