Игра по правилам

12 Марта 2019, 16:12 14112

О развитии кокпара в Казахстане

Древняя игра казахов и других народов Центральной Азии – «кокпар» переживает новый виток в своем развитии. Кокпар сегодня лишь отдаленно напоминает игру, в которую играли наши предки всем аулом, когда заветную тушу козла всадники уносили с поля прямиком к себе домой. С того дня, как кокпар был объявлен официальным национальным видом спорта, игра обрела современный облик и строгие правила.

Изменения в правилах кокпара выводят его на другой уровень и делает ближе к заветной цели, - встать в один ряд с другими мировыми конными видами спорта, такими как конкур или конное троеборье.

Немного истории

Возникновение кокпара у кочевых народов было обусловлено не только желанием джигитов помериться силой и ловкостью, но и весьма утилитарным назначением. Кокпар был отличной тренировкой и проверкой боевых навыков как всадника, так и его лошади.  

«Кокпар достался нам от наших предков.  Причина, по которой его начали культивировать кочевые народы, кроется в том, что его можно назвать одним из военно-прикладных видов спорта. Раньше кочевники жили на огромной степной территории, это было время войн, междоусобиц за земли и воду. В периоды, когда не было сражений, джигиты должны были сохранять свои физическую силу и навыки, чтобы в будущем быть сильнее в схватке. Ведь кокпар развивает как ловкость, так и те группы мышц, которые не разовьет ни одно другое упражнение. Поэтому эта игра позволяла воину всегда находиться в отличной форме. Сегодня многие физически сильные парни, вышедшие из тренажерных залов, ничего не могут показать в кокпаре. К тому же кокпар объединял людей, делал сплоченнее жителей рода или аула», - рассказывает директор республиканского Центра по национальным и конным видам спорта Аманжол Хасенов.

Примерно до 70-х годов XX века в советском обществе к кокпару относились с опаской, так как для непосвященного человека он представлял собой весьма жесткую национальную забаву.  Он не входил в официальный реестр видов спорта, по нему не присваивали званий и разрядов, хотя во всесоюзных играх все же присутствовал. При этом у проживающих в сельской местности кокпар пользовался большой популярностью. В последующем эта игра воспитала немало батыров, которые нашли себя в олимпийских видах спорта, например, в борьбе. Однако ближе к 80-м годам положение национальных конных видов спорта, таких как байге, тенге алу, жамбы ату, кокпар и других, стало меняться. А с обретением независимости начинается новейшая история кокпара как вида спорта.

Кокпар сегодня

Огромный толчок к развитию кокпар получил с образованием Федерации национальных конных видов спорта Республики Казахстан. И уже сейчас наша страна налаживает отношения в этой дисциплине со всем миром. С появлением федерации соревнования по кокпару обрели небывалый масштаб и систематичность, начал составляться календарный план всех спортивных мероприятий - от республиканского до областного уровня.

«На сегодняшний день практически во всех областях Казахстана есть клубы, есть спортивные детско-юношеские школы, в которых культивируется кокпар. Там спортсмены тренируются, выезжают на соревнования, получают звания и разряды. Самое значимое соревнование в стране по этому виду спорта - это Чемпионат Республики Казахстан. Чемпионат длится в течение семи дней, по круговой системе. Конечно, в лидерах по республике всегда находятся южные области. Это связано с традициями развития кокпара в этих регионах: как правило, на юге у людей особенная любовь к этой игре, которая не ослабевала даже в советское время. Команды с севера, конечно, стремятся к этому уровню, но есть климатическая особенность. Например, в октябре месяце в Туркестанской области активно начинают проводиться игры, а на севере в это время уже лошадей загоняют в теплые конюшни, готовятся к зимовке. Тем временим практически на протяжении всей зимы на юге играют в кокпар. За зиму их всадники и лошади набирают свою лучшую форму, до которой северным командам еще расти и расти. Только в одном ауле Туркестанской области держат жеребцов для кокпара больше, чем в Акмолинской, Карагандинской, Костанайской областях вместе взятых», - подчеркивает Аманжол Хасенов.

В этом году чемпионат республики будет проводиться в мае в городе Алматы. Например, для того, чтобы игрок, а с ним и вся команда получила звание кандидатов в мастера спорта по кокпару, на чемпионате РК необходимо занять третье или четвертое место. Звание мастеров спорта соответственно получают клубы, занявшие первое и второе место.

Два года назад вовремя всемирной выставки ЭКСПО в Астане Ассоциация национальных видов спорта провела Чемпионат Мира по кокпару. До этого периода чемпионатов мира по этому виду спорта еще не проводилось. На том чемпионате сборная Казахстана завоевала первое место, и все участники команды получили звание мастеров спорта международного класса. Помимо этого, команда занимала первые места на престижных международных турнирах в Турции и Китае. И уже в этом месяце сборная республики поедет на крупный турнир в Узбекистан, где имеет все шансы стать первой, там же этой осенью пройдет Чемпионат Мира, где команда Казахстана претендует на чемпионство.

На сегодняшний день в мире самые сильные команды по кокпару-  это сборные Казахстана и Кыргызстана. К этому уровню стремятся и команды Таджикистана, Узбекистана, Афганистана. 

По словам Аманжола Хасенова, зарплата кокпариста в Казахстане очень далека от заработка футболистов или тех же хоккеистов. Она варьируется от 70 до 200 тысяч тенге в месяц. Например, в Атырау игрокам платят больше чем в Астане, поэтому перспективные игроки уезжают на запад.

На турнире Ережепа Канаева в Туркестанской области.

Следует отметить, что сегодня в Казахстане не ведется точной статистики, сколько именно людей профессионально занимаются кокпаром и сколько хозяйств разводят лошадей именно для этого спорта.  В Туркестанской области кокпар активно развивает меценат, почетный гражданин области, обладатель ордена «Құрмет» Ережеп Канаев. Он ежегодно организует масштабный турнир, в котором принимают участие несколько тысяч всадников, где разыгрываются крупные денежные призы и автомобили.

О правилах игры в кокпар

Правила игры в кокпар ежегодно дополняются и совершенствуются. Главная цель разработчиков - свести к минимуму количество травм игроков и лошадей во время игры. По новым правилам в состав команды входит 12 полевых игроков-всадников. Помимо этого, команда должна обязательно иметь врача, ветеринара и представителя команды. Все спортсмены задолго до соревнований проходят обязательную диспансеризацию. На каждого участника команды заводится медицинская книжка, он проходит медицинское обследование, это делается для того, чтобы выявить болезни или старые травмы до выхода на поле.

«По старым правилам на поле был установлен казан или «казандык» (ворота). Сейчас принято решение не использовать казандык в игре, так как он слишком травматичен. На него падают, об него ударяются как наездники, так и лошади.  И по новым правилам вместо казана будет просто очерченный круг, в него будет забрасываться туша козла. Если говорить о поле, то его ширина не превышает 75 метров, это максимальный показатель, но если есть особенности ландшафта, то правилами допустимо его немного сократить. Максимальная длина на сегодняшний день составляет 220 метров, и опять же, если потребуется, ее можно уменьшить», - говорит Аманжол Хасенов.

Игроки всегда стараются соблюдать древние традиции, но многие особо жесткие приемы в современном кокпаре категорически запрещены. Нельзя атаковать всадника, когда он поднимает тушу с земли, также запрещаются удары камчой. Правилами запрещено скидывать с лошади игрока, захватившего «серке», нельзя вырывать трофей со стороны спины игрока. За нарушение провинившийся удаляется с поля на две минуты.

Примечательно, что в кокпаре нет как таковых ограничений по возрасту. Если позволяет здоровье за профессиональную команду может выступать и мужчина пенсионного возраста. При этом игровой снаряд «серке» немного изменился. Изменения коснулись его массы, минимальный вес туши козла остановился на отметке 30 килограммов, а максимальный - 35 килограммов. Однако главный вопрос в том, будет ли использоваться в соревнованиях туша животного или все же муляж.

«Сейчас очень много защитников животных, которые требуют не использовать настоящую тушу козла.  Уже на протяжении нескольких лет наша федерация идет к тому, чтобы заменить «серке» муляжом, то есть мы ищем варианты. Были попытки заменить на снаряд из синтетического материала. Десять лет назад специально для наших кокпарши был изготовлен аналог серке с искусственной шерстью. Этим занималась компания по производству спортинвентаря. Его сделали в Малайзии, но этот муляж не выдержал нагрузки и был разорван в игре за несколько минут. Ведь по традиции в кокпаре используется именно туша козла, а не барана, дело в том, что только шкура этого животного способна выдерживать такие нагрузки. Поэтому настоящего серке заменить очень сложно. Есть еще один момент. Муляж не так удобен для игры, его неудобно удерживать в руке, он обычно очень жесткий, в итоге с таким снарядом игрок может получить травму».

В защиту того, чтобы в соревнованиях использовать тушу животного, говорят сами традиции. Ведь после игры джигиты могли освежевать тушу козла, а из мяса сделать куырдак. Существует поверье, что серке, который использовался в кокпаре, вобрал в себя силу всех игроков, и съесть его - значит стать сильнее.

«По «серке» мы решили так. На международных соревнованьях мы будем играть с муляжом, мы принимаем требования международных организаций. Но в Казахстане, на внутренних чемпионатах у нас будет использоваться настоящая туша. Эта традиция нам досталась от дальних предков, и мы ее будем соблюдать», - отмечает Аманжол Хасенов.

О подготовке лошадей

Кокпаристы говорят, что хорошо обученная лошадь способна сама проявлять инициативу и без помощи наездника атаковать или вырываться вперед. Стоит отметить, что в стране нет специалистов, которые бы готовили лошадей именно для кокпара. Как правило, игроки сами занимаются тренировкой и воспитанием своих коней.  При этом, как отмечают сами кокпарши, для этого вида спорта подходит абсолютно любая порода лошадей. Более того, у некоторых животных бывает генетическая предрасположенность к кокпару, главное вовремя заметить «талант» и начать его развивать.

«В каждой породе есть индивидуумы, особенные лошади. Поэтому в кокпаре не выделяют, что определенная порода подходит только под него. Ну а раскрыть талант животного - это уже задача самого кокпарши. Идеальный возраст для лошади, которая может уже показывать хорошие результаты в кокпаре, это 5 – 6 лет. То есть к этому возрасту происходит полное физическое созревание коня, он набирает максимальную мышечную и костную массу. Конечно, в кокпаре используют только жеребцов и ни в коем случае не кобылиц. Например, в байге используют кобыл, но в кокпаре – нет», - поясняет Аманжол Хасенов.

Сегодня федерация кокпара занимается и подготовкой судей. Чтобы обучить судью для кокпара, понадобится от двух до трех лет. Сегодня в Казахстане есть 15-20 высококвалифицированных судей международной и национальной категории, отмечает директор республиканского Центра по национальным и конным видам спорта Аманжол Хасенов.

Чингиз Майсеит
Поделитесь: