Хрупкую красоту современной японской графики представили на выставке в Астане

Вчера, 08:54 310

В галерее искусств «HAS SANAT» открылась выставка современной японской графики «Тайна Фудзиямы». Мероприятие организовано совместно с галереей The Tolman Collection of Tokyo, которая представляет миру современных японских художников - графиков, чьи работы находятся в известнейших частных и государственных коллекциях по всему миру, передает ИА El.kz со ссылкой на Qazaq Qulture.

На выставке в Астане представлены десять японских мастеров. Авторы показывают собственное ощущение пространства и времени через необыкновенно тонкий мир японского рисунка, объединяющий древние постулаты и современный взгляд. В их произведениях отражено хрупкое равновесие между вечностью и мгновением, внутренним и внешним. 

«Семь лет назад в Казахстан впервые приезжал Норман Толман. Это тот человек, чью коллекцию мы сегодня выставляем. Когда-то он работал на дипломатической службе в Японии. Ему так понравились работы Токо Шиноды, что он стал их коллекционером. И затем  он полностью посвятил себя искусству, открыл галерею в Нью-Йорке, потом уже в Токио. Очень жаль, что он не смог приехать в этот раз в Астану. Он заболел, ему уже 88 лет», - рассказала директор галереи искусств Жанна Енсебаева. 

Каждая работа на выставке погружает зрителя в очаровательный мир Японии, её философию, историю и традиции, при этом всегда оставляя легкую недосказанность, дымку тайны. Выставка показывает многогранность японского современного искусства. В экспозиции представлены произведения, выполненные в разных техниках печатной графики, включая традиционные укиё-э, каппазури, а также литографии и меццо-тинты. 

Центральная фигура выставки – легендарный художник Токо Шинода, получившая признание во всем мире. Каждая ее работа – это глубоко традиционное, духовное явление, в современном и очень выразительном абстрактном графическом воплощении. Она соединила в своем творчестве традиционную каллиграфию и абстрактный экспрессионизм, выработав неповторимый уникальный стиль.

«Токо Шинода говорила, что она не обязана объяснять свои работы, они понятны каждому, потому что они написаны сердцем. В абстракционизме всегда есть шлейф недосказанности. Однако в ее работах поэтические зарисовки сделаны красным чернильным карандашом. А принадлежал он раньше императору из династии Мин. Иногда это росчерк, иногда плавные линии, которые как раз оставляют какую-то недосказанность. Ее работы хранятся в Метрополитен, в Британском музее, в Национальном музее Токио. Я когда была в Токио, я специально прошла в отдел современного искусства, чтобы найти работы Токо Шиноды. И я была счастлива их там увидеть. Это действительно художники высокого уровня», - продолжила она. 

В работах некоторых художников традиционное содержание виртуозно облечено в авангардные формы, а классические техники дополнены современными тенденциями, другие художники воплощают традиционные мотивы в древних графических техниках, бережно сохраняя наследие старых мастеров. Объединяют эти произведения лаконизм изображения и сдержанность цветового решения. Несмотря на это, работы чрезвычайно выразительны и емки по смыслу, всегда с глубокой философской и культурной основой.

Японский художник Кацунори Хаманиши привлекает зрителя новизной авторского решения в сложной технике «меццо-тинта». Стилистические тенденции актуального искусства Запада и образность традиционного искусства Востока органично сочетаются в творчестве художника.

«Его работы изящные, легкие. Творчество отличает минималистичность. При этом он обращает внимание на мелкие детали. Он по-особому чувствует природу. В свое время Рокфеллер многие работы отписал, чтобы после его смерти их продали на Sotheby's. Норман Толман отправил своих сотрудников, чтобы посмотреть, какие работы находятся на аукционе. Как оказалось, продали даже Матисса, но произведения Хаманиши и других японских художников были оставлены в коллекции Рокфеллера», - отметила директор галереи. 

Работы другого японского мастера, Такаши Хиромицу, представлены в традиционной технике печатной графики «каппазури», которая считается забытой на сегодняшний день. Сюжеты основаны на японской мифологии и мотивах известных произведений театра Кабуки. Гравюры Такахаши – это японская культура, переданная с любовью в динамичных композициях, насыщенных цветах и красноречивых сюжетах.

«Техника «каппазури» очень сложна. Каждый цвет отдельно вырезается из бумаги и накладывается один на другой. Эти фрагменты скрепляются затем соком хурмы. При этом у зрителя складывается ощущение, что это единая, нарисованная картина. Сложно догадаться, что эти фрагменты вырезаны отдельно», - заключила Жанна Енсебаева. 

В экспозицию также вошли работы Вако Шуджи, Тамекане Йошикацу, Масахико Цубота, Киношита Тайка, Карху Джоел, Акихиро Мисаки и Тошихиса Фудезука.Мастера различны по темпераменту, художественным приемам и подходам к достижению образности. Однако, у всех авторов древнее и современное преподносится органично и разнообразно. Японская графика увлекает зрителя загадками и подкупает естественной простотой.

Айгерим Ескендирова
Поделитесь: