Холодные оружия казахов

24 Ноября 2017, 21:49 17031

Из истории оружия казахского народа

ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ «СОКРОВИЩЕ» КАЗАХОВ

История появления огнестрельного оружия в наших степях начинается с налаживания торговых и дипломатических контактов между Казахским ханством и Русским царством в середине XVI века. Первые дипломатические миссии предусматривали получение казахами у русских огнестрельного оружия, с которым кочевники уже были знакомы. Но не имели технических возможностей и знаний для его производства.

Фитильное ружье, из которого можно было стрелять с подставкой или без, стало первым видом огнестрельного оружия, которое появилось в степи.

Растущая торговля привела к увеличению экспорта ружей в ханстве. Затем в XVI веке, по мнению исследователей, казахи наладили собственное производство фитильного ружья. Возможно, толчком для этого послужили пленные кузнецы-оружейники разными путями попавшие в Казахское ханство.

Отсутствие единого стандарта при изготовлении фитильного ружья (билтимылтык) привело к появлению различных видов - берен, кульдурмамай, шамкал. Беренмылтык изготовляли из высококачественной стали. Было оно длинноствольным, считалось снайперским оружием. Кульдурмамай - имел гладкий ствол и маленькие сошки из рогов сайгака. Шамкал мылтык отличался большим и неудобным прикладом, в целом, же был похож на два предыдущих ружья. Стреляли из них свинцовыми пулями и дробью. Как и в случае с ружьем, заряды сначала также закупались, но позже освоили и их литье. К началу XIXвека было налажено и производство пороха.

Разобщенность казахских жузов долгое время не позволяла собрать в отряды воинов, владевших фитильными ружьями. Лишь в ходе Орбулакского сражения 1643 года впервые состоялось их массовое применение. В этом сражении джунгарская армия потеряла несколько тысяч воинов в ходе ружейного огня из-за укреплений - новой тактики Жангир хана. После этого джунгары также массово стали осваивать огнестрельное оружие и новую тактику.

Со временем, фитильное ружье стало одной из составляющей «Жетыказына», семи сокровищ казахского народа.

Справка: Фитильное ружье - новый вид европейской аркебузы, изобретенное в середине XVIвека. Состояло из деревянного ложа, с закрепленной на нем длинной стальной кованой трубки, восьмигранной формы и приклада. На стволе ближе к прикладу имелась затравочная чашечка, куда насыпался порох, которая закрывалась специальной крышкой. Фитиль, который и дал имя ружью, представлял собой тлеющий шнурок из хлопка, который воспламенял порох на затравке. Движение фитиля производилось сначала рычагом под ложем, который со временем преобразовался в курок.

Заряжали ружье следующим образом. Сначала из пороховницы в дуло засыпали порох, «на глазок». Затем с помощью шомпола до упора забивали пулю, фиксируя ее пыжом из ткани. После чего стрелку используя рычаг, подводил фитиль к пороху на затравке, который воспламенялся и выталкивал пулю из ствола. Дальнейшее развитие ружья позволило освободить одну руку, облегчая процесс стрельбы, а также избавиться от сошки и стрелять с плеча.

Вместе с тем, процесс подготовки к стрельбе все равно занимал больше одной минуты. Поэтому многие стрелки вооружались холодным оружием.

КАЗАХСКАЯ СЕКИРА

Айбалта–казахская секира, холодное оружие ближнего боя.

Секира состояла на вооружении скифов, гуннов. Ее прообразом является лабрис - один из религиозных символов догреческой крито-минойской цивилизации (2600-1450 гг. до н.э.). В Древней Греции лабрис считался принадлежностью Зевса. По мнению Плутарха «лабрис» в переводе с лидийского наречия означает «секира». В XIV-XV веках это оружие часто использовали воины Средней Азии.

Изготовляли айбалту следующим образом. На древко длиной 70-90 см насаживали железное лезвие на ободке, который закрепляли несколькими гвоздями. Лезвие ковали в форме полумесяца, что и легло в основу казахского названия. Иногда оружие снабжали двойным лезвием. Еще имелась остроконечная удлиненная насадка в виде молотка на обухе. Древко секиры делали из дерева или металла. В нижней части рукоятки крепилась петля из кожи. Лезвие и обух оружия украшали орнаментом. Иногда рукоять обивали кожей, украшая металлическими или серебряными пластинами.

Секирой вооружались многие казахские воины, а также ханская гвардия, охранявшая покои правителя. Иногда ее в своих ритуалах использовали шаманы при лечении людей.

Носили секиру за поясом, а при езде верхом в специальном чехле на седле.

В зависимости от размера секиры, ею можно было управлять одной или двумя руками. Айбалта считалась дополнительным оружием батыров. Воины с секирами вступали в бой только после лучников и конницы, которые несколько снижали численность противника.

Известно, что отряд под командованием Баян батыра в ходе сражений с ойратами использовал секиры.

Это оружие пробыло на вооружении казахов до ХХ века.

Ерлан Оспан
Поделитесь: