11 февраля в Национальном музее Казахстана открылась выставка Карагандинского областного историко-краеведческого музея. На выставке были представлены экспонаты из мавзолея в Улытауском районе, а также гиперреалистичная скульптура Болган Ана в костюме, воссозданном из фрагментов ткани.
Археологические исследования начались еще в 2018 году. Мавзолей Болган Ана является памятником республиканского значения с 1982 года. В ходе раскопок были обнаружены ценные археологические находки – свидетельства эпохи Золотой Орды. На основе исторических данных, Болган Ана считалась дочерью, по другим писаниям снохой Джучи-хан, а в иных источниках ей приписывают статус снохи Алаша-хана, который считается предком у многих тюркских народов. Благодаря генетическим исследованиям, ученым также удалось установить возраст Болган Ана, которой на момент захоронения было 35-40 лет.
Скульптура Болган Ана была создана методом гиперреализма. Любой посетитель выставки может рассмотреть мельчайшие детали лица, включая ресницы, микро-морщинки и даже поры. Такой метод был выбран неслучайно: глядя на скульптуру, у человека возникает ощущение, что перед ним стоит настоящая живая женщина. На ее создание ушло два месяца работы, не считая процесс изучения. Рост скульптуры – около 167 сантиметров.
Благодаря антропологическим исследованиям в Московской школе антропологической реконструкции, были проведены математические расчеты. Созданием скульптуры занимался казахстанский художник и скульптор Айдос Ермагамбетов. Его работа заключалась в том, чтобы придать реконструкции более реалистичный вид на основе антропологического бюста.
«Это грандиозное в историческом плане событие, грандиозный проект. Впервые объединили антропологию, гиперреализм, и в результате получилась такая хорошая совместная работа. Со скульптурами современных людей работать было проще: в доступе есть много фотографий отличного качества, где видны даже микро-морщины, и это значительно облегчает задачу. В случае с Болган Ана не было даже фотографии, и все строилось только на работе антропологов. Перед тем, как я начал лепить, я часто совещался с археологами, чтобы они утвердили макет лица и были в курсе процесса», - сообщил Айдос Ермагамбетов.
Реконструкция представляла собой кропотливую работу: художнику необходимо было отобразить мимические морщины, расположение каждого волоска и прорисовывать все несовершенства кожи, вплоть до мелких сосудов на глазах. Важно было также придать исторической личности черты, присущие ее этническому происхождению.
«Гиперреализм отличается от реалистичной скульптуры. К примеру, восковые фигуры мадам Тюссо не относятся к гиперреализму. На них лучше смотреть на расстоянии одного метра, потому что если подойти впритык, то будет заметна неестественность. Там другая методика, используются другие материалы. В гиперреализме все микро детали скульптуры передают физические ощущения», - добавил создатель скульптуры.
После того, как скульптура была готова, начался пошив костюма. Для того чтобы восстановить образ исторической личности, был предпринят систематический подход к работе уже на первоначальных этапах. Найденная при раскопках ткань халата, принадлежавшего Болган Ана, была изучена и законсервирована перед реконструкцией.
«Это единственный халат на весь Казахстан, который сохранился со времен Золотой Орды в живом состоянии. Это уникальнейшая вещь, которую можно соотнести с французскими королями, русскими царями и римскими императорами. Очень важно, чтобы это наследие популяризировалось», - отметила историк и реставратор Татьяна Крупа.
На пошив халата ушло 20 метров шелковой камки, близкой к оригиналу и заказанной из Индии. Исходя из проведенных исследований в процессе реконструкции, ученые установили, что Болган Ана принадлежала к верхушке элиты того времени.
Весь костюм, включая головной убор, шился вручную. Главной идеей самой реконструкции было дать посетителям выставки как можно больше информации в этом объекте. Найденные фрагменты одежды и прочие артефакты указывают на определенные традиции XIII века. При раскопках были также обнаружены сапоги необычного кроя, которые встречались в каракалпакской этнографии уже веками позже.
Помимо останков, в памятнике были найдены золотая чаша с орнаментом, серьга, чапан и фрагменты вооружения. Найденные экспонаты являются частью культурного и исторического наследия Казахстана. Как утверждает археолог и руководитель научно-исследовательского института «Халык казынасы» Айбар Касеналин, данные археологические находки указывают на элитный статус памятника.
«Реконструкция – это очень кропотливая работа, которая велась на протяжении трех лет, потому что это текстиль, и с ним работать довольно тяжело. Тем более, это древний текстиль, сохранность которого ниже среднего уровня. Самым сложным было начать работу. До обретения независимости нашего государства не проводилось систематических исследований. Только сейчас мы имеем такую хорошую возможность изучить, сохранить и популяризировать наследие Золотой Орды», - заявил археолог Айбар Касеналин.
Собранный материал дает казахстанским ученым новую информацию для изучения золотоординской эпохи. За прошедшие три года археологи провели более шести раскопок на различных археологических памятниках Казахстана, включая мавзолеи Жошы-хана, Алаша-хана, Аяккамыра, Жанибек хана и Талмас Ата.
Материал подготовили Светлана Цхе и Дина Ораз.
Фото: El.kz