Енешки-монстры, мужья-тираны и равнодушные родители. Кто поможет жертве бытового насилия?

9 Февраля, 18:42 3302

В Казахстане ежегодно от рук мужей или сожителей умирают около 400 женщин. Нередко они скрывают даже от самых близких людей то, что подвергаются дома издевательствам и жестоким побоям. Почему же они молчат и не ищут защиты в полиции, выяснил корреспондент ИА El.kz.

Тема семейно-бытового насилия очень актуальна для Казахстана, ведь во многих семьях она считается едва ли не нормой.  Вопреки ложным стереотипам кухонные бойцы пускают в ход кулаки не только в неблагополучных семьях. Недавнее убийство Салтанат Нукеновой наглядно доказывает, что ни одна представительница прекрасного пола не застрахована от роковой встречи с тираном.

Борьба с бытовым насилием ведется в республике на всех уровнях, за ужесточение наказания для мужчин, не видящих ничего предосудительного в применении физической силы по отношению к женщинам и детям, постоянно выступают казахстанцы с активной гражданской позицией. Президент Касым-Жомарт Токаев в своих обращениях неоднократно делал акцент на необходимости создания в обществе нулевой терпимости к любым формам агрессии и насилия. Глава государства подчеркивает, что казахстанцы должны отторгать любые нарушения норм, правил и неуважения к общечеловеческим ценностям. Но и видя поддержу со стороны президента, многие женщины, подвергающиеся унижениям и побоям в домашних стенах, продолжают хранить молчание. И виной тому – наш пресловутый уят. Едва ли не с колыбели девочек учат тому, что мужу надо беспрекословно подчиняться, не спорить с ним и во всем слушаться, а если вдруг он начнет распускать руки, то значит женщина что-то сделала не так, и ее следует хорошенько проучить.

В центре для жертв бытового насилия «Жан-Сая», возглавляемого Зульфией Байсаковой, никогда не пустуют комнаты.  За пять лет здесь получили помощь 7640 человек. 61% из них – несовершеннолетние дети, все они стали невольными свидетелями чудовищных издевательств и побоев и сами получили тяжелые психологические травмы. Несовершеннолетние девочки и мальчики видели, как папы пинали мам в живот, ломали им руки и челюсти, били головой об стену, наносили ножевые ранения, душили до обмороков, выгоняли на мороз без обуви и теплой одежды.

- Ни один случай насилия не проходит без последствий для психики ребенка. Отцы-тираны не просто бьют жен, они заодно калечат собственных детей, вынужденных видеть весь этот ужас. Дети находятся в постоянном страхе, их жизнь превращается в настоящий ад. Попадая к нам в приют, они говорят, что наконец смогут спокойно уснуть, не боясь, что отец убьет маму посреди ночи! – рассказывает Зульфия Байсакова.

В центре «Жан-Сая» подопечных становится больше с каждым годом. И жестокость домашних тиранов тоже возрастает. В начале деятельности приюта за помощью обращались чаще всего женщины, над которыми издевались исключительно мужья, в последнее время все чаще в центр из-за полной безысходности приходят казахстанки, избиваемые супругами с благословения и полного одобрения свекрови.

«Мне 23 года, и я мама двоих прекрасных сыновей. Казалось бы, любой мужчина мечтает о рождении мальчиков, но отец моих малышей отказался жениться на мне. Его мать мечтала о богатой невесте, она запретила ему регистрировать наши отношения, и он с ней безропотно согласился.  Я подвергалась побоям по два-три раза в неделю. Он безжалостно лупил меня на глазах у ухмыляющейся мамы. В ее взгляде на меня не было и тени сочувствия. Она ни разу не пыталась его остановить, никогда меня не жалела. Наоборот, вечно накручивала его, постоянно повторяла, что старший сын ни капли на него не похож и я его нагуляла!» - плачет Асем, прикрывая ладонью синяки на лице.

Асем четыре года терпела издевательства в надежде на то, что отец ее сыновей изменится, женится на ней и они покинут навсегда дом, где она ни дня не чувствовала себя счастливой. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала бесчеловечная выходка несостоявшейся свекрови, обварившей кипятком младшего сына Асем. Пожилая женщина на полном серьезе утверждала, что не стоит поднимать шумиху и обращаться к врачам.

«Мой малыш кричал от боли, но енешка лишь беспечно махнула рукой. Мол, нет повода для беспокойства, все итак заживет. И тут у меня будто бы пелена с глаз упала, и я впервые увидела мою жизнь со стороны. Когда младшему ребенку не исполнилось еще и года, он тяжело заболел. Арман горел в лихорадке и, как потом выяснилось находился без сознания, а свекровь не позволяла его везти в больницу, утверждая, что он спит. Я тайком вынесла сына из дома на руках. Врачи едва спасли его. Енешка потом вела себя так, будто бы ничего и не случилось. Несмотря на мои протесты, она кормила Армана шоколадом и жирным мясом, совала ему бауырсаки и пирожные. Сын мучился приступами рвоты, но она продолжала свои кулинарные эксперименты над ним. «Еда здесь не при чем, мальчика сглазили, и все дурное выходит из него!» - заявляла она. Я ушла из их дома, поняла, что могу вообще потерять ребенка. Написала заявление в полицию, зафиксировала документально побои. Обратно я не вернусь, хватит с меня унижений, и забирать заявление не буду, пусть он ответит за содеянное по всей строгости закона!» - говорит Асем.

Нередко жертвы насилия не могут найти поддержку у собственных родителей, категорически запрещающих им вернуться в отчий дом. «Разведенная женщина – позор семьи!», «Все мужья бьют жен, ты не лучше других!», «Терпи и молчи, не то младших сестер замуж никто не возьмет, люди подумают, что тебя били за измены!» - такими словами часто встречают несчастных женщин отцы и матери.

«Я познакомилась в социальных сетях с моим будущим мужем. Он покорил меня галантностью и добротой. Просто сказочный принц на белом коне. Маме он тоже понравился, завоевал ее симпатию моментально. Красиво ухаживал за мной, приходя к нам в гости дарил цветы мне и маме. Он не скрывал серьезности намерений, выражал готовность жениться, но я не планировала так рано создавать семью, о чем ему и сказала. Через несколько дней после разговора на тему брака, он обманом привез меня на съемную квартиру под предлогом знакомства с сестрой, и изнасиловал. Вернувшись домой, я обо всем рассказала маме и брату. Они устроили скандал, кричали на меня и требовали, чтобы я немедленно выходила замуж во избежание позора. Муж бил меня по любому поводу, и я беременной ушла от него в приют «Жан-Сая». Брат и мама знают, где я, но домой не зовут. Им стыдно за меня!» - двадцатилетняя Сабина не скрывает слез.

Истории жертв бытового насилия никого не оставят равнодушным. Женщины сталкиваются с безграничной жестокостью, их жизнь порой страшнее культовых триллеров. И если они готовы сами сносить побои и унижения, то с издевательствами над детьми смиряться не желают. Особенно в случае сексуального насилия.

- Родители учат детей не вступать в диалоги с незнакомыми мужчинами, не садиться в чужие машины, не заходить с незнакомцами в квартиру, подъезд, сарай или подвал. Но в подавляющем большинстве насильником оказывается близкий детям человек. Необходимо донести до детей, что опасность может исходить от отчима, старшего брат, родного дяди, дедушки, отца. В Алматы отец насиловал двоих своих сыновей, и выявить педофила удалось благодаря его падчерице. Когда мама ушла на работу, он лег на диван рядом с девочкой и принялся гладить ее и целовать. Девочка молча вышла из комнаты, покинула квартиру и позвонила матери. Мама побеседовала с сыновьями, и мальчик детсадовского возраста признался, что папа снимал с него трусики, просил смотреть в окно и делал ему больно!» - говорит психолог кризисного центра Салтанат Мусеитова, занимающаяся бесплатным консультированием жертв насилия.

Центр «Жан-Сая» работает при содействии Управления занятости и социальных программ города Алматы. Женщинам и их детям бесплатно предоставляют надежный кров и полноценное питание. Более того, жертвы насилия получают полное социальное сопровождение. Их консультируют психологи и юристы, им помогают оформить пособия и необходимые документы, оказывают содействие в приобретении востребованных профессий и трудоустройстве, устраивают детей в школы.

- Крыша над головой и питание сами по себе проблемы не решат. Женщинам необходимо поверить в собственные силы и возможности, справиться с ситуацией и сделать первые шаги к нормальной жизни. Поэтому мы открыли для них бесплатные курсы, на которых они учатся на визажистов, кондитеров, швей, парикмахеров и мобилографов. Без помощи государства мы, конечно же, не справились бы. Бытовое насилие – болезнь общества, и любой недуг легче предупредить, чем лечить. При поддержке на государственному уровне, мы регулярно проводим мероприятия по профилактике бытового насилия, сотрудничаем с полицейскими, психологами, врачами, экспертами, депутатами и журналистами, охотно делимся передовым опытом со всеми желающими. Каждый казахстанец должен встать на борьбу с семейно-бытовым насилием. Уже сегодня мы должны воспитывать в детях нулевую терпимость ко всем формам насилия, иначе и для следующего поколения побои и издевательства в семье будут обычным явлением!» - резюмирует Зульфия Байсакова.

У центра «Жан-Сая» много друзей и единомышленников разных профессий. Чемпионка Казахстана по каратэ-до, рукопашному бою, боксу, кикбоксингу и пожарно-спасательному спорту Мария Макатревич регулярно проводит для женщин уроки самообороны. Теплые отношения связывают с приютом депутата Карашаш Джузееву. Она высоко оценивает деятельность дружного коллектива.

- Важно, чтобы женщина не чувствовала себя беззащитной и могла в трудную минуту обрести поддержку. Замечательно, что в Алматы работает центр «Жан-Сая», здесь трудятся специалисты с золотыми сердцами! Такие организации нужны всем регионам республики! – отметила Карашаш Джузеева на одном из мероприятий центра.

Коммунально-государственное учреждение центр «Жан-Сая» работает круглосуточно, без выходных и перерывов. Если вы или близкий вам человек столкнулись с насилием, не молчите, не скрывайте случившееся, звоните по номеру +7 771 450 3 450 (доступен WhatsApp). Вам непременно помогут!

Татьяна Аладьина
Поделитесь: