«Домой из тюрьмы не возвращайся!». Кто поможет бывшим заключенным?

6 Марта, 16:18 2451

Центр поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, работает в Алматы уже шесть лет. Он становится временным домом и единственной надеждой на возвращение к нормальной жизни для тех, кому неоткуда ждать поддержки, сострадания и помощи. Чаще всего в нем обретают кров бывшие заключенные, чувствующие себя в обществе изгоями, читайте о них в материале ИА El.kz.

Люди, отбывавшие наказание в местах лишения свободы, в Казахстане едва ли могут рассчитывать на понимание и сострадание. Они испытывают сложности при устройстве на работу и попытках снять жилье. Стоит работодателю или владельцу квартиры узнать об их прошлом, как они тут же отказываются от дальнейшего общения. И если мужчины встречают хоть слабое подобие понимания, то женщины на сострадание не рассчитывают. Благополучные граждане обвешивают их оскорбительными ярлыками, подвергают безжалостному осуждению и отказываются от любых контактов с ними.

Находясь за тюремной решеткой, подавляющее большинство заключенных женского пола мечтают полностью искупить вину перед законом и начать новую жизнь, где не будет места преступлениям. На протяжении всего срока они мысленно представляют, как вернутся домой, найдут работу, создадут семью. Но их радужные грезы разбиваются о суровую действительность. В подавляющем большинстве случаев, бывшим заключенным нет дороги домой. Родственники категорически запрещают им возвращаться, ведь те «опозорили семью».

- Мужчинам в местах лишения свободы находится намного легче. Родные жалеют их, отправляют посылки и письма, с оптимизмом разговаривают по телефону в разрешенные дни, приезжают навещать. С женщинами обычно все обстоит наоборот. Еще суд не прошел, а многие родственники уже отворачиваются от них. Я сама находилась в заключении и часто видела женщин, которые за долгие годы не получали ни единой весточки из дома. Им не приходят посылки даже на день рождения и новый год, их просто вычеркивают из жизни. Более того, против них настраивают детей! Но ведь они остаются мамами, переживают и волнуются за малышей. Соседки по камерам собирают им по конфете и печенью из передач, чтобы матери отправили посылки детям к празднику, а родные просто не передают сладости ребенку от мамы. Им надо, чтобы малыш быстрее забыл «недостойную мать». После окончания срока такие женщины выходят не на свободу, а в никуда. И ничего удивительного нет в том, что вскоре они вновь возвращаются за решетку! – рассказывает волонтер шелтера для женщин, попавших в трудные жизненные ситуации, Кристина Катарага.

Возглавляет шелтер Елена Билоконь. И хотя Елена Александровна никогда не находилась в исправительных учреждениях (разве что в качестве организатора благотворительных мероприятий), она проявляет самое горячее участие в судьбах своих подопечных. При поддержке акимата и Управления занятости и социальных программ в шелтере реализуется уникальная программа «Жана Омир», позволяющая не только представить женщинам крышу над головой и питание, но и оказать им содействие в обучении, трудоустройстве и оформлении необходимых документов, предоставить бесплатные консультации юриста и психолога.

 

- Пока женщина находится в заключении, жизнь не стоит на месте, все меняется, совершенствуется, поэтому, выйдя на свободу через несколько лет, она порой настолько привыкает к тюремному режиму и расписанию, что ей страшно просто перейти дорогу, зайти в магазин, заговорить с посторонними людьми. Им нужно время на адаптацию. Проблему значительно усугубляет то, что пока женщина ждет от четырёх до восьми недель документы, имея на руках справку об освобождении, она не может выйти на работу. Где ей взять денег на элементарные нужды, куда пойти жить? И от безысходности она опять возвращается в криминальную компанию. Некоторые спустя год-другой снова попадают за решетку. Получается замкнутый круг, и мы помогаем им выйти из него раз и навсегда. Конечно, не все наши подопечные исправляются. Случается, что они уходят из шелтера, ведь правила у нас строгие, физическое насилие, алкоголь и наркотики под запретом, но каждая история со счастливым финалом служит доказательством того, что мы трудились не зря! – считает Елена Билоконь.

Шелтер не раз менял адрес. К сожалению, не все алматинцы готовы проявить милосердие и сострадание к подопечным приюта. Узнав о том, кто живет с ними по соседству, они вызывают полицию, бессовестно оговаривают женщин в правонарушениях, которые они не совершали и открыто протестуют против того, чтобы рядом с ними проживали «зечки с ВИЧ» и «закоренелые преступницы-рецидивистки». Законопослушные граждане с каменными сердцами и безграничным равнодушием обвиняют сотрудников шелтера в «поощрении преступности». Но команда фонда «Реванш» не привыкла отступать перед сложностями, она решает проблемы и находит выход из самых, казалось бы, безнадежных ситуаций.

- После смерти родителей я в подростковом возрасте оказалась в семье родного дяди. Но я постоянно чувствовала себя там чужой, меня использовали в качестве бесплатной домработницы и постоянно попрекали куском хлеба. Однажды я не выдержала и ушла на железнодорожный вокзал. Хотела уехать от них навсегда. На меня обратили внимание вокзальные воры, и тут же предложили жилье и еду. Я была очень красивой девушкой и поначалу мне досталась роль отвлекать внимание уезжающих людей. Я заводила разговоры с мужчинами, а мои подельники очищали их карманы и воровали вещи. Потом перебралась в Алматы, стала сама воровать на барахолках и в автобусах. Недавно решила завязать с прошлым, родила дочь, вышла замуж. Несколько лет мы жили счастливо, работали. Но супруг мой умер внезапно, от сердечного приступа, когда я находилась в больнице, мне сделали полостную операцию. Кроме шелтера мне некуда идти. Здесь меня окружили заботой и вниманием, сотрудники и девочки во всем помогают и поддерживают. Восстановлю силы после операции и обязательно выйду на работу! – говорит Анара Еркин.

Социальная программа «Жана Омир» помогает женщинам успешно интегрироваться в общество и решить важнейшие проблемы. Проект «Жана Омир» охватывает женщин разных категорий. В шелтер часто обращаются за помощью люди, живущие с ВИЧ, и наркозависимые, пытающиеся избавиться от пагубной привычки.

- Меня выселили из съемной квартиры после того, как я честно сказала хозяйке, что у меня врачи диагностировали ВИЧ. Она перепугалась, кричала, обзывала меня последними словами, сказала, чтобы я ключи от квартиры не в руки ей дала, а на пол бросила. Мол, она потом вызовет клининговую компанию, и они «продезинфицируют дом и уничтожат заразу». О способах передачи ВИЧ столько информации в интернете, однако люди продолжают верить мифам о этой болезни. В шелтере меня сразу приняли, помогли прикрепиться к поликлинике, сделали городскую прописку, нашли работу. У меня все хорошо, теперь приезжаю в шелтер пообщаться с сотрудниками и девушками, делюсь с ними новостями и успехами, - вспоминает Светлана Романова.

В шелтере особое внимание уделяют здоровью женщин, направляют их в поликлиники и больницы, объясняют тем, у кого диагноз ВИЧ, о необходимости проходить лечение, сводящее к минимуму вирусную нагрузку. Волонтеры, сотрудники и подопечные шелтера, снимаются в социальных роликах, проводят флешмобы и ставят полноценные спектакли, в которых рассказывают реальные истории людей, преодолевших трудности и сумевших претворить в жизнь сокровенные мечты и желания.

- Городская администрация, Управление занятости и социальных программ, врачи, полицейские, наши единомышленники из фондов и благотворительных организаций, сотрудники Алматинского городского центра по борьбе и профилактике ВИЧ являются надежными партнерами и друзьями шелтера. Мы получаем повсеместную поддержку государства во всех начинаниях, направленных на решение актуальных социальных проблем. И мы рады, что армия наших соратников стремительно растет! – говорит Елена Билоконь.

Администратором центра работает отец четырех детей Александр Ледянкин. У него непростая судьба, в 15 лет он впервые попробовал наркотики, провел в заключении в общей сложности 13 лет. После двух десятилетний жизни «под кайфом и в уповании тюремной романтикой» Александр сам себе дал слово навсегда отказаться от прошлой жизни. За женщин, оказавшихся в шелтере, Александр переживает всей душой.

- Пока женщина находится в местах лишения свободы, ее дети часто попадают в государственные учреждения. Никто из родственников не хочет заниматься их воспитанием.  Самая большая радость для нашего коллектива – увидеть воссоединение семьи. Я не сентиментальный человек, но и у меня слезы на глаза наворачиваются, когда видишь, как малыш обнимает свою маму, радостно берет ее за руку, рассказывает ей о том, что скучал и ждал. Да, женщина преступила закон, но она искупила вину, и никто не имеет права лишать ее радости материнства! Отрадно осознавать, что нас поддерживает государство! - отмечает Александр Ледянкин.

Сотрудники шелтера добились потрясающих успехов.  За годы деятельности команда Елены Билоконь помогла более 2000 женщинам. Благодаря программе «Жана Омир» они нашли свое призвание и место в жизни, вышли замуж, устроились на работу и приносят пользу обществу вопреки всем ложным стереотипам о бывших заключенных.

- Вклад, вносимый сотрудниками шелтера в благородное дело профилактики и снижения заболеваемости ВИЧ, невозможно переоценить. Они объясняют женщинам, насколько важно принимать терапию. Медицина не стоит на месте, ВИЧ давно успешно поддается лечению. Мы не говорим о полной победе над болезнью, однако при регулярном приеме таблеток вирусная нагрузка в организме снижается до неопределяемой. И тогда человек, живущий с ВИЧ, не передаст болезнь другому. В Алматы немало дискордантных союзов, где ВИЧ у одного из партнеров. ВИЧ надо воспринимать исключительно как недуг, поддающийся терапии. Вы же не подадите на развод с супругом, у которого диабет или гастрит! – рассказывает психолог Алматинского городского центра по борьбе и профилактике ВИЧ Людмила Музгаева.

Сотрудники шелтера и фонда «Реванш» регулярно проводят интересные мероприятия при содействии городского акимата и Управления занятости и социальных программ. Их проекты удостаиваются высоких оценок со стороны администрации города и рядовых алматинцев. Программа «Жана Омир» по праву названа одним из лучших социальных проектов южной столицы и отмечена грамотами и дипломами.

 Не ограничиваясь семинарами, тренингами и встречами в формате круглого стола, сотрудники и волонтеры разных возрастов и профессий реализовывают творческие проекты. С огромным успехом в Алматы состоялся спектакль ««Лес жизни». Пьесу поставили настоящие профессионалы из России и Казахстана. Режиссеры Игорь Макаров, Алексей Красный и Катя Дзвоник за шесть репетиций превратили волонтеров, сотрудников и подопечных шелтера в артистов, сумевших не только поделиться со зрителями реальными историями из жизни, но и вызвать в их сердцах сострадание и участие. Татьяна Ерошкина, Анна Вильбой и Наталья Ковалева завоевали симпатии публики искренностью, зрители смеялись, плакали и сопереживали героиням. Выступление требовало от новоиспеченных актрис большой смелости, ведь к женщинам, употреблявшим наркотики или находившимся в исправительных учреждениях, казахстанцы зачастую относятся недоброжелательно. В финальной сцене герои путешествуют по волшебному лесу, в котором сценарист Людмила Бурлаченко поселила страшного дракона.

- Идея спектакля заключается в том, что безжалостных драконов мы придумываем себе сами, наделяем их кровожадностью, злостью, ненавистью. А их нужно приручить, и тогда мир наполнится светом добра и свежими красками. У меня ВИЧ, и я мама троих здоровых детей. Работаю, веду активный образ жизни, занимаюсь благотворительностью! – говорит Елена Билоконь.

В прошлом году шелтер вновь переехал. В просторном доме в честь новоселья провели масштабное мероприятие, посвященное борьбе со всеми формами бытового насилия. Женщины, проживающие в приюте, часто подвергаются насилию, но они предпочитают не обращаться в полицию и скрывать происходящее с ними. Опытный психолог Ксения Бориславская провела познавательную и полезную лекцию о способах преодолеть последствия пережитого насилия. Художница Влада Заседателева представила на суд зрителей весьма провокационный перформанс. Анастасия Эткин блестяще отыграла роль «идеальной» дочери, безропотно подчиняющейся деспотичной матери. Героинь постановки умышленно поместили в клетки, символизирующие крепкий кокон условностей, обид, боли, стереотипов и психологических травм.

Комнаты шелтера редко пустуют. У всех женщин здесь сложные судьбы, но они не падают духом, не отчаиваются и стремятся к новой жизни без криминала и дискриминации. Их мужество и целеустремленность достойны уважения.

- Я дважды находилась в местах лишения свободы, провела за решеткой почти семь лет. С двадцати четырех лет употребляю наркотики. Моя зависимость обернулась сокрушительным ударом по здоровью. Я перенесла тяжелую операцию и меня частично парализовало. Врачи прогнозируют, что раньше, чем через полгода я не встану на ноги. Я каждый день делаю зарядку. Поставила цель сесть 29 февраля, и справилась. Я благодарна Елене Александровне и всем девочкам, они приходят после работы ко мне, не дают расстраиваться и думать о болезни. Я им всем пообещала к концу марта встать на ноги, и слово сдержу. От наркотиков откажусь, вернусь к работе. Моя дочь скоро выходит замуж, она чудесная девочка, приезжала на свидания ко мне, писала письма, никогда не осуждала, но мне хочется, чтобы она мной гордилась, и я все сделаю для этого! – с улыбкой признается Оксана Гребенюк.

Сотрудники шелтера обращаются к казхстанцам, чьи родственницы отбывают наказание в местах лишения свободы, с просьбой быть милосерднее и добрее. Ведь от их отношения к тем, кто совершил ошибку и преступил закон, зависит дальнейшая судьба женщины. Путь к исправлению пройти легче, когда рядом с тобой люди, которые верят в тебя и готовы поддержать в трудную минуту. Двери шелтера гостеприимно распахнуты для всех, кто нуждается в поддержке, здесь не делят горе на свое и чужое и каждый гарантировано получит помощь.

Татьяна Аладьина

Татьяна Аладьина
Поделитесь: