Дом, в котором согреваются сердца

12 Сентября 2019, 09:50 5417

Как работает столичный театр кукол

Театр… Любите ли вы театр так, как любят его эти люди? Так, чтобы три раза в день играть один и тот же спектакль, но на разных языках. Чтобы более часа не просто держать на вытянутых руках семикилограммовый вес, а еще и двигаться с ним, и произносить текст, петь и танцевать.  Чтобы приходить на работу утром, потому что первый спектакль в 12 часов, а уходить поздно вечером, потому что после вечернего спектакля начинается репетиция.  Если любите, тогда добро пожаловать на спектакли столичного театра кукол.

Здесь начинается детство

За дверями театра кукол витают вкусные запахи ванили, корицы и свежеиспеченной сдобы. В театральном буфете всегда можно вкусно перекусить перед спектаклем. Особо ярые поклонники тетра приходят сюда к первому спектаклю, а уходят по завершении последнего, пообедав в перерыве в театральном буфете.

Театр этот открылся в столице Казахстана в 2010 году, площадок было много, сначала труппа базировалась в двух кабинетах в цирке, потом на улице Кравцова, в здании, где до этого располагалась прокуратура. И только пять лет назад театр обрел свое помещение, переехав в бывшее здание музея современного искусства на проспекте Республики.

Театр кукол, как вид искусства популярен много-много веков. Первые упоминания о театре кукол одни историки связывают с Древним Египтом, там во время ритуальных мистерий жрицы носили куклу Осириса, и Древней Грецией, где в эпоху эллинизма функционировал почти современный кукольный театр. Другие историки считают, что и в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления пришли с бродячими группами актеров-кукольников из Древней Индии и Древнего Китая.

«Для детей во все времена кукла -  первое, с чего он начинает общение с миром. Это и подруга, и друг, и хранитель секретов. Особенно важно это сейчас, когда интернет, гаджеты, когда дети «сидят» в планшетах, сотовых телефонах, должны быть какие-то духовные ценности. Душа должна жить, а кукла несет душу, то, что не даст ни один гаджет», - говорит директор театра Тогжан Хасангалиева.

Тогжан Ескендировна убеждена, что дети, сутками сидящие в соцсетях, практически не умеют общаться ни друг с другом, ни со взрослыми, ни с миром в целом.

«Картина, знакомая всем - родители выгоняют детей на улицу погулять, а они сидят рядышком в подъезде, уткнувшись каждый в свой телефон. Они не разговаривают, не общаются, даже не двигаются. А в нашем театре они попадают в сказку, общаются друг с другом, с куклами, а кукла – это частичка души любого актера», - говорит Тогжан Хасангалиева.

В театре даже на полном серьезе утверждают, что если актер долго работает с одной куклой, то эта кукла даже на него становится похожа - вот такая мистика!

Тогжан Ескендировна считает, что, если сегодня театр кукол потеряет своего зрителя – ребенка, то завтра мы потеряем зрителя и в оперном, и драматическом, и во всех других театрах. «Кукольный – это первый театр, с которым человек сталкивается в своей жизни, как первая любовь. Я думаю, театр кукол – это очень важно, очень нужно, потому что мы несем важную миссию - научить детей любить театр», - говорит Тогжан Хасангалиева.

Волшебники кукольного города

Сказка, которая живет в театре кукол, творится руками, сердцами и мыслями актеров. Эти люди – настоящие профессионалы, выпускники Казахской национальной академии искусств имени Т. К. Жургенова и столичного КазНУИ, где недавно появилось кукольное отделение. «Профессия актера-кукольника – это самая сложная профессия, любой кукольник запросто может работать и в драматическом театре, и в ТЮЗе, но не каждый актёр драматического театра сможет работать в кукольном. Потому что тут и техника исполнения должна быть, и техника кукловождения. Эти ребята, которые к нам приходят, это фанаты своего дела – зарплаты невысокие, а пахать приходиться в два-три раза больше, чем актерам драмтеатра», - признает Тогжан Скендировна.

Современный театр кукол развивается и растет вместе со своим зрителем, и сегодня в репертуаре много спектаклей, где актеры работают живьем, вместе с куклой. Работать актерам приходится и над кукловождением, и над хореографией, над вокалом, сценической речью заниматься и сценическим движением и даже сценической акробатикой.  «Они умеют все, это универсальные актеры. Их мало, но все в тельняшках. Это и молодежь, и опытные мастера, есть актеры, которые больше 25 лет работают, это актеры, которые пришли из алматинского театра кукол. Они вообще основоположники этого театра», - говорит Тогжан Хасангалиева.

Есть в репертуаре театра и взрослые спектакли - о семипалатинском полигоне. Есть на средний возраст 14-17 лет – «Атамекен» Сакена Жунусова, это спектакль о родине, о казахском народе, об истории.  А еще у коллектива театра есть мечта поставить «Ромео и Джульетту», воплотить на сцене они ее надеются в 2021 году.

Редкое ремесло

Однако все мечты актеров и режиссеров театра упираются в изготовление кукол. В Казахстане практически не осталось специалистов-художников, которые бы занимались техникой их создания. А это целая технология, куклы делают из папье-маше, из пенопласта, выливают из гипса и полипропилена, у них должны быть механические, подвижные глаза, рот. «Художников таких осталось в Казахстане только два – Свириденко Лидия и Олег Миртаиров, они много лет проработали в алматинском театре. К сожалению, они физически не смогут обеспечить куклами все театры страны. Ремесло художника-кукольника передается от мастера к ученику», - говорит директор театра.

Поэтому большую часть кукол театру приходиться заказывать в Узбекистане или в России. А это и дорого, и долго. На изготовление театральной куклы у мастера уходит два-три месяца, ведь это полностью ручная работа, на станках ничего не сделать, и внешность каждой куклы - неповторима. Но сделать куклу - еще полдела. Надо ей пошить костюм, изготовить декорации, а это тоже непросто. В театре нет своих мастерских, их просто некуда разместить, поэтому и костюмы, и декорации тоже приходиться заказывать на стороне.

А зритель в театре особый, его обмануть невозможно. «Дети - это самый тонкий зритель. Если ребенку не нравится, он никогда не скажет, что ему нравится. Это взрослые из вежливости могут сказать, что понравилось. А ребенок воспринимает все буквально», -  говорит Тогжан Хасангалиева.

Актеры готовят своего зрителя, перед спектаклем в фойе проходят бумажные дискотеки, идет анимационная работа. А еще в фойе есть живой уголок с кроликами, морскими свинками, их можно покормить и погладить, дети их очень любят.

«Но у нас и самый благодарный зритель, если им нравится, у них глаза горят, и актеры выходят после спектакля тоже с горящими глазами, они получили энергетику зрительного зала», - говорит директор театра.

В театре кукол нет такого понятия, как коллектив, утверждает она. «Мы знаем все проблемы друг друга, наши дети здесь растут, они смотрят наши репетиции и спектакли, переживают за нас. У нас нет такой нездоровой конкуренции, как в драматических театрах. С одной куклой во время спектакля работают два-три человека, кто может сказать, кто главный – голова, руки, ноги? У нас командная работа, плечо к плечу, рука к руке. Не до скандалов, не до ругани. Мы семья, по-другому не скажешь», - говорит Тогжан Хасангалиева, шестилетний сын которой тоже растет в театре.

Ольга Коваленко
Поделитесь: