Диаз Мусалимов: Хочу преподавать в Казахстане

24 Августа 2018, 11:28 11644

Казахстанский певец живущий в США рассказал о своих планах

Успешный вокалист, композитор и педагог Диаз Мусалимов в Нью-Йорке живет уже на протяжении семи лет. За это время он получил диплом Норфолкского государственного университета и сейчас преподает вокал в New York University. В его родном городе Семее Диаза знают, как автора хита «Семипалатинск мой», а любители бокса запомнили его по исполнению казахстанского гимна перед боем Геннадия Головкина и Сауля Альвареса. В интервью порталу El.kz Диаз поделился своими мыслями о западной эстраде и рассказал о своих новых проектах.  

- Диаз, когда вы начали заниматься музыкой?

- Музыкой начал заниматься с детства. Мне было два с половиной или три годика, я стоял перед телевизором, с гитарой, смотрел концерт Игоря Саруханова и подпевал ему. У меня всегда был коннект, связь с музыкой. В четыре года на одном из концертов татарской музыки, я выбежал на сцену с большим желанием спеть. Тогда, само собой, я не знал ни одной песни, не знал нот, просто хотел петь. Я вышел, исполнил отрывок из песни Саруханова «Дорогие мои старики», и станцевал «цыганочку». Это стало своего рода началом моей музыкальной карьеры. После этого меня пригласили в татарскую школу искусств, где я и начал заниматься вокалом, игрой на фортепиано. С того времени я неразлучен с музыкой, мы как единое целое. 

- Как вы сейчас развиваетесь как вокалист? Берете ли уроки у мастеров?

- Я закончил Нью-Йоркский университет, получил степень магистра по специальности «Вокальное исполнительство, музыкальный театр». Изучал искусство Бродвейского музыкального театра. Направление этого театра – уникально и напрямую связано с американской музыкальной индустрией, поэтому я решил ближе познакомиться с ним. Во время учебы я брал уроки вокала, и сейчас посещаю своего педагога в Нью-Йорке. Этого педагога зовут Мэйн Бишоп, ему 83 года, он воспитал немало известных артистов, певцов среди которых американская оперная дива Джесси Норман. Даже главный дирижер Метрополитен-оперы Джеймс Ливайн приводил на занятия к Бишопу своих артистов. Мэйн Бишоп - легендарный, гениальный человек и мне очень повезло что я с ним знаком. К тому же Мэйн относится ко мне не просто как к студенту, у нас ним теплые дружеские отношения, ведь в вокале дружба между учителем и учеником очень важна.

- Вы представитель классического вокала, а к поп-музыке как относитесь?

- В детстве я пел популярные песни, если быть точнее - фольклорный поп. В 13 лет я сочинил песню о моем родном городе «Семипалатинск мой». На сегодняшний день эта композиция считается неофициальным гимном города. Её поют на природе, на стадионах, в городе, на отдыхе, везде. Очень часто я получаю сообщения с благодарностью за песню от казахстанцев живущих в разных странах. Ну а пробовать себя в классическом стиле я начал позже, когда после девятого класса поступил в Алматинский музыкальный колледж им. П.И.Чайковского.

- Как вы попали в Америку?

- После окончания колледжа у меня было огромное желание продолжить обучение. На тот момент я не чувствовал уверенности в своих умениях и знаниях. Начал искать разные варианты, подбирать университеты и выяснил что именно США задает музыкальные тренды в мире.  В общем, карты легли удачно, я получил визу и уехал в Америку. Начал искать себя, в разных направлениях, ведь нужно было зарабатывать на жизнь. Сразу у меня не получалось, так как приходилось решать множество бытовых проблем, но я с детства был самостоятельным и эти навыки помогли мне на первых порах жизни в Америке. Я уехал в Америку с твердой целью - обучиться любимому делу. Уже через год я был студентом Норфолкского государственного университета Виргинии.

- Как устроена эстрада в США, чем она отличается от казахстанской?

- Любое дело или любой бизнес имеет больше шансов на успех, если за ним есть хорошая законодательная поддержка.  В таком случае у авторов и исполнителей появляется больше уверенности в себе, также будет лучше защищена их интеллектуальная собственность. В Америке очень суровый закон в отношении авторских прав, там нет интеллектуального воровства. Если композитор пишет песню, которая стала успешной, соответственно он получает хорошие гонорары, а артист в свою очередь - популярность. Я думаю, главная особенность американской индустрии заключается в силе этой цепочки профессионалов, которые задействованы в создании продукта. В итоге успех получает не один человек, а вся команда. К тому же американская публика очень привередлива, избалованна, у них невероятное количество артистов в разных жанрах. Но при этом их публика - благородная, она принимает исполнителя в любого жанра, буть то рок, джаз, хип-хоп, фолк музыка, кантри, у каждого направления есть своя аудитория. В Казахстане же, если ты хочешь быть успешным артистом ты должен подстраиваться под основную массу, попсу или коммерческую музыку. Конечно в этом нет ничего плохого, но что делать если у тебя к этому не лежит душа?

- Почему именно западная музыка в мире диктует моду и тренды?

- Потому что западный шоу-бизнес существует гораздо дольше чем казахстанский. Он имеет популярность и влияние в мире. Эта индустрия сама по себе очень развита в Америке. Но это не говорит о том, что у нас отсутствуют таланты. У нас очень много талантливых людей, которые могут достойно представлять себя на международных и зарубежных музыкальных конкурсах.

- Как начинающему музыканту искать продюсеров, есть ли у вас в этом опыт?

- Нужно иметь немножко таланта, упорства и удачи. Мне очень помогло знакомство с людьми, которые являются мэтрами американского шоу- бизнеса, которые работали с Майклом Джексоном, одним из самых успешных джазовых музыкантов современности Джорджом Бенсоном и многими другими легендарными артистами. Так получилось, что эти продюсеры и менеджеры полюбили меня - простого казахского парня, мы нашли общий язык и сейчас работаем вместе. У нас очень много проектов в Америке, которые связаны и с Казахстаном. Да, у меня есть опыт сотрудничества с американскими продюсерами, более того я хочу помогать талантливым артистам из Казахстана и СНГ, хочу действительно помочь им достигнуть популярности за рубежом и в том числе в США.

- Какие именно новые проекты ожидаются?

- Мы работаем над концепцией уникального фестиваля, которого в Казахстане еще не было. Естественно нам потребуется поддержка нашего правительства чтобы его успешно организовать. Но если эта работа будет сделана, то Казахстан вызовет к себе огромный интерес среди туристов. Этот фестиваль должен помочь многим молодым талантам, которые не имели возможности показать себя в Казахстане или же в СНГ. Если они удачно пройдут отбор, то у них появится возможность сотрудничать с американскими артистами и лэйблами. Кроме этого, с одной казахстанской актрисой я планирую совместный проект в Америке, и сейчас мы активно работаем над ним.

- А какие проекты будут в плане обучения?

- Преподаю в Нью-Йоркском университете и очень хочу преподавать в Казахстане, хочу делиться своим опытом здесь. Сейчас думаю о том, как найти возможность приезжать в Казахстан. Пусть это будет сессионно или же на определенные периоды в году, но, чтобы я мог работать с казахстанскими студентами. Это вполне реально, нужно просто все правильно скоординировать.

- Как вы относитесь к песенным конкурсам как X factor или Voice?

- Мое детство прошло в конкурсах, за это время я успел от них устать. Отношусь к ним я не очень… Но если их рассматривать как площадку для талантов, думаю, в них есть польза, но есть у конкурсов и негативные моменты. Нужно понимать, что когда ты подписываешь договор с телевизионными шоу, то ты попадаешь под суровые условия, по сути, ты отдаешь часть своей жизни этому шоу и его продюсерам, и уже не принадлежишь себе как артист. У меня была возможность участия в подобных проектах и сейчас я благодарен что не воспользовался ею.  Я предпочитаю быть свободным человеком.

 - А нужны ли такие конкурсы в Казахстане?

- Думаю, нужны, но многие подобные конкурсы имеют свойство быстро терять популярность. Допустим в Казахстане проходил большой конкурс на подобии «Голос». Очень большой интерес был к нему в первых сезонах насколько я знаю. Я сам наблюдал за ним, и видел там своих друзей артистов. Но со временем интерес к этому конкурсу начал падать. Не хочется, чтобы из всего этого получилось такая «могила талантов». Почему я так говорю? Потому что человек в таких проектах получает временную быструю популярность, а после окончания проекта о нем ничего не известно, все разбежались. Так происходит, потому что за молодым артистом нет базы, нет поддержки.

- И как можно решить эту проблему?

- Я не сомневаюсь в том, что на этих проектах работают профессионалы, но надо понимать, что они преследуют свои интересы. Они ждут коммерческого успеха от проекта. Но если нет фундамента, который поддерживал бы артиста, если у артиста нет возможности показать себя после окончания шоу, то добиться успеха будет тяжело. К этому нужно подходить фундаментально. Нужно чтобы были защищены права артиста, композитора. Нужно чтобы у нашей публики была возможность выбирать музыку. Есть очень много интересных материалов которые не доходят до слушателя,  поэтому благодаря таким сервисам как You Tube у исполнителей, которых сейчас называют «не формат» появляется возможность показать себя. Как показывает практика, артисты, которые не смогли реализовать себя здесь, которых не пропускали на радио и ТВ сейчас являются одними из топовых в той же России. Как здесь найти золотую середину? Значит где-то не совсем отточена эта система.

- Что самое важное в обучении вокалу?

- Я работаю как с профессионалами, так и просто с людьми, которые хотят владеть своим голосом. Как показывает моя американская практика очень важно иметь доверие со стороны студента к своему учителю и соответственно нужно уметь «читать» своего студента. Если есть взаимопонимание между двумя людьми, то они добьются многого, даже если у ученика нет особого таланта.

- Какую методику вы используете при обучении студентов?

- Уроки провожу индивидуально. Трудно назвать на русском языке эту методику, но на английском она звучит так: «Flow phonation singing». Это пение, основанное на свободном потоке воздуха. Это целая наука. Это свободная координация подсвязочного и надсвязочного воздушного давления голосовых связок, где одновременно координируются резонаторы, генераторы дыхательной части и артикуляционный аппарат. То есть все упражнения направлены на то, чтобы эти три инструмента, которые участвуют в образовании вокала были задействованы.

- Каких певцов из Казахстана вы считаете потенциальными звездами мирового масштаба?

- Считаю, что очень большой потенциал у Данэлии Тулешовой. Если ей удастся объединить воедино свой талант, упорство, фортуну, она добьётся высочайших успехов на мировой сцене. И сейчас я с Данелией непосредственно работаю.

- Какую музыку вы любите слушать?

- Мне приходится иногда слушать в принципе многое, потому что я сам пишу музыку и песни для других артистов в разных жанрах. Я должен понимать стиль, в котором пишу для тех или иных артистов. Но для души я очень люблю RnB музыку, соло, hip-hop и какой-нибудь gangsta hip-hop. В этом тоже есть своя прелесть. Также дружу с американскими хип-хоп артистами и часто бываю на соответствующих мероприятиях. В целом эта индустрия мне очень интересна.

- Есть ли у вас в репертуаре казахские песни?

- Есть. Если мы говорим о классике я обожаю композиции Мукана Тулебаева. Исполняю народные казахские песни в Нью-Йорке, Вашингтоне. Мы давали несколько концертов где я знакомил американскую публику с казахской классической музыкой. Такими песнями как: «Тос мені тос», «Кестелі орамал», песня Жаяу Мұса «Ақ сиса», арии из опер различных произведений Абая. Казахская музыка занимает отдельное место в моей карьере.

-  А кого слушаете из казахстанских исполнителей?

- Я люблю казахских классиков поп музыки времен Батырхана Шукенова в А-Студио.

- В США ваши знакомые слышали казахские песни?

- Они слушали меня. В США большой фурор производят именно казахские классические произведения. Когда исполняются произведения авторов, которых я перечислил, у американцев наворачиваются слезы. Потому что это действительно прекрасная мелодия, гармония. А когда им рассказываешь смысл текстов песен, то эффект получается невероятный.

- Какая у вас заветная мечта в профессии и что для вас успех?

- Скорее всего это наследие, которое после себя я оставлю. Насколько оно имеет глубокое влияние, насколько оно западает в души и сердца людей. И пусть это будут мои песни или проекты. Вспомнят ли они об этом через 30 лет, через 10, через год? В жизни мне довелось почувствовать это с моей песней о моем родном городе. В свои 13 лет, когда я записывал эту песню я не задумывался о таких масштабных вещах. До сих пор мне кажется, что я ее написал только вчера. Если мои другие проекты будут иметь хотя бы похожий успех, это и будет для меня наградой.  

- С кем из мировых звезд вы бы хотели спеть дуэтом? А может уже с кем-то спели?

- Из мировых звезд я имел возможность спеть с легендарными группами как «Take 6», «The Manhattan Trancfer». Хотел бы спеть с артистами как Fat Joe, Rihanna. Я никогда не мечтал и не думал о тех вещах, которые происходят со мной. Я просто говорил сам себе: «Неплохо было бы там выступить» и как-то так складывалось что мне говорили: «Диаз, ты не хочешь там выступить?». Я могу с гордостью сказать, что я первый человек из СНГ, который выступал в составе хип-хоп группы на шоу у знаменитого Джимми Фэллона.

- Фанаты бокса помнят ваше выступление перед боем Геннадия Головкина с Саулем Альваресом. Как вы там оказались?

- Мне поступило предложение непосредственно от команды Геннадия Головкина. Они были в курсе что есть такой исполнитель Диаз Мусалимов, который находится в США, который часто представляет Казахстан на различных междипломатических, международных мероприятиях. Меня попросили отправить свой вариант исполнения гимна - я отправил, прослушав они сделали выбор.

Спасибо за интересную беседу! Желаю вам удачи!

Поделитесь: