Депутат Сената бьет тревогу и требует реформ в сфере градостроительства

18 Октября 2023, 17:50 874

Депутат Сената РК Андрей Лукин выявил серьезные нарушения и недостатки в сфере градостроительства и земельных отношений, требуя от правительства принять ответственность за эти проблемы и провести реформы. Он предлагает внести изменения в законодательство, пересмотреть компетенцию контролирующих органов, а также провести комплексную градостроительную экспертизу для устранения недоразумений и нарушений в данной области.

За последние несколько лет в Казахстане столкнулись с проблемами в сфере застройки, деградации городской среды и нарушениями земельного законодательства. Депутат Сената Парламента Республики Казахстан, Андрей Лукин, поднимает вопрос о несоблюдении законности при застройке столицы, городов республиканского значения и областных центров за 2020-2022 годы. В своем депутатском запросе он обращает внимание на ряд серьезных проблем и нарушений, связанных с контролем и надзором со стороны местных исполнительных и контролирующих органов, передает El.kz.

Один из ключевых аспектов, на который указывает депутат, это недостаточный контроль со стороны Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и строительства, а также местных акиматов. Согласно Закону Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности," Комитет обязан осуществлять контроль и надзор за деятельностью местных исполнительных органов по архитектуре, градостроительству, строительству и государственному архитектурно-строительному контролю. Однако, как утверждает депутат, факты показывают, что земли и разрешения на строительство выдаются без должного учета мнения граждан и возможностей инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Такие нарушения и манипуляции со стороны акиматов и строительных компаний приводят к бессистемной застройке городов, деградации городской среды, и ухудшению качества жизни населения. Данные действия местных исполнительных органов вызывают возмущение среди граждан и приводят к консолидации протестного настроения в обществе.

Среди основных нарушений, выявленных в деятельности местных исполнительных органов, по словам депутата, следует отметить неприменение земельного законодательства при предоставлении земельных участков и отклонение от установленных генеральных планов и проектов детальной планировки. В соответствии с положениями Земельного кодекса, использование земельных участков в городах и населенных пунктах должно соответствовать их утвержденным генеральным планам и проектам детальной планировки, и развитие и застройка этих территорий должны проводиться в соответствии с утвержденными генеральными планами.

Однако, как указывает депутат Лукин, в некоторых регионах, включая Алматы, Астану, Актау, Атырау, Караганду, Кокшетау, Кызылорду, Павлодар, Талдыкорган, Тараз, Усть-Каменогорск и Шымкент, имеется более тысячи фактов незаконного изменения целевого назначения земельных участков и корректировок проектов детальной планировки, в нарушение утвержденных генеральных планов. В результате таких действий исключаются объекты социального назначения, что вызывает серьезные проблемы, такие как дефицит мест в школах и дошкольных организациях.

Для примера, в Алматы дефицит мест в школах превышает 26 тысяч, а в дошкольных организациях - 42 тысяч. В Астане ситуация не лучше: 25 тысяч детей остаются без ученических мест, а 46 тысяч - без дошкольных объектов.

Кроме того, также из проектов детальной планировки исключены объекты здравоохранения, организации дошкольного и среднего образования. Например, в Астане, на месте школы на 900 учеников, строительная компания "SAT Group Project" возводит 18-этажный жилой дом.

Интересно отметить, что в столице вынесено 1425 постановлений о корректировках проектов детальной планировки за 2020-2022 годы, принятие которых, согласно Закону "О правовых актах", незаконно возложено на заместителей акима города. Данные нарушения в городе Актобе привели к тому, что тысячи детей вынуждены обучаться в школах других районов, что требует дополнительных расходов и времени.

Нарушения в сфере застройки и изменения в проектах детальной планировки также затрагивают "зоны озеленения," парки и скверы. Без законной основы исключено 145 участков, из которых 138 находятся в Астане и 7 в Алматы. Некоторые из этих участков уже застроены торговыми центрами и многоэтажными домами.

Депутат Андрей Лукин обращает внимание на серьезные проблемы в сфере градостроительства и призывает к решению этих важных вопросов в целях обеспечения законности и улучшения качества жизни граждан. Незаконные изменения в генеральных планах и проектах детальной планировки могут серьезно повлиять на будущее развитие городов и требуют надлежащего вмешательства и контроля со стороны компетентных органов.

Кроме этого, Лукин, обратил внимание на серьезные нарушения и недостатки в системе градостроительства и земельных отношений в различных регионах страны. В своем депутатском запросе он подчеркнул ряд критических проблем и призвал к неотложным реформам в сфере контроля и управления градостроительством.

По информации депутата, одной из главных проблем стала неправомерная передача земельных участков под застройку, нарушающая установленные Генпланы. Конкретным примером стал случай в Атырауской области, где ТОО "Нуркапстройгаз" получило участок, который, согласно Генплану, должен был быть рекреационной зоной. Подобные случаи также выявлены в предгорье Алматы.

Андрей Лукин также подчеркнул факты незаконного изменения целевого назначения земельных участков за вознаграждение. Он указал на приговор суда, в рамках которого был осужден заместитель руководителя Отдела земельных отношений, архитектуры и градостроительства города Кокшетау.

Согласно депутатскому запросу, также существует проблема непроведения торгов при предоставлении земельных участков. В городах Астана, Кокшетау, Петропавловск и Талдыкорган обнаружено более 550 таких случаев. Например, в столичном акимате был предоставлен участок без процедуры торгов для расширения территории и размещения временных сооружений.

Среди нарушений, выявленных Андреем Лукиным, также отмечается недостаточная эффективность системы градостроительного планирования в городах. Согласно статье 20 Закона, МИО должны организовывать комплексную градостроительную экспертизу и разрабатывать проекты Генпланов городов, но это требование не выполняется в полной мере. В результате существующие Генпланы устарели и не учитывают демографические изменения и другие факторы, что приводит к дефициту тепловой мощности и другим проблемам, как, например, отсутствие отопления в жилых домах.

Кроме того, депутат обратил внимание на нарушения в сфере строительства объектов. Незаконное строительство жилых домов без необходимой проектной документации и разрешительных документов становится всё более распространенным, вызывая серьезные проблемы в регионах.

В связи с этим Андрей Лукин призывает к реформе системы контроля над градостроительством, включая введение "единого окна" для согласования всех процедур от получения земельных участков до ввода объектов в эксплуатацию. Его предложение также включает в себя внедрение системы общественного контроля и обеспечение доступа граждан к информации о предоставляемых земельных участках.

Задачи предложенной Дорожной карты и мероприятий по устранению нарушений в сфере архитектурной и градостроительной деятельности являются важными для обеспечения законности и соблюдения интересов граждан и государства. Андрей Лукин предлагает следующие конкретные шаги для улучшения ситуации:

  1. Разработка Дорожной карты: Первым шагом является разработка Дорожной карты по устранению выявленных недостатков и предотвращению подобных случаев в будущем. Эта инициатива позволит систематизировать усилия и контроль, а также установить жесткие сроки выполнения задач.

  2. Анализ ситуации и законодательные изменения: Депутат предлагает провести глубокий анализ ситуации в сфере регулирования архитектуры и градостроительства и внести необходимые поправки в действующее законодательство. Эти изменения должны укрепить систему контроля и устранить правовые пробелы, которые привели к нарушениям.

  3. Пересмотр компетенции ГАСК: Предложение о пересмотре передачи компетенции территориальных органов Государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) в Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства подразумевает более эффективное и централизованное управление градостроительством в стране.

  4. Комплексная градостроительная экспертиза: Для устранения недостатков в Генпланах городов, предлагается провести комплексную градостроительную экспертизу и актуализировать планы с учетом выявленных проблем. Это позволит более точно прогнозировать потребности городов и регулировать градостроительство согласно современным требованиям.

  5. Борьба с незаконной корректировкой и разрешительными документами: Для предотвращения практики незаконной корректировки проектной документации, изменения целевого назначения земельных участков и выдачи разрешительных документов, не соответствующих генеральным планам, предлагается внести изменения в существующую практику и ужесточить наказания.

Андрей Лукин призывает правительство принять ответственность за нарушения и недоразумения в сфере архитектурной и градостроительной деятельности и реализовать предложенные меры. Он также требует, чтобы результаты рассмотрения депутатского запроса и принятые меры были детально документированы и представлены в письменном ответе в установленный законом срок.

Депутат Сената Республики Казахстан подчеркивает, что только совместными усилиями и систематическими изменениями можно обеспечить законность и справедливость в области градостроительства, защитить интересы граждан и государства, и обеспечить устойчивое развитие городов и населенных пунктов по всей стране.

Справочно

Градостроительство в Казахстане - это сложный и важный аспект страны, влияющий на ее экономическое и социальное развитие. Существует несколько ключевых особенностей градостроительства в Казахстане:

  1. Рост населения и урбанизация: Казахстан является одной из крупнейших стран по площади в мире, но большая часть населения сконцентрирована в городах. Этот процесс урбанизации оказывает давление на городскую инфраструктуру и требует постоянного развития и модернизации градостроительства.

  2. Разнообразие климатических зон: Казахстан охватывает разнообразные климатические зоны, от засушливых степей до заснеженных горных регионов. Это требует адаптации градостроительных решений к разным климатическим условиям, включая обеспечение эффективного теплоснабжения и систем водоснабжения.

  3. Особенности регионального развития: В Казахстане существуют регионы с различной степенью развития, что требует адаптированных стратегий градостроительства. Крупные города, такие как Нур-Султан (Астана) и Алматы, играют роль экономических и культурных центров, в то время как меньшие населенные пункты нуждаются в поддержке и инфраструктурных инвестициях.

  4. Развитие транспортной инфраструктуры: Казахстан является транзитной страной для грузовых перевозок между Азией и Европой, что создает дополнительную потребность в развитии транспортной инфраструктуры, включая дороги, железные дороги и порты.

  5. Современные архитектурные и экологические стандарты: С учетом стремления к модернизации и развитию, Казахстан уделяет внимание соблюдению современных архитектурных и экологических стандартов. Это включает в себя развитие "зеленых" зон, энергоэффективные здания и стратегии устойчивого развития.

Градостроительство в Казахстане является важной сферой, влияющей на качество жизни граждан, экономическое развитие и общественное благополучие. Страна активно работает над совершенствованием своих градостроительных стратегий и инфраструктуры, чтобы адаптироваться к изменяющимся потребностям и вызовам.

Данияр Бейсембаев
Поделитесь: