Ботайская культура: чем промышляли древние ботайцы

30 Ноября 2017, 13:48 66358

Название "Поселение Ботай" часто употребляется в печати и научных изданиях многих историков Казахстана

Название "Поселение Ботай" часто употребляется в печати и научных изданиях многих историков Казахстана. «Еще несколько лет назад про урочище Ботай знали разве только жители окрестных деревень», - писала газета «Правда» в 1985 г. Ныне расположенное почти в центре Акмолинской области местечко знакомо почти каждому археологу. За время раскопок тут обнаружено около полумиллиона различных предметов седой старины.

По материалам историков и археологов, работавших в самом истоке исследовательских работ Приишимья, к моменту открытия в 1980 г. этого поселения в Северном Казахстане было выявлено около 200 памятников позднего каменного века. Материалы Ботая логично завершают проблематику неолита Казахстана, заполняют ранее неизвестные страницы древней истории края.

Первые эпизодические сведения о каменном веке Приишимья получены в начале XX в. Немало объектов было открыто в 50-е годы во время массового обследования территории Казахстана перед распашкой целины. Вплоть до 1980 г. памятники каменного века па обширной территории Северного Казахстана (Северо-Казахстанская, Акмолинская области) обнаруживали довольно редко. Первые же массовые разведки в 1967-1969 гг. показали, что здесь имеется все, что касается древней истории от палеолита до позднего средневековья. Историческая экспедиция, руководимая Г. Б. Здановичем, ставила задачу широкого хронологического и территориального изучения памятников археологии. Для этой цели использовали метод сплошного вскрытия поселений на широких площадях (4-6 тыс. кв. м). Такую методику применяли и для исследования стоянок каменного века, что дало много сведений по планиграфии поселений и стоянок, стратиграфии многослойных памятников, также позволило зафиксировать данные по палеоэкономике племен каменного века.

Многолетняя изыскательская работа историков, археологов, антропологов и других на Ботае выявила богатейший археологический и палеобиологический материал. Фонды Северо-Казахстанского областного музея насчитывают теперь сотни тысяч единиц хранения благодаря трасологическим работам. Исследования помогли о характере хозяйственной и производственной деятельности древних насельников края, определить интенсивность, производительность различных видов, средств производства, а самое главное — реконструировать исторические ситуации и шаг за шагом познавать прошлое региона.

А. М. Кисленко установил, что уже в каменном веке, а затем в энеолите древние насельники Северного Казахстана использовали все доступные ресурсы для строительства жилищ и хозяйственных построек с учетом климатических и экологических условий региона. Например, округлая форма позволяла ботайцам строить свои жилища без единого гвоздя и опорных столбов. Эти принципы строительства сохранились до наших времен. Аналогом ботайскому жилищу на территории Казахстана является казахская шошала. Исследователями разрабатывались на основе данных раскопок различные научные проблемы. Например, о взаимодействии населения Западной Сибири и Казахстана в эпоху ранней бронзы. Изучение конкретных вопросов и тем и сочетается решением наиболее общих проблем археологии Казахстана. 

В стадии исследования стояли проблемы реконструкции хозяйственных и общественных структур каменного века региона, круг вопросов культурного-исторического значения, состояние динамики культурных образований в неолите-бронзе. Таким образом, благодаря открытию и исследованию более 600 памятников древности Североказахстанское Приишимье стало одним из наиболее изученных в археологическом отношении регионов республики.

В советское время в исследовании древних памятников вместе с археологами принимали участие геологи, антропологи, трасологи,  почвоведы, этнографы, остеологи из ведущих научных учреждений Москвы, Ленинграда. Алма-Аты, Свердловска, Челябинска. Совместный поиск позволял получать богатейшую информацию не только о состоянии производительных сил древних насельников края, но и существенно расширить наши представления об окружающей среде в последние 10 тыс.лет, о характере взаимодействия человека и природы. Целью всех исследований было обобщение полученных данных, чтобы пролить свет на будущий характер связей общества и среды. И тут нельзя не сказать об ответственности исследователей.  Ведь в процессе раскопок памятник уничтожается, он продолжает жить потом лишь в отчетах, статьях и монографиях. Оттого, насколько подготовлен археолог, насколько вооружен научно и методически, зависит плодотворность и эффективность исследований. Поэтому археологам приходилось часами не покидать раскоп, вести работу в любую погоду. В процессе раскопок обнаруженные вещи получали порядковые номера, которые означали, что предметы брались под государственный учет и охрану. В полевых условиях их мыли, реставрировали, консервировали, шифровали, укладывали в специальные пакеты с указанием точного адреса нахождения.

В течение осени, зимы и весны археологические источники тщательно обрабатывались. Другими словами, по вещественным данным специалисты реконструировали различные аспекты жизни древнего общества: его хозяйство, время жизни поселка пли города, связи древнего человека в рамках регионов и континентов. Изучали характер общественных отношений древних коллективов, их духовный мир. Реконструируемые данные проверялись путем привлечения информации из смежных исторических дисциплин— истории первобытного общества, этнографии, антропологии. За всем этим стоит главная цель исторического или археологического исследования — выявить закономерности развития общества на определенных ступенях его развития.

Заселение Северного Казахстана началось в позднем пелеолите, примерно 30—40 тысяч лет назад. Основным занятием населения был поиск средств пропитания, удобных участков для пой загонной охоты и жилья. Одно из таких мест, открытый геологом П. Н. Матвиенко,-стоянка Актас. Она находится в Зерендинском районе в трех километрах к юго-западу от поселка Жамантус на вершине конусовидной безымянной сопки. В этой местности геологи обнаружили скопления костей мамонтовой фауны — бизона, лошади, кулана, осла, шерстистого носорога, благородного оленя, пещерного льва, пещерной гиены, волка, корсака, сурка, тушканчика. Костные остатки скорее всего – следы тризны полеолитического человека непосредственно у места облавной охоты. 

На некоторых костях трасологи отметили следы от использования их в работе. Не исключено, что эти кости являлись орудиями трута. Стоянка Актас — одна из первых обнаруженных в Северном Казахстане стоянок позднего палеолита. Примерно 12—14 тысяч лет назад окончательно отступил ледник. Изменились климат, ландшафт, флора и фауна. Исчезли крупные животные мамонтового комплекса, на смену им пришли копытные и парнокопытные млекопитающие и другие виды животных. В новых геологических и географических условиях, в так называемую эпоху голоцена, первобытный человек был вынужден изменить привычную систему жизнеобеспечения, выработать новые формы охоты и рыболовства. Это сказалось на общественной структуре палеолитического общества — вместо родовой формируется семейная община, подверженная более динамичной сегментации семенных кланов, расселению на обширных просторах Казахстана и сопредельных территорий.

Археологически этот процесс становления нового общества связан с мезолитической эпохой каменного века. В эту пору человечество сделало открытие, имевшее большое историческое значение, — изобрело лук и стрелы. Часто стрелы оснащались наконечниками из кремня или яшмы. Типичными были наконечники стрел из кремневых пластинок длиной от 1 до 6 см. Люди жили в небольших наземных жилищах, построенных из дерева, шкур, пластов дерна. Селясь в основном по берегам стариц, у родников или озер на водоразделах, они вели полуоседлый образ жизни. Миграции протекали в основном в меридианальном направлении, по долинам рек Ишим, Тобол, Нура, Иртыш.

Сотрудниками разных экспедиций на долинах этих рек были обнаружены и исследованы несколько стоянок и мастерских эпохи мезолита. Во многих из них сохранились предметы и орудия, свидетельствующие о небольших коллективах охотников, живших здесь в свое время. Они устраивали защитные навесы или ветровые заслоны, изготавливали наконечники стрел, копий, дротиков.

В седьмом веке до н.э. в Северном Казахстане обитали племена так называемой «атбасарской культуры». Они владели развитой техникой обработки камня. Они умели пилить, сверлить, шлифовать, скалывать камень. Первый опыт приручения домашних животных – собаки и лошади – связаны с неолитической эпохой. Об этом и многом другом стало известно после комплексного исследования многочисленных стоянок Приишимья. 
Cтрела, выпущенная из лука неолитического человека, могла поразить животное на расстоянии до 100 м. Чтобы наконечник имел высокие аэродинамические характеристики, древние мастера соблюдали определенные пропорции и правила тончайшей обработки орудия. 

Суровый климат Северного Казахстана заставлял человека уделять  внимание изготовлению теплой одежды из шкур животных. Шкуры обрабатывались скребками, различными по форме и размерам. Во время раскопок были найдены тысяча разнообразных скребков из камня. В коллекциях неолитических памятников – большое количество призматических пластин. Твердости и способности длительное время обрабатывать ими без заточки кость и дерево могли бы позавидовать современные ножи. Кроме ножей древние мастера использовали в работе и другие инструменты – шилья, пилки, сверла. Состояние производительных сил племен «атбасарской культуры» позволило просуществовать им в Северном Казахстане вплоть начала 3-тьего тысячелетия до н.э. Приручение животных стимулировало дальнейшее развитие средств производства, появились первые, еще не многочисленные медные орудия – начинался энеолит (медно-каменный век).

Информацией об эпохе в Приишимье ученые в основном обязаны раскопкам памятники Ботай. Только за 6 полевых сезонов здесь археологами были раскопаны 7 тыс. квадратных метров культурного слоя. Исследовано 60 жилищ, найдено более 200 тыс. археологических предметов, более 100 тонн костей лошади и других животных. 

На поселении жило примерно 800-1000 человек. В теплое время года взрослое население рассеивалось по степям, речкам, озерам, занимали охотой, рыбной ловлей, сбором ягод кореньев.  В холодное время года бойтайцы собирались вместе шили теплую одежду, изготавливали лыжи, сани, орудия лова и охоты в зимних условиях. Население состояло из нескольких эндогамных или семейных кланов. Об этом говорит планировка поселения – жилища располагались несколькими компактными группами, составляя таким образом семейно-производственные объединения.

Основой хозяйства ботайцев было коневодство. По мнению остеологов и многих археологов лошадь в этом время уже была одомашнена. Здесь в то время обитали многочисленные дикие лошади, на которых обитали ботайцы. 

В поселке существовал определенный порядок в производственной топографии. Жилые постройки находились в центре поселения, производственные – в береговой части, поближе к воде, где обрабатывались шкуры. 

Кроме непосредственных занятий, связанны с коневодством, ботайцы большое внимание уделяли и домашним промыслам. Как показали исследования, на поселении было развито ткачество с использованием примитивных станков. Исходным сырьем служили лен и конопля. Отпечатки тканей из этого материала обнаружены на стенках глиняных сосудов. Одежда изготавливалась из льняной ткани.

Ботайцы занимались и гончарством. Глина, пригодная для этой цели, находилась прямо под ногами. На поселении было найдено 16 тысяч фрагментов керамики и целых сосудов. Обувь, одежда, сбруя. Ремни – все этот делалось из шкур лошади. В жизни ботайцев еще имела место быть и деревообработка. Бревна рубили, тесали, строгали, сверлили разнообразными каменными орудиями. 

Одним из главных для изготовления средств производства была кость. Из нее делали ножи, долота наконечники для палок-копалок, проколки, шилья, кочедыки, наконечники стрел, элементы сбруи и много другое. Активная хозяйственная и производственная деятельность ботайцев стимулировала первобытный обмен и торговлю. На поселении найдено немало материалов, свидетельствующих об этом. Обмен был местным и региональным. 

И еще один интересный факт: здесь был найден трепанированный череп человека, что говорит о хирургическом вмешательстве. В затылочной части еще при жизни человека просверлены два отверстия диаметром 0,6 см. Древние «хирурги» знали анатомию человека и не повредили мозговую ткань. После такой операции человек прожил целых 17 лет. Когда он умен, ему наложили глиняную маску и раскрасили ее красной охрой. В таком виде эта голова использовалась ботайцами во время культовых и других обрядов священнодействия. Трепанация, как утверждают антропологи, не была вызвана заболеванием или еще каким-нибудь увечьем, а сделали ее для проверки выносливости юноши, вступающего в клан взрослых мужчин.  Человека, перенесшего эту операцию, после смерти почитали. 

Но в начале второго тысячелетия до н.э. начался закат ботайской культуры. Засуха сократила пастбищные угодья, количество животных резко уменьшилось, земледелие, так и не успевшее развиться, не смогло обеспечить население продуктами питания. Начался экологический и экономический кризис не только ботайского региона, но и значительной части Евразии. Ботайцы покидают насиженные места, семейно-производственные ячейки распадаются на более мелкие и рассредоточиваются по долинам рек Иртыша. Тобола и Ишима. 

Асыл Айдар
Поделитесь: