Большие города

22 Августа 2019, 11:09 5235

Как создать в Нур-Султане  удобную городскую среду?

Что нужно сегодня современному городу -  красивые дома, просторные улицы, отвечающие всем последним требованиям системы  коммуникаций и инфраструктура, театры, музеи, университеты, парки, скверы или  промышленные предприятия? Городу в первую очередь нужны горожане, считает руководитель центра урбанистики Нур-Султана, архитектор Асхат Садуов.

(На фото: Асхат Садуов)

Воспитать горожанина

Урбанистика это не только и не столько про городскую среду, про архитектуру зданий и дизайн помещений. Самое главное  для урбанистов: понять кто такой житель города, чего он хочет, к чему стремится. Есть горожане, которым небезразлично, что происходит в городской среде, они знают свои права и обязанности, знают ответственность, которая на  них лежит, знают, как работают маслихат, КСК, как формируется бюджет и все остальное. Такого человека, считают урбанисты,  можно назвать полноценным горожанином.

Но очень много людей  просто живут  и пользуются всем тем, что предоставляет им город, не особо задумываясь о том, что и как можно улучшить в месте своего проживания.  «Таких людей сегодня большинство, это просто жители города, которые понятия не имеют даже, что такое КСК. Если так относиться к городу, то всегда будут происходить процессы, которые нас всех раздражают. Люди жалуются, к примеру,  на председателя своего КСК в акимат, хотя это был  их выбор. Даже если они не пришли на собрание жильцов и не голосовали за кандидатуру председателя – это тоже их выбор. Эти вопросы должны регулироваться кондоминиумом, тем сообществом людей, которые проживают в доме. Это их ответственность, не просто финансовая, но и моральная», - считает Асхат Садуов.

Причина такого «социального равнодушия»  кроется в нашем общем советском прошлом, когда государство отвечало за все абсолютно – куда вы пойдете учиться, в каком магазине  будете делать покупки, какую поликлинику посещать, как будет устроен ваш досуг, где проведете отпуск. Все жизненные процессы были зарегламентированы,  и человеку оставалось только действовать в предложенных обстоятельствах. И сейчас в сфере урбанистики, в  отношении людей к городу и созданию городской среды советское прошлое сказывается очень сильно.

Не архитекторы и урбанисты должны решать, какую улицу сделать пешеходной,  какие возводить фонтаны и где закладывать скверы, все это должны решать сами горожане. Дело архитекторов только профессионально воплотить эти предложения в жизнь. «Если бы мы вовлекали людей в процесс принятия решений городского благоустройства, то завтра эти участки были бы более успешными и востребованными», - уверен Асхат Садуов.

В процесс принятия решений, считает он,  важно вовлекать городские сообщества, объединения людей по интересам - поэтов, художников, бегунов, велосипедистов, шахматистов, а также представителей бизнес-сообщества, например,  рестораторов. «Когда мы будем проводить какие-то совместные слушания, появится правильная программа, которая насытит новый парк, люди будут сопричастны к его созданию  и станут с большим интересом посещать этот место», - говорит архитектор.

Микрорайоны vs улицы

Команда Асхата Садуова  провела большие  исследования по комфортности городской среды Нур-Султана. Архитекторы  проанализировали пешеходную инфраструктуру, морфологию и типологию городской среды, обеспеченность горожан общественными пространствами. Когда сравнили полученные данные  с международными нормами, выяснилось, что в целом картина весьма и весьма благоприятная. Но это, так сказать, «температура в среднем по госпиталю».

А если брать точечно, то на окраинах города  выявились большие проблемы. Люди, которые живут в районах  Лесозавод, Коктал, Кирпичный, Ильинка, лишены многих городских благ. А вся инфраструктура там   – школа и магазин, даже поликлиника есть не везде. В районе Лесозавода, например, проживает население небольшого города – порядка 40 тысяч человек. Но в городе с таким населением есть, минимум, два ДК, кинотеатры, спортивные дворцы, парки, скверы, а на Лесозаводе всего этого нет.

Раньше двигателем  всему являлся военно-промышленный комплекс, и потому человек из повестки  как-то выпал. Именно в период бурного развития ВПК  во всех советских городах появились спальные микрорайоны. «В советское время государство говорило – здесь будут жить работники такого-то завода. Это изначально было сформированное сообщество, эти люди знали друг друга, они были коллегами, дети знали других детей, учителя знали родителей. И было такое коллективное разумное отношение к территории,  и город работал именно потому, что люди были заинтересованы в этом. Сейчас эти в микрорайоны просто заселили людей, которые между собой не связаны вообще ничем. И в микрорайонах получилась такая своего рода «неработающая микросхема» - плата осталась, все детали  на месте, но функцию свою эта плата потеряла», - говорит Асхат Садуов.

С такой проблемой столкнулась не только казахстанская столица, как работать с такой «модернисткой» средой сегодня  решают и в России, и Восточной Европе.

«Город должен формироваться не микрорайонами, а улицами. Сетку улиц городская среда формировала еще в дореволюционные годы, позже ее поддерживали и в советское время, практически вплоть  до периода массовой застройки, во времена Никиты Хрущева. Тогда считалось, что важнее всего дать людям отдельное жилье. Но сегодня микрорайонная застройка с так называемыми спальными районами  не работает, эти территории не обеспечены всеми необходимыми для горожанина функциями, там есть  только жилье», - говорит Асхат Садуов. Бизнес в эту недостающую инфраструктуру как-то самостоятельно  «вписывался» , и это было не всегда удачно, с точки зрения урбанистики.

«Когда мы формируем улицу, очень важно, чтобы ее фронт был активным, чтобы там находились все нужные жителям  функции: магазины, парикмахерские, булочные, кафе, фитнес-клубы, аптеки. В идеале  – мы просто делаем помещения на первых этажах домов, и бизнес туда заходит своими моделями. Какая бизнес-модель будет востребована жителями, та здесь и приживется», - считает архитектор.

Переселить всех людей из промышленной зоны не реально, на это не хватит никаких средств. Поэтому, считают архитекторы, городу нужно принимать программу реновации.

Реновация не революция

Реновация большого сектора индивидуального жилищного строительства на правом берегу Нур-Султана  сегодня  обусловлена недостатком инфраструктуры, не везде есть даже водоснабжение и канализация. «Если город берет на себя инфраструктуру,  задаст дизайн-коды, сетка улиц, как правило, уже сформирована, она удобная - локальная, не гигантская, магистральная, по которой неудобно ходить, то можно сделать очень хорошую реновацию этих районов», - считает А.Садуов.

Муниципальные службы могут сделать  хозяевам  ИЖС хорошее предложение: если вы сносите свой дом, то строим, например,  7-этажное задние, первый этаж будет отдан под бизнес, дальше -  жилье. Вы получаете два-три этажа в зависимости от изначальной стоимости снесенного жилья, остальные этажи остаются муниципалитету. Вы продаете или сдаете лишние квартиры,  еще и помещение под бизнес вам остается – чем плохо? Город же со своей стороны  заходит в проект  инфраструктурой, на нем водоснабжение, канализация, благоустройство, озеленение и освещение улиц. «Это правильный подход и это можно реализовывать и на Лесозаводе, и на Жуковке, и на базаре, и в Чубарах», - уверен архитектор.

Правда, чтобы реализовать этот проект нужно не только решение городских властей, но и добрая воля горожан. А сегодня людей трудно даже сподвигнуть договориться о благоустройстве двора. Сейчас приходят представители акимата, собираются жители  и говорят – дайте нам то и это. А было бы правильнее сделать несколько таких встреч и говорить не о качелях, песочницах и мусорных контейнерах, а о том, что волнует и  что раздражает людей в собственном дворе. «Надо работать на эмоциях, не надо проектировать, это дело специалистов. Когда люди начнут договариваться, тогда сформируется сообщество. Сейчас этот процесс идет», - говорит А. Садуов.

Удачный пример реновации есть, например, в  Берлине, восточная часть которого застроена панельными пятиэтажками. «Немцы взяли на вооружение социальные технологии, стали вовлекать людей. Под программу   реновации приняли специальный закон. Определили три источника финансирования - целевые сборы, муниципальные сборы и вклад бизнеса, который получил  свои преференции в виде, например, земельного участка рядом. Банки открыли специальную кредитную линию под реновацию. Строители решили вопрос энергосберегающих технологий, заменили окна, крыши, коммуникации», - рассказывает архитектор.

Если все-таки договориться о проведении реновации в Нур-Султане получится, то лет через 20, как мечтают архитекторы, городские районы Жуковка, Лесозавод, базар могли бы стать  верхом урбанистики. «Если мы за 20 лет сумеем провести реновацию,   и люди получат современное жилье, а город получат хорошую среду, то появится еще и новый сектор экономики – девелоперский. Это выгодно всем», - уверен архитектор.

Он считает возможным и даже необходимым вернуться к идее мансардного строительства. Первая попытка реновировать старые пятиэтажки при помощи строительства мансард в Нур-Султане была очень неудачной и закончилась уголовными делами по статье «мошенничество» в отношении ряда строительных фирм. «Тогда в этот проект зашли инструментом девелопера, и тем самым дали возможность мошенничеству. А если бы главным действующим лицом были бы собственники жилья, ЖСК, и они сами бы нанимали застройщика, результат, уверен, был бы другой.  Тогда  и дом бы отремонтировали и коммуникации привели в порядок, да еще бы деньги на благоустройство территории остались бы», - считает Асхат Садуов.

А вот старые купеческие хорошо сохранившиеся дома Асхат Садуов предлагает ни в коем случае не трогать. «Эти дома – история нашего города, они должны быть свидетельством тех процессов, которые зародили этот город и эту сетку улиц, лучше которых в городе нет», - считает он.

Ольга Коваленко
Поделитесь: