Наравне с великими казахскими просветителями - Шоканом Уалихановым и Абаем Кунанбаевым, имя Ыбырая Алтынсарина в истории Казахстана и казахской литературы прописана золотыми буквами. Он вошел в историю как выдающийся педагог, просветитель, фольклорист, этнограф, писатель и общественный деятель.
Упорная просветительская деятельность Алтынсарина в период сложной исторической обстановки позапрошлого столетия положила начало светскому образованию казахского народа.
Перед вами полный обзор биографии, жизни и творчества честного труженика и первого педагога казахских степей, любившего искренне свой народ и мечтавшего видеть его свободным и образованным.
Музей имени Ыбырая Алтынсарина
— Ыбырай Алтынсарин родился 1 ноября 1841 года в Затобольском районе Костанайской области. Он принадлежал к известному роду «кипчак». Его отец Алтынсары Балгожин умер, когда мальчику не исполнилось и 4 лет. Маленький Ыбырай воспитывался в доме своего деда — известного бия Балгожи Жанбурчина, который был войсковой старшиной Оренбургской пограничной комиссии и имел большой авторитет во всей правящей верхушке Средней Орды.
— Дед Ыбырая хотел, чтобы его внук стал образованным и культурным человеком. Поэтому, когда в городе Оренбурге открылась школа для казахских детей при пограничной комиссии, Балгожа Жанбурчин первым записал в ученики своего внука.
— Ыбырай был отличником учебы. Преподаватели отмечали его как одаренного мальчика, который отличался от своих сверстников своим старанием и любовью к учебе. Прилежный ученик с первых же дней школьной жизни старательно воспринимал все, что ему объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет.
— Ыбырай Алтынсарин за все время пребывания в школе хорошо овладел русским языком и самостоятельно изучал произведения классиков мировой литературы — Шекспира, Гёте, Байрона, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Фирдоуси, Низами, Навои и др. Общался с известным впоследствии востоковедом В. Григорьевым, служившим в Пограничной комиссии. Также часто пользовался его библиотекой.
— Как известно из страниц истории, между Ыбыраем и дедом были очень трепетные и теплые взаимоотношения. Так как он учился вдалеке от дома, дед и внук часто писали друг другу письма. Письма эти писались обычно стихами.
Вот строки из одного письма деда Ыбыраю:
Ты, наверно, скучаешь и рвешься домой.
Поприлежней учись, грусть пройдет стороной
Станешь грамотным — будешь опорою нам,
Нам, к закату идущим седым старикам.
— В 1857 году после окончания школы Ыбырай сначала становится писарем у своего деда. А затем устраивается переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года Ы.Алтынсарин упорно занимался самообразованием, изучая историю своего народа и углубляя знания русской литературы.
— В 1860 г. областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (Тургай), а после открытия преподавать детям русский язык. Именно с этого момента Ы.Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой посвятит всю свою жизнь и силы.
— Открыть школу в глухом городке было нелёгким делом: не было средств, школьного помещения и учебных пособий. К этому важному делу холодно отнеслось областное правление и местные власти. Трудности, однако, не остановили Алтынсарина. На средства меценатов не без своего участия и народа, он приступает к строительству школьного помещения. Позже через 4 года в 1864 году 8 января состоится торжественное открытие начальной школы-интерната для казахских детей.
— После открытия школы, начальник Оренбургского укрепления, переименованного впоследствии в г. Тургай, 22 января 1864 г. сообщает оренбургскому и самарскому генерал-губернатору, что открытие школы ордынцами встречено с непритворной радостью и благодарностью. Об учителе этой школы начальник говорил вот что: «Училище по заботливости и примерному усердию смотрителя содержится весьма хорошо и чисто. Быстрые успехи киргизских воспитанников в самое короткое время, подают верную надежду, что столь благодатное Тургайское заведение в короткое время принесет желаемые плоды и оправдает себя».
— Сам Алтынсарин писал 16 марта 1864 года: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей, к крайнему моему удовольствию, мальчики эти в течение каких-то трех месяцев выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски. Словом, надеюсь, что эти молодцы в течение 4-х лет, по окончании курса, будут говорить свободно и получат достойное образование. Стараюсь всеми силами подействовать на их нравственность, чтобы они впоследствии не стали взяточниками».
— В 1869 году Ыбырай приступает к службе в Тургайское уездное управление в качестве делопроизводителя, затем исполняет обязанности старшего помощника уездного начальника и временные обязанности уездного судьи. По долгу службы бывал в аулах, участвовал в выборах волостного управителя и аульных старшин.
— При выборах Алтынсарин пытался искоренить устоявшиеся методы вынесения решений, не давал ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям властью. Недовольные баи подавали на него жалобы в областное правление, военному губернатору, далее министру внутренних дел, обвиняя его в нарушении правил выборов, предусмотренных «Временным Положением» 1868 г.
— Они добивались отстранения Алтынсарина от службы в уездном управлении. Например, в 1883 г. при выборах управителя Араказагайской волости Николаевского уезда Алтынсарин добился избрания третьего лица вместо выдвигавшихся 2 баев. В одной из жалоб его называют «социалистом», и по этому делу было проведено расследование.
— Литературная деятельность Ы.Алтынсарина началась с написания первых учебников «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия» (1879г). Из дореволюционной истории Казахстана можно узнать о том, что в то время киргизами называли не только самих киргизов, но и казахов. Кроме того, их именовали киргиз-кайсаками или кайсаками.
— Эти книги впервые были напечатаны на новом казахском алфавите, созданном на основе русской графики. Следует вспомнить, что в Казахстане в 1940 году официально государством был введен современный казахский алфавит на основе русской графики. В свое время Алтынсарин, видя жизненную историческую необходимость такого перехода, первым ввел его в практику. В этом проявилась гениальная прозорливость выдающегося писателя-просветителя. Одно даже это дело Алтынсарина достойно памяти народа.
— Выход книги «Киргизская (казахская) хрестоматия» вызвал многочисленные дискуссии в то время. Газета «Оренбургский листок» в декабре 1879 года писала: «Всех душевнее, энергичнее и всех плодотворнее отнесся к великому делу просвещения наших степняков Ибрагим Алтынсарин, автор первой книги на киргизском(казахском) языке.»
— В то время баи, мусульманское духовенство и реакционные литературные круги травили Алтынсарина. В защиту казахского просветителя выступила прогрессивно настроенная русская и малочисленная тогда казахская интеллигенция.
— В 1879 г. Ыбырай получает назначение на должность инспектора школ Тургайской области. На новой должности Алтынсарин открывает по одному двухклассному русско-киргизскому училищу в Иргизском, Николаевском, Тургайском и Илецком уездах и укомплектовывает их библиотеками.
— «При училищах Тургайской области, — писал Алтынсарин, — я намереваюсь учредить библиотеки учительские и ученические, на что я и собрал уже 600 руб. Цель этих библиотек заключается не только в том, чтобы книгами пользовались учащиеся и учителя, но и для того, чтобы окончившие училище молодые и образованные люди, имели возможность в степи находить полезные книги и заниматься самообразованием».
— В годы своей учительской деятельности, Алтынсарин неустанно следил за педагогическими новинками, за научно-популярной литературой для народа, выписывал публицистические и педагогические журналы. В его личной библиотеке имелись полные собрания таких русских классиков, как Н.А.Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, А. И. Герцен, лучшие педагогические труды, а также переводы иностранных авторов того времени..
— В годы своей учительской деятельности, Алтынсарин неустанно следил за педагогическими новинками, за научно-популярной литературой для народа, выписывал публицистические и педагогические журналы. В его личной библиотеке имелись полные собрания таких русских классиков, как Н.А.Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, А. И. Герцен, лучшие педагогические труды, а также переводы иностранных авторов того времени.
— В годы своей учительской деятельности, Алтынсарин неустанно следил за педагогическими новинками, за научно-популярной литературой для народа, выписывал публицистические и педагогические журналы. В его личной библиотеке имелись полные собрания таких русских классиков, как Н.А.Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, А. И. Герцен, лучшие педагогические труды, а также переводы иностранных авторов того времени..
— В годы своей учительской деятельности, Алтынсарин неустанно следил за педагогическими новинками, за научно-популярной литературой для народа, выписывал публицистические и педагогические журналы. В его личной библиотеке имелись полные собрания таких русских классиков, как Н.А.Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, А. И. Герцен, лучшие педагогические труды, а также переводы иностранных авторов того времени.
— По его инициативе при самом непосредственном его участии была создана сеть народных светских школ. Он ввёл преподавание казахского языка в этих школах, боролся равно и против насильственной русификации и проникновения в них влияния реакционного мусульманского духовенства.
— Ыбырай Алтынсарин положил основу женскому образованию в Казахстане. При его поддержке открылась первая школа для девочек в Иргизе. Позднее женские училища с интернатом были открыты в Тургае в 1891 году, в Костанае — в 1893 г., в Актюбинске (Актобе) — в 1896 г.
— В своих переводах и в собственных произведениях на казахском языке Ыбырай пропагандировал последовательный гуманизм и демократизм. Он плодотворно трудился для развития национальной литературы и культуры, в области формирования казахского литературного языка. Перевел на казахский язык произведения Л. Толстого, К. Ушинского, И. Крылова, И. Паульсона и др.
— Ыбырай Алтынсарин является автором широко известных стихотворений, как «Давайте, дети, учиться!», «Строить дивные дворцы», «Весна», «Река». Из множества произведений автора эти стихи особенно ярко характеризуют основные направления и содержание гражданской лирики поэта.
— Его стихи, обращенные к детям, призывают учиться и трудиться, говорят о пользе научного познания, значения его в жизни человека и общества. Современным детям, подросткам, которые с малых лет приобщены к интеллектуальному миру, стихотворения поэта вначале могут показаться «само собой разумеющимися, излишне нотационными». Однако умелый призыв учителя в сложной исторической обстановке того времени, когда почти не было школ, еще в рассвете косности и невежества, быстро сеет первоначальное поверхностное суждение о поэтическом творчестве автора и помогает разглядеть глубокие мысли и изящные формы поэтического творчества Ы.Алтынсарина.
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание
Яркий оставит след...
Учение схоже с алмазом,
Сила его растет,
К грамотному человеку
Булат на поклон идет...
Грамотный жизнь познает
Во всей ее красоте,
Грамотный дотянуться
Сможет к своей мечте!
В его стихах также раскрывается сущность социального неравенства в ауле, обличается жестокость и скупость баев.
Гнет несчастный народ свои спины в поклоне,
Над народом — всесильные ханы на троне.
Бедняков обдирают по-зверски, бесчестно,
А богатых одаривают повсеместно.
— Ыбырай заложил основы казахской письменной прозы, под его пером родились первые прозаические произведения, глубокими корнями связанные с жизнью и бытом казахского народа и с русской классической литературой.
— Ему принадлежат рассказы и новеллы «Қыпшақ Сейiт» («Кыпчак Сейит»), «Киiз үй мен, ағаш үй» («Кибитка и дом»), «Асыл шөп» («Драгоценная трава»), «Шеше мен бала» («Мать и сын»), «Бай мен жарлы баласы» («Сын бая и сын бедняка»), «Таза бұлақ" («Чистый родник»).
— Большинство новелл Алтынсарина отображают жизнь казахского аула, его жителей. Его рассказы интересны не только точно зафиксированными бытовыми подробностями, богатым этнографическим материалом, но и злободневным осуждением некоторых архаичных устаревших казахских свадебных обычаев, распространенных в то время.
— Таким образом, почти 20 лет Ыбырай Алтынсарин занимал руководящие должности в системе народного просвещения, долгое время был инспектором по народному образованию. За эти годы он проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем и крупным общественным деятелем.
— Ыбырай Алтынсарин умер 17 июля 1889 года в возрасте 48 лет.
— Ибырай Алтынсарин был женат на Айганым – дочери знатного казаха Перовского уезда Сырдарьинской области. У Алтынсарина было два сына и две дочери. Младший сын Абдрахман умер при жизни отца, а старшему Абдулле было 8 лет, когда скончался отец.
— Перед смертью Алтынсарину было присвоено звание статского советника, что по тем временам соответствовало генерал-майору от инфантерии.
— Он был похоронен при огромном стечении народа недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца.