Экибастуз – город небольшой, но известный далеко за пределами Казахстана. Некогда крупнейший угледобывающий центр Советского Союза и по сей день снабжает углем предприятия энергетической отрасли. А Экибастузская ТЭЦ, разменявшая вот уже седьмой десяток, по-прежнему обеспечивает весь город теплом. Как начиналась история электростанции, помнят энергетики-первопроходцы, труд которых стал основой развития топливно-энергетического комплекса города. Ветеран труда Анатолий Семенович Раскотов, - один из первых энергетиков Экибастузской ТЭЦ, 22 июля у него большой юбилей - 80 лет.
Анатолий Семенович проработал на Экибастузской ТЭЦ 45 лет, 27 из которых он был начальником производственно-технического отдела. Имеет много наград, среди которых «Почетный гражданин Экибастуза», «Почетный энергетик СССР», «Отличник энергетики СССР», и не только. За то время, что Анатолий Раскотов проработал начальником ПТО сменилось восемь директоров и девять главных инженеров станции. Все реконструкции, и расширения ТЭЦ производились при его непосредственном участии.
- Анатолий Семенович, как Вы оказались в Экибастузе?
- Две сестры мои приехали сюда. Они обе трудились на ТЭЦ, одна - на главном щите управления, участвовала в первом пуске генератора. А вторая сестра работала телефонисткой. Они меня за собой и позвали. Я из Джамбульской области, жил там на станции. Когда приехал в Экибастуз, самым примечательным тогда мне показались двухэтажные дома 168-го и 16-го кварталов. В основном же тогда были бараки, это был рабочий поселок. По приезде я сразу устроился на ТЭЦ, начал учеником слесаря.
-Какое впечатление произвела на Вас станция?
- Очень сильное впечатление: солидная, мощная. Везде военизированная охрана. Тогда я впервые увидел, как работает генератор. Население города тогда не достигало и 40 тысяч человек. В Павлодарском регионе еще не действовало ни одной ТЭЦ, электроэнергию выдавали передвижные энергопоезда. И вот у нас в Экибастузе запустили теплоэлектроцентраль. Мы стали первыми! Изначально по проекту шло три турбины и четыре котла. До 1959 года раскрутили все оборудование, станция начала давать электричество.
- Какие сложности были в начале?
- Одна из основных проблем была в том, что станция работала на привозной воде. Технической воды не было, что отрицательно сказывалось на работе оборудования. Были большие солевые отложения на лопатках турбин, приходилось останавливаться и чистить оборудование. Техническая вода появилась лишь, когда построили канал Иртыш-Караганда. Воду возили в бочках из Калкамана и Иртыша. Особенно тяжело было в морозы. Специально сформировали бригады для разогрева и слива цистерн. Когда водоснабжение начало осуществляться по трубопроводу из Калкамана, стало легче. Но потом концентрация соли в скважинах сильно увеличилась, жесткость воды оказалась очень высокой. Для ТЭЦ должна быть максимум 4 микрограмма на литр, а поступала вода с жесткостью порядка 40 микрограмм.
Бурными темпами развивались угольные разрезы, экскаваторы и электровозы работали только на электроэнергии ТЭЦ, которой не хватало, особенно когда все начинало работать одновременно, напряжение падало. С 1964 года станция вошла в систему «Павлодарэнерго» и тогда стало легче. Но город продолжал расти: прирост населения составлял около 12 тысяч человек в год. Ощущался большой дефицит теплоэнергии.
- И как была решена эта проблема?
- В 1966 году, когда построили подстанцию 220 кВ, соединяющую систему «Павлодарэнерго» с ЭТЭЦ, вопрос с обеспечением города электричеством был практически решен. Однако дефицит по теплу сохранялся. С 1973 по 1980 годы мы провели расширение ТЭЦ второй, третьей очереди с установкой пяти котлов. Но тепла все равно не хватало, шло мощное развитие разрезов, началось строительство ГРЭС-1, ГРЭС-2. Для решения проблемы был разработан проект расширения четвертой очереди с установкой четырех водогрейных котлов, произведённых на Барнаульском заводе.
- Видно, что аварии случались на станции часто?
- Случались, без них в энергетике не обходится. Из-за соленой воды происходили порывы экранных труб, порывы и по теплотрассам, вплоть до остановки станции. Отключения бывали из-за перегрузки, а во время обледенения и штормов - короткие замыкания. Все это устранялось силами сотрудников ТЭЦ. Я всегда говорил, что источников электроэнергии много, а ТЭЦ - единственная. Поэтому ей надо уделять особое внимание. Сейчас оборудование там усовершенствованное, персонал на местах грамотный, и таких аварийных ситуаций уже не допустят.
- Вам часто предлагали руководящие должности на ТЭЦ. Почему Вы от них отказывались?
- Быть руководителем такого предприятия – это огромная ответственность. А я чувствовал, что по состоянию здоровья не потяну. Слишком большая нагрузка.
- Но ведь Вы оставались исполняющим обязанности.
- Одно дело исполнять обязанности месяц-полтора, совсем другое – постоянно быть ответственным за все. Это большое напряжение, на нервной системе очень сильно сказывается.
- Если такая напряженная работа, почему Вы не ушли со станции?
- Я никогда даже не задумывался об этом. Энергетика меня очень сильно увлекла и заинтересовала, как оказалось, на всю жизнь. Я постоянно пополнял багаж своих знаний. Учился на курсах по подготовке и повышению квалификации руководителей в Москве, Челябинске, Алматы. За годы работы собрал целую библиотеку, в которую вошло около ста книг по энергетике, причем каждая перечитана мною не раз. Я передал издания станции, когда уходил на пенсию, чтобы молодые специалисты могли ими пользоваться.
- Работа, наверное, занимала много времени?
-Мой рабочий день начинался в 7:30, а заканчивался по-разному. Там нельзя ровно в 5 часов все бросить и идти домой. Порой приходилось подолгу задерживаться. Много времени занимали командировки. Когда шло расширение, модернизация, реконструкция, ездил в разные города на согласование, на контроль по выполнению проекта.
- Вы подготовили немало молодых специалистов. А кто был Вашим наставником?
- С 1958 по 1968 год станцией руководил Маленков Георгий Максимилианович. При нем я проработал 10 лет. Когда я только пришел на станцию, начальником турбинного цеха был Николай Михайлович Веселов, потом он стал главным инженером. Вот у него я очень многому научился. Когда мы входили в состав «Павлодарэнерго», я старался не отставать по технической грамотности от ребят, которые там трудились. Брал пример с лучших работников. Кумиром для меня был главный инженер «Павлодарэнерго» Алексей Алексеевич Якубенко. У него я перенял аккуратность и требовательность. И сегодня коллективом ТЭЦ руководят очень грамотные энергетики, специалисты.
- Какой случай с того периода Вам запомнился больше всего?
- Был один непростой момент. Когда работали еще только четыре малых котла, у нас вышел из строя второй котел. Для обмуровки котла срочно надо было найти 60 тонн кирпича. Я был тогда дежурным инженером станции, меня вызвали на работу ночью. Дали две машины длинномеров с прицепами по 40 тонн и отправили в командировку, наказав, чтобы через сутки я вернулся с кирпичом. В Карагандинском горкоме партии мне был уже «зеленый свет», как говорится: в Темиртау на завод сообщили уже, что Экибастуз замерзает, и оттуда прибудут за кирпичом. Все было подготовлено. Загрузив два огромных прицепа, я за сутки вернулся обратно.
- Как семья реагировала на такие внезапные отъезды?
- Нормально. Все с пониманием относились. Супруга у меня химик-биолог. Она 38 лет проработала в сфере образования. Дочь имеет два высших образования. Сейчас она тоже работает на ТЭЦ в производственно-техническом отделе. И у сына дав высших образования. Правда, он сейчас в Омске живет. У меня внуки уже взрослые. Самому старшему внуку 31 год, младшему 9 лет.
- После выхода на пенсию связь с нынешним коллективом станции поддерживаете?
- Первое время были телефонные звонки, консультировал ребят, а потом персонал вошел в колею и сам стал справляться. Теперь звонят, чтобы поздравить с праздником или пригласить на торжество. Не забывают нас ветеранов. И нам приятно и дорого внимание, ведь станция – это наша жизнь.
Спасибо Вам большое за беседу!