Проблемы дефицита ГСМ и подготовку к уборочным работам обсудили на заседании Республиканского общественного совета по вопросам экономики, предпринимательства и аграрного сектора при партии «AMANAT», передает EL.KZ.
Председатель Совета, член фракции «AMANAT» в Мажилисе Аманжан Жамалов отметил, что на сегодня в ряде регионов страны сохраняется дефицит дизельного топлива. В регионах от партии системно работают 216 групп для мониторинга цен на товары, в том числе и ГСМ.
Так, проблемы с поставкой ГСМ отмечены в Акмолинской, Костанайской, Жетысуйской областях, ЗКО и городах Алматы, Шымкент.
Причину дефицита дизельного топлива прокомментировал министр энергетики Болат Акчулаков.
«В этом году разница цены на дизельное топливо в Казахстане и в соседних странах не 80 – 100 тенге, а свыше 200 тенге за литр. Это привело к тому, что потребление выросло в разы. Свыше 100 тысяч тонн закупают иностранные потребители. То есть фактически дизтопливо вывозится из страны», - сообщил Болат Акчулаков.
Министр энергетики заверил, что несмотря на топливный дефицит, казахстанские сельхозпроизводители обеспечиваются ГСМ бесперебойно.
«Цена при отгрузке установлена в 177 тенге за литр. Но с учетом доставки, на местах выходит цена 203 тенге за литр. Вопрос отгрузки и доставки находится на контроле. Мы на своем сайте опубликовали контакты региональных представителей, и любой сельхозпроизводитель в случае появления проблем может к ним обратиться. Для этого мы создали штаб/ Дефицит на заправках будет устранен в течении нескольких дней», - сообщил министр.
Однако, члены Совета подвергли критике работу ведомств, допустивших топливный кризис в стране.
По мнению Аманжана Жамалова, несвоевременное принятие мер привело к тому, что страна осталась без резерва ГСМ в преддверии уборочной компании.
«Учитывая, что происходит в мире, в стране должен быть как минимум трехмесячный запас ГСМ. В Казахстане одни из самых низких цен на ГСМ в мире. Зарубежным перевозчикам выгодно заправляться в Казахстане. Узбекские водители везут товары в Москву, заправляются в Шымкенте, потом в Уральске и также назад. Получается, мы косвенно субсидировали доставку узбекских товаров, удешевляли их для российского рынка. Сегодня правительство ввело дифференцированные цены на дизтопливо в зависимости от региона, транспорта и объема потребления. Для казахстанцев цена дизтоплива 230-260 тенге. Для иностранцев – 450 тенге. Почему только сейчас приняли решение о дифференцированных тарифах? И почему только по дизтопливу? По бензину такая же проблема. А в целом страдает все население Казахстана. И на заправках опять дефицит. И вообще, сегодня благодаря вашим действиям автомобиль для казахстанцев уже не роскошь. Роскошь – бензин», - высказался Аманжан Жамалов.
По мнению членов Совета, основной вопрос при дифференциации тарифа - кто будет контролировать заправки? По словам депутата нужны условия и требования, обязывающие АЗС обслуживать в первую очередь казахстанцев.
«Казахстанец приедет на АЗС, ему скажут по 230 тенге дизтоплива нет, есть только по 450 тенге. Не хочешь, не покупай. Будут продавать только иностранным машинам, потому что это выгоднее в 2 раза. В итоге будет страдать население. Уже есть подтвержденные случаи, когда в регионах поставщики льготного дизтоплива продавали его по завышенной цене через АЗС», - отметил председатель Совета.
По итогам Совета министерствам энергетики, сельского хозяйства и МИО рекомендовано усилить контроль по обеспечению топлива в стране, устранить проблемные вопросы в распределении и поставке льготного дизтоплива. В свою очередь региональные мониторинговые группы партии продолжат отслеживать реальную ситуацию на местах с ценами и доступностью ГСМ.,