Сложно переоценить влияние персоны Абая (Ибрагима) Кунанбаева на казахскую литературу, а в особенности на ее поэтические традиции. На протяжении последнего столетия ученые-литературоведы, лингвисты, поэты, писатели и переводчики детально анализировали, исследовали феномен Абая, чтобы как можно глубже, и самое главное точнее понять те смыслы и идеи, которые он закладывал в свои слова. Так как творения мыслителя многогранны, так же, как и его личность, то и подход к пониманию его трудов должен быть таким же оригинальным и всесторонним. В этой статье-эссе мы не будем детально разбирать произведения и переводы Кунанбаева, а остановимся, на общих концепциях его мировоззрения, философии, которые нашли ту неповторимую форму, делающую его уникальным автором, а творения актуальными и в наше время.
Идеальная формула
Можно ли поставить такой вопрос: Абай, больше поэт или философ-мыслитель? Но скорее всего это будет изначально неверным высказыванием, так как его поэзию и прозу нельзя рассматривать в отрыве от его личных философских взглядов. Конечно Абай – не классический философ (имею введу в том понимании к которому мы привыкли, например, как как ибн-Сина или аль-Фараби) и в своих раздумьях он не ставил целью написание масштабных философских трактатов, хотя «Слова назидания» («Книга слов») по своей форме и стилю есть нечто иное как глубокий, пропитанный личным опытом и участием трактат мудрого философа. Читая Абая, мы понимаем, что он не только мыслитель, он и острый публицист, неутомимый критик, который искренне обеспокоен и возмущен тем что происходит вокруг. И более того его слова направлены не в небеса, они имеют точного адресата – людей, которые его окружают, что говорит о выраженной публицистичности. К тому же Абай выступал в роли обличителя человеческих пороков, что наглядно демонстрируют его работы. Стоит только предполагать, как происходило зарождение его ярких и точных мыслей и как происходил процесс поиска и последующего перехода их в идеальную форму (скорее даже формулу). Абай нашел идеальную формулу для трансляции своих переживаний: «идея - образ – поэзия - проза». Именно в таком сочетании его меткие фразы максимально быстро добирались до умов тех, для кого они предназначались.
Философия гуманизма
Абай - автор жесткого слога, который можно охарактеризовать как испепеляющий, растирающий словно жернова людские души и их пороки. Но еще сильнее они трогают израненные души тех, кто лично на протяжении жизни столкнулся с несправедливостью, обманом и низостью. Абай хочет, чтобы его слышали все: от ребенка до старца, от бедняка до бая, от верующего до неверующего. Читая строки, написанные им в далекую эпоху, более века назад, становится зорче взгляд, начинаешь замечать то, чего раньше не замечал, а значит его творения – воспитывают. Причем не важно в каком возрасте человек познакомился с трудами мыслителя, в юности или в глубокой старости, Абай – универсален и речь его понятна и полезна всем, каким бы жизненным опытом ты не обладал. Не смотря на то что, поэт жестко обличает людские пороки - конечная цель его – воспитание личности, поэтому идеи Кунанбаева, - это идеи наивысшего гуманизма. В чем же проявляется в первую очередь гуманизм Абая? Конечно же о ярко выраженном гуманизме говорит направленность его на человека, на взгляды и восприятие мира казаха. Абай не навязывает своих идей, но при этом, конкретно и с четкими примерами указывает на то что общество прибывает в глубоком кризисе, оно расколото и не собирается объединяться. Абай как философ находился в сложной ситуации как принято говорить: «между двух огней». И сложность этого выбора он хорошо осознавал и всегда выбирал – правду, честь и веру. По сути Абай разрывался между любовью к своему народу, к его обычаям, истории – то есть ко всему положительному, и обличением всех темных качеств, которые сопровождали народ на протяжении веков – жажда наживы, хитрость, лень, чванливость и другими грехами. Поэтому все свои переживания и опыт он вложил в масштабный труд «Слова назидания», которые были написаны им на склоне лет. Слова назидания - непросто красивые прозаические тексты о морали, это документальное отражение чаяний степняков, всех проблем, которые сопровождали казахские роды. Обладая даром красноречия и знанием степного уклада Абай, был человеком, к которому все же прислушивался простой народ, и которого побаивались волостные управители и богатая знать. Не смотря на свой юный возраст, поэт обладал достаточным опытом в решении юридических споров и в словесном поединке мог дать фору многим биям. Так, жизнь философа и просветителя прошла в противоборстве и отстаивании истины.
Абай и его точки опоры
Философия Абая Кунанбаева имела свои столпы, или так называемые точки опоры. Помимо таких вечных ценностей как честность, доброта, вера, любовь, воля, поэт хотел сформировать в сознании людей и другие, на его взгляд важные для человека добродетели. Стремление к знаниям, а именно к науке, для Кунанбаева было первоосновой в развитии личности. Он считал, что человек всегда должен стремиться к постижению нового. В качестве примера Абай приводил ребенка, который от природы с самого первого года жизни тянется к знаниям, сперва постигая окружающий мир, после свой внутренний мир. Главным качеством он считал умение будучи взрослым оставаться «голодным» до открытий словно младенец. У Абая, образованный человек, это человек идущий по верному пути, сбить с которого не сможет даже самый сильный неприятель. Имея хорошее образование как духовное (религиозное), так и научное Кунанбаев как никто другой понимал важность обучения. Ведь не зря писал поэт: «лишь знанием жив человек, лишь знанием движется век…». Абая всегда привлекало все новое, а особенно люди, которые могут открыть для тебя новый мир. Поэтому знакомство с представителями русской интеллигенцией стало для него событием, знаковым и еще больше раскрывающим его потенциал как исследователя, философа и литературного автора. Как нам известно из этой дружбы выиграла и казахская и русская литература. Еще одна ключевая точка опоры мировоззрения Абая – труд. И понятно, что в слово трудолюбие поэт вкладывал более широкие смыслы. Труд делает человека человеком: возделывание земли, строительство жилья, забота о семье, саморазвитие, желание совершенствоваться, из года в год, все это Абай называл трудолюбием. Именно безделье и лень он считал одним из частых пороков, с которыми, к сожалению, мирятся люди. Третий столп, которому был верен Абай – творчество. Творческое начало являясь духовным наследием предков, всегда сопровождало его. Как писал после смерти Кунанбаева в 1905 году Алихан Букейханов: «Еще не было казахского поэта, столь возвысившего духовное творчество народа, как это сделал Абай». И Букейханов был прав. Творчество в жизни Абая сыграло настолько важную роль, что стало для него истинным призванием и тем храмом, где он мог передохнуть от тяжести бытия. Поэзия была для него способом очищения души и одновременно главным оружием против невежества. По средствам ярких образов и рифм он признавался в любви девушке, природе, народу. Поэзия для Абая – это образ мышления, с помощью которого он достигал максимальной эмоциональной глубины и воздействия на слушателя. И кажется если бы не было поэзии, то Абай придумал бы ее. Первоисточником жизненной силы и творческой энергии для Абая была природа. Природа как созидатель истинного великолепия – человека и окружающего его мира. Поэтому весомую часть своего творчества поэт посвятил воспеванию красоты. И здесь мы тоже видим идеи гуманизма. Красота у Абая есть во всем: в быту кочевника, в степном ветре, в стадах лошадей, в смехе, беседах, в дастархане. В цикле стихотворений: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна», ярко виден философский подтекст. Живым языком он описывает не только состояние природы в определенное время года, но и состояние души. Зная, на сколько сильно природная стихия властна над жизнью кочевника, Абай передает в каждом слове тонкие оттенки общего настроения аула. Поэт сочувствует людям, когда приходят сложные времена. В произведении «Осень» явно проглядывает всеобщая меланхолия, строки пропитаны холодом, кажется, что ледяной ветер окутывает тебя. Ни это ли наглядный эффект присутствия по средствам слова? В противопоставление «Осени» написано стихотворение «Лето», в котором торжествует степь, а с ней и казах. Здесь строки искрят уже позитивными нотами. Как было отмечено выше, природа в творчестве Абая занимает особое место, поэтому в следующей статье мы более подробно займемся анализом его произведений, посвященных теме природы.
Абай и утопический мир?
При изучении взглядов Абая Кунанбаева можно проследить утопическую составляющую. При этом Абай не является чистым с философской точки зрения утопистом, тем не менее его идеи в силу своего наивысшего гуманизма скорее утопичны, особенно для устоев того времени. Об этом свидетельствует конфликт и противоборство, в которое Абай вступает со мнением большинства. По сути, мир о котором мечтает Абай – это идеальное общество, в котором знание и духовные ценности – это базис на котором строится личность, семья, род, и далее государство. Однозначно, поэт понимал несовершенство этого мира, порой чувствовал безысходность, апатию, поэтому многие его произведения, особенно написанные в зрелые годы пропитаны печалью, разочарованием и даже отчаянием. При этом Абай Кунанбаев не сдавался, ведь он четко осознавал свою миссию, - маяка, путеводителя для народа, который не только образовывает умы, но и просвещает души через свои произведения.