«Культурный текст Астаны»

27 Августа 2018, 13:58 5692

Каким должно быть культуроное пространство современного мегаполиса?

Любой современный магаполис должен быть в первую очередь удобен для жизни. Рестораны, кафе, магазины, стадионы и парки создают основу качественной жизни для населения большого города. А каким должно быть культурное пространсвто современного города? Какой минимум оно должно в себя включать? И какой посыл должны доносить до граждан? Этими вопросами задались участники международной научно-практической конференции "Культурный текст Астаны".

В мероприятии приняли участие ученые-философы ЕНУ имени Л.Н.Гумилева, а также писатели, общественные деятели и студенты.  

Кульшат Медеуова, д.ф.н., профессор кафедры философии ЕНУ имени Л.Н. Гумилева:

– Коммеморативная политика новой столицы Астаны включает в себя два процесса: с одной стороны, это вытеснение советских памятников, с другой – формирование нового мемориально-символического городского пространства. Оба этих процесса взаимосвязаны. Так процесс демонтажа, переноса памятников и монументов с советским идеологическим содержанием, был активнее в том случае, если объекты занимали «центральное ключевое положение» в городском ландшафте и его нужно было освободить для решения новых градостроительных задач. Согласно советской традиции памятники в городском ландшафте в качестве главных идеологических доминат рассматривались также как точки центрирования площадей, поэтому второй процесс – поиска собственного символического языка, так или иначе повторял либо местоположение памятников, либо был гибридизированным повторением формы и типа художественного высказывания. Первые десятилетия Независимости характеризуется появлением «транзитных» коммеморативных приемов, активно отсылающих к темам тенгрианства, особой космогонии и космофилософии кочевой культуры. Левый берег, как абсолютно новый столичный район больше подходил для появления памятников с нарративами аутентичной (досоветской), в том числе и деколониальной истории. Так особым примером деколониальной попытки осмыслить «историю, значительно богаче и многограннее нежели уходящий ХХ век» является транзитная версия мемориала памяти жертв политических репрессий (Т. Сулейменов, К. Монхатаев, А. Ордабаев, А. Кенжетаев, А. Баярлин и Т. Мурзагельдин), располагавшегося у главного входа Этно-мемориального комплекса «Карта Казахстана «Атамекен». Мемориал в стилистике больших курганных комплексов просуществовал с 1997 по 2008 годы. Появился он как результат реализации мероприятий по объявленной в 1997 году программе Общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий. В 2008 году монумент был частично демонтирован и передислоцирован на территорию Музейно-мемориального комплекса жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР». В 2009 году площадь была переименована в площадь государственных символов, и на оставшихся курганных основаниях был установлен 111 метровый флагшкток для «самого большого флага Казахстана» (15 на 30 метров). Другой тип первых памятников столичности был связан с задачей легитимации национальной истории, ввода в публичное пространство новых образов и символов автохтонного формата. В 2001 году на набережной реки Ишим был установлен конный монумент хану Кенесары (Ш. Валиханов, Н. Долбай). Особенностью этого памятника является то, что Кенесары Касымов, известный в качестве казахского хана, был противником колонизации степи. Именно он осаждал Акмолинскую крепость.

Поиски особого пластического языка выражения казахской идентичности проявляется и в экспериментах с формами памятников. В 2013 году на площади науки на територии ЕНУ имени Л.Н. Гумилева появился памятник в форме бараньей лопатки (С. Нарынов), на которой приведена цитата Н. Назарбаева на латинице, хотя официальный переход на латиницу, будет объявлен в 2017 году. Памятник финансировался за счет средств университета, а автор известный казахстанский архитектор, скульптор, много экспериментирующий с различными формами для памятников. Он был первым в Казахстане, кто сделал памятник асыку (бараньей косточке). Для университетской площади ЕНУ он сделал также асыки, тогуз кумалак и геометрические фигуры, которые называет казахской бутылкой по аналогии с немецкой бутылкой Кляйна.

Постепенно в Астане произошло наполнение скульптурными работами, посвященными различным личностям, среди которых доминируют памятники музыкантам: Абаю, Жамбыл Жабаеву, Жаяу Мусе, Курмангазы, Тлепу; военным: Бауржану Момышулы, Алие Молдагуловой, Ивану Панфилову, Рахимжану Кошкарбаеву, воинам интернационалистам, воинам героям отечественной войны.  Батыры представлены двумя конными монументами: Кенесары и Богембай и около десятка безымянных.

Асима Ишанова, д.ф.н., проф. ЕНУ им. Л. Н. Гумилева:

– Город – это живой организм, состоящий их множества пластов восприятия и ощущения реальности. Современный астанчанин находится постоянно в фокусах разных ощущений города – повседневных практик, визуальных медийных образов, иногда возникает кризис разночтения, в котором каждый горожанин должен находить подлинный облик своего города, чтобы не испытывать психологические деформации символического и реального.

Для современной Астаны важно изучение культурного текста Астаны. Одним из основных подходов исследований следует признать принцип гибридизации многих планов - материального и идеального, модерности и традиционного, практик повседневности и символического.

Идентичность Астаны сегодня формируется в разных направлениях. Поток людей, вливающихся в городскую среду, неоднороден и недостаточно изучен. Медийные ракурсы освещения выдвигают на первый план неглубокие репрезентации масскультуры, подчас выдаваемые за единственно подлинные и реальные. Одной из проблем формирования культурного текста столицы является слабый фундамент городской мифологии и забвение важных страниц недавней истории, к примеру, замалчивание целины. Тем самым происходит разрыв исторических скреп, возникают провалы культурной памяти, негативно влияющие на формирование национальной и городской идентичности.

В современной литературе идет малоизученный процесс художественного формирования культурного текста города, в основном Астаны, Алматы и Шимкента в произведениях Д. Накипова, А. Кемельбаевой, Е. Жумагула. Д. Сатпаева, К. Аджиджиро, П. Банникова, И. Одегова и других современных авторов. В кино и на телевидении наблюдается односторонний поток поверхностного представления образа столицы с помощью песен-однодневок, быстро мелькающих документальных кадров визуального облика столицы. Виртуализации образа современного города, многими воспринимаемого из интернет-пространства, сегодня не хватает живого наполнения впечатляющими нарративами подлинных историй. Изменчивость, неоднозначность дыхания города не представлена по-настоящему глубоко в произведениях современной культуры. Важен интерес к деталям, к глубинному дыханию города, задыхающемуся под крикливыми витринами общества потребления. Термин «микроурбанизм», предлагаемый современными исследователями, заслуживает внимания, как и работа Марка Оже о вызовах эпохи гепермодерна. На самом деле, современный астанчанин постоянно должен находить точки пересечения между символическим, социальным и повседневным пространствами, чтобы не застревать и не поддаваться серьезным метаморфозам избыточности, хаотичности современной городской реальности.

Сабина Хамитова и Зарина Омиртай,  бакалавры специальности Культурология  ЕНУ имени Л.Н. Гумилева:

– Столица Казахстана Астана в этом году отмечает свое двадцатилетие. Это молодой, динамично развивающийся город. Население столицы уже перевалило миллионную отметку и продолжает расти с каждым днем. В данной статье мы хотели бы порассуждать о том, как в столице Казахстана происходит поворот к человеку, к жителям и гостям столицы. К каким именно сообществам и каким образом переформатированы городские пространства. Что представляет собой Астана как объект культурной и социальной жизни. А именно, мы хотим рассмотреть, как организованы пространства и инфраструктура для молодых и пожилых людей. Кому отдается предпочтение, кому легче и интереснее в этом городе.

Можно сказать, что для молодежи в столице делается больше, мест отдыха и досуга значительно больше, так сказать закрытые кафе, где играют в мафию или монополию вечерами, квесты на логику и на страх, компьютерные клубы, бары, кинотеатры, спортивные и тренажерные залы. Но скорее поспорю, что всё это доступно и для взрослых людей. Разница лишь в том, что пожилые люди сами менее охотно идут во все эти места. Но это скорее характер и привычки, нежели отсутствие доступа. Те, кто хочет чем-то заниматься - он активен. Всё зависит от настроя самого человека. Нужно воспитывать население в русле: «Ты Можешь Всё!». Конечно есть и довольно активные пожилые люди, которые путешествуют, изучают новое, в том числе и новые технологии, ездят на зоны отдыха, и проводят время ничуть не хуже молодых. А есть основная часть пожилых, кто любит привычные места, предпочитают менее активное времяпрепровождение.

К тому же для пенсионеров в столице предусмотрены всевозможные льготы, взять хотя бы проезд в общественном транспорте, он для них абсолютно бесплатный. Чего не скажешь о студенческом проезде. Льгот молодежь в этом вопросе не имеет. По доступности в материальном плане, можно отметить, что наряду с платными секциями, залами сосуществуют и бесплатные, то есть доступные всем без исключения категориям граждан.

В их числе оборудованные площадки во дворах жилых комплексов, и многочисленных парках столицы. Там молодежь играет в волейбол, баскетбол, родители с детьми проводят время, старики с внуками занимаются спортом. Каждый находит себе занятие. Кто-то катается на велосипеде, одновременно обучает младших правилам дорожного движения, кто-то просто сидит в беседках или на лавочках беседуя.

Театры, библиотеки, музеи – это места, куда ходят как молодые люди, школьники и студенты, так и взрослое население. Старшее поколение можно отнести к числу людей, кто жил в самой читающей стране мира, где любовь к книгам была одним из самых популярных занятий. Хотелось бы, чтобы и молодежь приобщилась к чтению художественной литературы, а не только постов в соц.сетях. Также каждый житель столицы может привнести свою лепту в развитие любимого города. Например, предприниматели, открывая свой бизнес, ориентируются не только на прибыль, но и на социальную сторону, активно сотрудничая с властями, используя программу государственного-частного партнерства. Они могут открыть заведения, пользующиеся популярностью среди всех категорий населения, к примеру, открыть клуб для занятий детей, молодежи или пожилых людей. Делая полезное для общества дело, бизнесмены могут приносить пользу и городу, и людям и также развивать и увеличивать свой доход. Ну а доходность бизнеса зависит и от креативности подхода к своему делу. Чтобы обойти конкурентов, можно подумать о нестандартности своего заведения, используя различные новинки цифровых технологий, сделать какие-то льготы для пенсионеров и студентов, и популярность среди населения обеспечена.

Сандуғаш Мамышқызы
Поделитесь: