Акимат всячески способствует развитию предпринимательства, примером тому является недавняя встреча акима Жениса Касымбека с представителями бизнеса, сообщает корреспондент El.kz.
Встреча длилась более трех часов. Как отмечали предприниматели, они на регулярной основе встречаются с акиматом и постоянно чувствуют поддержку властей. Наверное, это и является главным «секретом», почему именно в главном городе страны самый высокий показатель развития бизнеса.
Директор ТОО Феникс education Асель Жанабекова обратила внимание на то, что розничный налог в Астане применяют 7 тыс. налогоплательщиков, тогда как в 2023 году их было 4 тыс. По ее словам, в оптовой торговле среднее значение коэффициента налоговой нагрузки составляет 4,2%, по розничной торговле – 3%. В то же время налоговая ставка составляет 3% для B2C (Business-to-consumer, Бизнес для потребителя) 8% для B2B (оказание бизнес-услуг юридическим лицам).
«Учитывая, что местные представительные органы имеют право понижать ставки налога для сектора B2C в пределах 50% до 1 декабря, а также в проекте нового Налогового кодекса, который вступает в силу с 2026 года, уже установлена ставка налога 2%, мы предлагаем рассмотреть вопрос понижения ставки для этого сектора до 2%. Если ставка розничного налога будет 2% B2C и 8% B2B, средняя процентная ставка нагрузки по этому налогу составит 5%. Это выше, чем утверждённый комитетом государственных доходов 4% и 3%», - уточнила предприниматель.
Как отметил аким, при установлении 3% ставки акимат активно вел диалог с бизнесом.
«Когда было это решение принято, мы договорились, что посмотрим, как мы отработаем этот год. Поэтому предлагаем до конца года вместе поработать с этой ставкой в дальнейшем. Ну вы говорите, имеем право понижать, имеем право и повысить до 4%. Но таких планов мы на самом деле не имеем, поэтому давайте дождемся января, готов с вами ещё раз обсудить, посмотрим вообще финансовую ситуацию города, бюджет нас утвержденный», - отметил Женис Касымбек.
Он подчеркнул, что розничный налог в городском бюджете большую погоду не делает, и напомнил, что во многих регионах Казахстана действует и ставка 4%. Он пообещал проанализировать ситуацию и принять совместное сбалансированное решение.
Как отметил в докладе аким, столичный акимат поставил задачу завершить этот проект в течение года.
Председатель координационного совета союза производителей подъемных механизмов Аскар Сабанкулов отметил, что в индустриальном парке Астаны есть завод по производству машинных кранов, который действует на протяжении трех лет. Кроме того, они являются единственными, кто проектирует и производит экскаваторы на постсоветском пространстве.
«Также мы освоили производство фасадных подъёмников, которые также необходимы строительной отрасли. Следующая технология, которую мы освоили – это лифты, эскалаторы, траволаторы, мы ранее дислоцировались и продолжаем некоторые работы в Косшах, но нам был предоставлен участок в индустриальном парке, и сейчас мы уже ввели в строй цех, где производим кабины экскаваторов, а также цех для окончательной сборки и пусконаладочных работ экскаваторов. 2000 квадратных метров. Надеемся к Новому году завершить все работы. Мы надеемся участвовать в реализации проекта LRT. Это очень шикарный проект, не каждые мировые центры города могут похвастаться наличием вот такого проекта. С вводом LRT страна получает беспилотную технологию, она, естественно, даст мультипликативный эффект на развитие других отраслей», - отметил он.
Как отметил аким, китайский консорциум сдает этот проект акимату «под ключ». Он подчеркнул, что акимат заставить их приобрести то или иное оборудование не может, но если в Астане есть производство, которое может конкурировать по цене и качеству, акимат выразил готовность их презентовать.
Представитель Ассоциации переработчиков вторичного сырья Казахстана Наталья Кузнецова задала вопросы, почему при ремонте дорожного покрытия ботанического сада в сентябре покрытие было приобретено в Ленинградской области при том, что в Астане есть аналогичный производитель на основании переработанных старых шин. Это и экологию позволило бы улучшать, так как позволяет перерабатывать вторичное сырьё, и отразилось бы положительно на развитии экономики города.
«Таких случаев немало, когда бизнесмены жалуются, например, когда в этом году активно шла стройка объектов по комфортным школам, много казахстанских предпринимателей обращались, что не покупается их мебель или оборудование. В итоге оказывается, что по качеству они не проходят», - отметил Женис Касымбек.
Учитывая, что население Астаны быстро растет за счет миграции, а также высокие демографические показатели, в городе действует большая сеть как государственных, так и частных дошкольных организаций.
Директор ТОО «Еркетай» от лица Казахстанской ассоциации непрерывного образования Айгат Вагапова обратила внимание на неподъёмные размеры штрафов для частных дошкольных организаций. Несмотря на то, что есть детсады от 30 мест и более, а есть и крупные на 150 и 200 детей, размер штрафа одинаковый для всех, в размере 230 МРП (849 тыс, 1 МРП = 3 692 тенге).
«Это очень неподъёмная сумма для маленького садика, и мы хотели бы обратиться, чтобы нам хотя бы разработали шкалу с учётом мощностей и степени размера, степени сложности нарушения. Когда приходят проверить садик, если даже есть трещина на стене, это штраф 485 тыс тенге. Когда приходят госорганы, они без штрафа не уходят, будь то СЭС или ЧС, это очень большая сумма», - отметила она.
В ответ руководитель департамента санитарно-эпидемиологического контроля города Астаны Айгуль Шагалтаева отчиталась, что проверки проводятся по требованиям прокуратуры.
«На сегодняшний день из тех проверок, которые запланированы по графику, проведено 11 проверок детских дошкольных учреждений, из которых только по двум были привлечены к административной ответственности. Штрафы санитарно-эпидемиологической службы – это в основном по 425 статье, где нет разграничения по степени тяжести нарушения, значительное, незначительное, или грубое нарушение. Неоднократно этот вопрос рассматривался и на площадке палаты предпринимателей. Необходимость есть внести изменения в статью 425 для того, чтобы было разграничение и могли субъекты бизнеса привлекаться уже за малозначительные и незначительные нарушения, и размеры штрафа были градированы», - уточнила она.
Сегодня малый бизнес привлекается в размере штрафа 230 МРП, по сокращенной форме 115 МРП при оплате в течение 7 дней, для среднего бизнеса 310 МРП.
Заместитель председателя правления ННН «Атамекен» Гульнара Бижанова согласилась, что есть «такая сумасшедшая норма в Кодексе об административных правонарушениях», и НПП поддерживает бизнесменов по этому вопросу.
В свое время данная статья прошла без критериев на соизмеримость правонарушения. После совместной работы с Минздравом и с депутатами мажилиса завершается работа над проектом Кодекса, и эта статья будет корректироваться с учетом этих критериев.
«Второе, рассматривается вопрос о снижении на первом этапе размера штрафа до 30%, и учитывая обстоятельство, что когда-то внесли норму, если в течение 7 дней оплачивается, то будет оплачиваться 50% от размера штрафа. Проблема есть и мы её решаем», - сообщила представитель НПП.
Член регионального совета палаты предпринимателей города Астаны Лейла Куленова в продолжение темы подняла вопрос нецелевого использования земель частными детскими садами.
«Как вы знаете, по республике 80% дошкольных организаций находятся в коттеджах, на сегодня более 60% из них – это частные. И их функционирование как на первых этажах многоэтажек, так и в коттеджах, не соответствуют целевому назначению. Это было политическое решение принято, когда давали все условия для предпринимателей, чтобы был охват детей дошкольными учреждениями», - уточнила она
Согласно статье 9 Земельного кодекса, для того чтобы изменить целевое назначение, нужно выкупить эту землю согласно кадастровой оценочной стоимости. Но 80% детсадов находятся в арендных отношениях, со сроком на один год между арендодателем и арендатором, без права на землю, и, соответственно, учредитель дошкольных организаций по своей воле не может поменять целевое значение участка. Арендодатель, тоже не имея гарантии на то, на сколько лет там будет размещаться детский сад, также данный вопрос не решает. Соответственно, по той дорогой стоимости выкупить помещение не может.
«Есть детские сады, которые уже выкупили эти помещения, которые обратились в архитектуру за изменением ПДП, у них тоже нет возможности, потому что от архитектуры приходит отказ. С этим вопросом мы обращались в канцелярию премьер-министра, было поручено Минсельхозу создать рабочую группу, чтобы мы посмотрели, потому что эта проблема идет по всей республике. Однако на сегодняшний день никаких изменений нет, но больше всего страдает Астана», - отметила она, выразив опасение, что частные детские сады будут закрывать.
Большое количество детсадов были по этой причине оштрафованы. Из 511 детских садов Астаны порядка 200 не могут поменять ПДП.
Аким подчеркнул, что в столице есть дефицит мест в дошкольных учреждениях, и они реально спасают ситуацию по охвату детей.
«Мы это понимаем, и никто не намерен закрывать их. Какие бы проверки не шли, мы вас будем поддерживать. Буду конкретно по каждому случаю разбираться, и если есть законная возможность поменять ПДП, будем менять, но в то же время вы абсолютно правы, когда говорите, что 80% - это арендные отношения, и зачастую эти арендные отношения на 1, на 2 года, никто не намерен каждые 1-1,5 года менять ПДП по этому месту, поэтому должны быть какие-то правила. Видимо, с центральным госорганом мы должны их отработать. Если вы гарантируете условно, что там на ближайшие 5 или 10 лет однозначно будет там соответствующее детское дошкольное учреждение, мы готовы пойти на изменение ПДП, а когда у вас договор на полгода или на год, естественно, мы этого не можем делать», - подчеркнул аким.
Он добавил, что есть и вторая сторона – есть земельные участки с игровыми площадками, и они категорически против предложений ассоциаций.
«Ну у вас конкуренция между собой, наверное, поэтому у тех такое мнение у вас другое, но я вам ещё раз повторяюсь, мы не собираемся никого закрывать. Наоборот, мы поддерживаем полностью ваши инициативы. И по вашим всем соответствующим развивашкам, другим каким-то садикам мы готовы разбираться и помогать», - заключил аким.
Заместитель президента ОЮЛ «Ассоциация Застройщиков Казахстана» Виктория Тен предложила акимату разработать упрощённые механизмы для того, чтобы именно решать вопрос с передачей объектов благоустройства – в ведение города, а также упростить согласование эскизных проектов. Данный процесс усложнился в связи с необходимостью дополнительного согласования озеленения, подсветки, и прохождения дополнительного согласования, что отнимает массу времени, средств и ресурсов.
Аким отметил, что в Астане эти вопросы решаются достаточно прозрачно и быстро. В городе единовременно строится от 10 до 11 миллионов квадратных метров жилья, это беспрецедентный объем.
«Я вам просто могу сказать, вся страна строит 15 миллионов. В лучшие годы, с 1991 по 1992 год, была программа «Жильё – 91», Республика Казахстан сдавала 6,5 миллиона квадратных метров. Недавно была делегация Санкт-Петербурга, 5-миллионный город в год сдает 2,5 миллиона квадратных метров жилья. Мы сдаем под 4 млн, поэтому сейчас говорить о том, что затягиваются какие-то процедуры с выдачей разрешения на строительство достаточно сложно», - отметил градоначальник.
Он сообщил, что согласованный дендроплан требуется в связи с тем, что в прошлом году акимат принял зеленый устав города. На уровне маслихата было принято решение, что теперь в обязательном порядке любой жилищный комплекс, который сдается, должен быть согласован с управлением урбанистики и генпланом, с указанием количества деревьев, однолетних кустарников, хвойных, лиственных, и так далее.
«Более того, теперь ваши обязательства, в течение трёх лет вы должны обеспечить сохранение этих зелёных насаждений, через 3 года имеете право передать на баланс района, КСК или ОСИ. Каждую пятницу в онлайн режиме мы по любым вопросам встречаемся. Готов вас выслушать по каждому объекту, но в городе строится более 300 ЖК, это крупнейшие комплексы, из них в январе прошлого годуа порядка 100 ЖК строилось с большими нарушениями, не выкупленные земельные участки на территории строительства, были объекты строительства, которые не имели экспертизу, но умудрились уже 20-30% квартир продать. Получилось дольщики и мы были загнаны в угол, и остановить стройку не можем, потому что уже есть дольщики. В то же время вы должны заказывать документы. Каждое третье строительство шло с нарушениями», - уточнил аким.
По его словам, сегодня ситуация кардинально меняется, и акимат ставит задачу в течение 2 месяцев полностью ликвидировать эту проблему.
«Но мы вынуждены за руку брать застройщиков и самим решать ваши проблемы, ходить по экспертизам, вместе с вами получать разрешение, ваши эскизы утверждать, помогать по планам и так далее. К сожалению, вот я к строителям обращаюсь, мы не должны до этого доводить. Строить надо в соответствии с законодательством, и тогда не будет проблем ни с проверками, ни с разрешениями, а в целом ещё раз я понимаю, о чём вы говорите. Будем ускорять все процессы, которые касаются строительства», - подчеркнул Женис Касымбек.
Несмотря на то, что строительство даёт огромную нагрузку на инженерную инфраструктуру, эта отрасль даёт рабочие места и обеспечивает горожан жильем.