«Зеленая» инициатива: судьба электромобиля в Казахстане

О развитии рынка электромобилей в Казахстане

1931 год, штат Нью-Йорк. На одной из фабрик в Буффало тысячи людей стали свидетелями проведения опыта, результат которого поверг общественность в изумление. Именно в этот день легендарный физик Николо Тесла изобрел электромобиль без внешнего источника электроэнергии.

Больше недели ученый испытывал машину, разгоняясь на ней со скоростью до 150 км/ч. Все, кто слышали об этом испытании, задавались вопросом: откуда берется энергия? Его знаменитое предсказание о том, что через «…множество поколений наши машины будут питаться энергией, которую они смогут получать в любой точке вселенной, потому что энергия вокруг нас», - не дало полной картины понимания механизма электромобиля, поэтому по сей день многое в этой истории остается сфинксом.

На дворе 21-й век. Предсказание физика, пусть и не в полной мере, стало сбываться. Все больше автолюбителей отдают предпочтение электрическим машинам. По официальным данным автопроизводителей, за прошедший год в Китае продажи таких машин выросли на 126%, в Европе — на 25%, а в США – на 18%. В Казахстане же согласно информации «АЗИЯ АВТО», количество легковых автомобилей на электрической тяге не превышает одной тысячи.

Председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана "КазАвтоПром" Олег Алфёров в одном из интервью с журналистами говорил, что возможной причиной такого невысокого показателя является высокая стоимость электрокаров, которые намного дороже своих углеводородных аналогов.

Т.е. дело даже ни сколько в отсутствии инфраструктуры, а в доступности электромобилей. Как раз для разрешения такого рода споров существует субсидирование. Например, в Китае каждому покупателю электромобиля полагается 15 тысяч долларов. Что касается Казахстана, по решению Совета Евразийской экономической комиссии с сентября прошлого года по сентябрь 2017 года владельцы электрических машин освобождены от уплаты транспортного налога. Такая нулевая пошлина действует также в России и Беларуси. 

Кто производит?

По данным исследовательского агентства Pike Research, в ТОП-10 производителей входят следующие компании: Chevrolet, Ford, Renault, Nissan, Toyota, Tesla, BMW, Smart, Mitsubishi и Honda. Их электромобили признаны наиболее адаптированными к городским условиям. Отдельного внимания заслуживает производитель Tesla Motors. Он является в каком-то смысле «ветераном» в данной сфере. В Казахстане на сегодня «тесловодов» насчитываются чуть больше трех десятков из всех пользователей. Сосредоточены они в основном в Алматы, Астане и Шымкенте. 

Машине не требуется ни капли бензина. Из жидких нефтепродуктов – только масло и тормозная жидкость. В движение ее приводит электроэнергия. Помимо того, что такая машина экологически чистая, она еще и единственная, в которой есть опция автопилота.

Единственный минус в том, что автомобиль – не самый доступный по цене. На вторичном рынке Tesla стоит в пределах $100 тыс. Но уже есть специалисты (ближайшие к нам живут на Украине), способные переоборудовать бензиновое авто в электрическое. На обновление «железного коня» требуется примерно $15 тыс. К тому же, Tesla Motors сама «идет в народ» и 31 марта 2016 года состоялась презентация бюджетного электрокара Model 3 стоимостью $35 тыс. 

Как известно, хороший пример заразителен. Теперь и в Казахстане хотят производить собственный бренд «зеленого» автомобиля. И пока это идея остается только в планах, казахстанцам отечественный рынок предлагает марки электромобилей собственной сборки. Так, например, в самом крупном автосборочном заводе страны «Азия-Авто» выпускают новенькие электрокары.

«Первой ласточкой» стал электрический кроссовер KIASoulEV, сошедший с конвейера в июне 2016 года в Усть-Каменогорске. Позже, осенью того же года в Костанайской области презентовали JAC iEV6S костанайской сборки, тот самый электрокар, на котором проехался наш президент Нурсултан Назарбаев. Как сообщили после презентации в пресс-службе Акорды, компакт-кроссовер с синхронным 85-киловаттным электродвигателем будет экспонироваться во время Международной специализированной выставки «Астана ЭКСПО-2017.

Как это работает?

Для того, чтобы оценить технические преимущества электромобиля, предлагаем окунуться в небольшой курс физики и машиностроения. Итак, электромобиль – машина, которой не требуется ни капли бензина. Если в обычной машине есть бензобак, двигатель внутреннего сгорания и коробка передач, через которую крутящий момент двигателя передается через колеса, то в этом случае в электромобиле вместо бензобака – аккумуляторная батарея, состоящая из двух сотен элементов, и электромотор. Заводится как обычный: нажимаешь на тормоз, нажимаешь на кнопку. Скорее машина не заводится, а активируется. 

Работа электромотора почти не слышна, что представляет угрозу для пешеходов. Во избежание опасных случаев в электромобилях действует специальные свистки, которые при движении со скоростью до 30 км/ч издают звуки, схожие с вентиляционными.  Чтобы беречь и запасать энергию, в электромобилях используются литий-ионные аккумуляторы последнего поколения. Почти 700 лошадиных сил позволяют соперничать даже с самыми мощными спортивными машинами.

Другой вопрос – безопасно ли разгоняться на машине, под капотом которой такой запас энергии?! Полный заряд автомобиля позволяет проехать примерно 160км/ч. Заряжается машина от розетки всего за 3,5 часа. Это времени хватает на 2 дня активных поездок по городу. Если говорить о цене «заправки» электромобиля, то недельная езда обойдется вам примерно в 2500 тенге.

В среднем все электрические машины потребляют около 30 кВт-ч на каждые 160 километров пробега. Казахстанский тариф на электричество по прежнему составляет 13 тенге за 1 кВт-ч. Много это или мало по сравнению с расходами заправки дизельного авто, вопрос индивидуальный и зависит от того, как часто вы пользуетесь автомобилем.  

Вот таким образом, маленькими шагами в Казахстан приходит новая мода. Возможно, в скором будущем предсказания великого физика Никола Тесла и, кстати, мечта нашего главы государства Нурсултана Назарбаева исполнятся, и по просторам республики будут колесить исключительно электромобили. 

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!

Лента новостей

Логотип сайта adebiportal.kz Логотип сайта baigenews.kz Логотип сайта baq.kz Логотип сайта e-history.kz Логотип telegram канала elinfo_kz