«Сакральный Казахстан»: Как изучение истории меняет общественное сознание
Знание своей истории, изучение духовного наследия предков и почитание национальных традиций - это постулаты, на которых должно основываться развитие современного общества. В этом уверен руководитель научно-исследовательского центра «Сакральный Казахстан» Берик Абдыгалиулы.
В эксклюзивном интервью порталу EL.KZ ученый рассказал, как ведется подготовка реестра сакральных мест нашей страны и почему модернизация сознания должна начинаться с изучения исторического прошлого.
- Берик Абдыгалиулы, с мая этого года Вы возглавляете НИЦ «Сакральный Казахстан». Однако до сих пор многим остается непонятно, чем вы занимаетесь и какая на вас возложена миссия. Давайте для начала разберемся в этих двух вещах.
- Наш Центр создан на базе Национального музея при Министерстве культуры и спорта 15 мая этого года. Наша основная задача - формирование методической части по определению списка сакральных объектов Казахстана и экспертное сопровождение этого проекта. Все это делается в рамках реализации программной статьи Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», где приоритетное значение отводится именно формированию национальной идентичности, в том числе и через проект «Сакральная география Казахстана».
В рамках этого спецпроекта все духовные святыни и культурно-исторические объекты республики, составляющие наше духовное наследие, будут объединены в единый географический пояс.
Центром «Сакральный Казахстан» при поддержке Министерства культуры и спорта образован экспертный совет, в который вошли ведущие ученые и общественные деятели страны. Помимо этого, во всех регионах образованы рабочие группы при участии акимов областей и областных управлений культуры, непременным условием является участие местных ученых и краеведов, общественных деятелей. Основной список сакральных мест формируют они.
В свою очередь, есть областные общественные советы, которые занимаются формированием списков сакральных мест у себя на местах. Обобщенная информация из регионов страны поступает к нам в Центр. Все это необходимо для четкого представления масштабов духовного наследия.
Все представленные нам списки были обработаны и проанализированы, затем мы выделили 100 общенациональных объектов и проектов местного значения. В региональном списке имеется более 500 объектов. Это не окончательный список, потому что сейчас Министерством культуры и спорта выделяются средства на организацию республиканской этнокультурной экспедиции именно по сакральным местам, по результатам которой могут быть внесены изменения в список объектов.
- По каким критериям происходит отбор мест? Много вопросов возникает по современным объектам. В чем их сакральная ценность?
- Мы сейчас привлекаем ученых и экспертов и выезжаем в регионы. Основная задача – ознакомиться с каждым объектом, задокументировать, провести паспортизацию и собрать легенды. Для нас основным критерием отбора является легенда. Этим проектом мы должны показать целостность исторического процесса. Например, в список вошли наскальные рисунки, однако есть современный монумент «Казак ели». Это же очень символично – мы показываем всю нашу историю.
Внесенные объекты делятся на природное и культурное наследие, т.е. это те места, которые издревле наши предки считали сакральными. Например, пещеры в Баянауле и Восточно-Казахстанской области. Это горы Алатау, гора Белуха на Алтае, это горы Улытау, есть другие пики, скалы и пещеры. Это все наследие природного ландшафта.
Второе - это культовые религиозные места: историко-культурный заповедник-музей Азрет-Султан, мавзолеи Ходжи Ахмеда Ясави, Арыстан-Баба, комплекс Бекет ата.
В список включены места военных действий: Булантинская битва, Анракайская битва, Орбулакская битва. Это места исторической гордости, где осуществлялась победа над джунгарскими войсками. Есть крупные средневековые города и столицы Казахского ханства: города Сыганак, Отырар, Сауран, Сарайшык, Тараз. Это огромный исторической пласт.
В реестре есть также места, связанные с творческими личностями, имеющими мировое значение: Тараса Шевченко в Мангыстау, Федора Достоевского в Семее. Наши выдающиеся ученые: Шокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ыбырай Алтынсарин.
Когда мы говорим о политических и исторических местах, то сюда входят памятники жертв политических репрессий и терроризма: АЛЖИР, Долинка, КАРЛАГ, это памятник в Семее, посвященный жертвам Семипалатинского полигона, это монумент Независимости в Алмате.
В этом году планируется издание первого тома энциклопедии Сакральный Казахстан. Туда войдут город Астана и Акмолинская область, город Алматы и Алматинская область. Будут выпущены виртуальные и интерактивные карты. Любой желающий может их посмотреть, имея только доступ к Интернету.
- Что идея «Сакрального Казахстана» даст каждому из нас? В чем заключается конечная польза от реализации проекта?
- Проект планируется на 5 лет, в течение этого времени будет проводиться большая работа по нескольким направлениям. Задача, поставленная перед обществом и государством, – через духовную ценность, которую несут эти места, способствовать развитию общенациональной идентичности и целостности нашего исторического и национального сознания. Также очень важно развивать культурно-исторический туризм. Каждый объект, включенный в этот список, несет определенную ценность.
Когда мы говорим о духовных ценностях, мы их должны доступно объяснять и разъяснять нашим согражданам, потому что список сакральных объектов неоднороден. Туда включат объекты от каменного века до современных памятников.
Этим проектом мы планируем обеспечить целостность нашего исторического сознания и в целом сформировать национальное сознание. К сожалению, у нас очень много до сих пор разломов в обществе по ценностям, по языку, культуре и политическим событиям. Эти символы должны в себе нести единство. Это не ограничивается временем реализации программы. Это должно быть постоянно.
Никто не может навязать любить Родину, необходимо мотивировать, заинтересовывать. К сожалению, сейчас ценности государства и общества у нас находятся на последнем месте. Очень важно, чтобы в первой пятерке были ценности духовные.
Пока у нас не будет единства в ценностях, мы будем испытывать проблемы со всем.
- В таком случае напрашивается вопрос: как мы поймем, что проект реализован? Ведь невозможно «пощупать» единство, общие ценности или новое сознание.
- Как показывают исследования, сейчас молодежь в большей степени занимают финансовые вопросы. Если оценивать по десятибалльной шкале, то на последнем месте находятся вещи духовного характера. Хорошо это или плохо? Это все естественно, молодежь думает в первую очередь о себе. Однако есть и негативная сторона. Она заключается в том, что эти люди никак себя не ассоциируют с Родиной, не чувствуют ответственности за нее, в любой момент могут покинуть страну. Рост миграции молодого населения – тому пример.
Отсутствие духовных ценностей приводит к тому, что человек попадает под влияние различных религиозных сект и течений. Потом мы видим этих людей в качестве боевиков на территории других стран. О чем это говорит? Это проявление слабости воспитательной и религиозной работы. Поэтому религиозные институты должны прививать духовные ценности.
Если этот проект рассматривать в комплексе, то «Сакральный Казахстан» -толчок для развития культурно-образовательного туризма. Необходимо, чтобы люди наши не просто восхищались археологическими и культурными памятниками, но и понимали ценность этих памятников.
Естественно, произойдет развитие туризма. Планируется открытие Визит-центров для туристов в музеях-заповедниках. Строительство таких центров – это мировая практика, здесь будет расположена вся необходимая для посетителей и туристов инфраструктура: кафе, магазины, сувенирные лавки. Это приведет к развитию туристической инфраструктуры, малого и среднего бизнеса, дорог, которые свяжут центры с глубинками.
Помимо этого, Министерством образования и науки ведется работа по созданию учебников по предмету «Краеведение».