PR деятельность компании АО НК «КТЖ»: инструменты, методы взаимодействия с общественностью
Информационная политика или PR деятельность. Информационная политика является внутренним документом акционерного общества и раскрывает следующие понятия.
Публичные выступления - выступления руководителя Общества и (или) уполномоченных лиц на публичных мероприятиях: конференциях, форумах, семинарах, телефонных и видеоконференциях, и иных мероприятиях, в которых могут принимать участие представители средств массовой информации.
Медиа - план - документ, в соответствии с которым осуществляются публикация в СМИ статей, интервью, годовой финансовой отчетности, иной информации, а также выступления на радио и телевидении, утверждаемый Вице - президентом Общества.
Корпоративный веб-сайт - группа электронных документов (страниц), связанных общим именем, тематикой и системой навигации, подготовленных с помощью специализированных технических средств и программного обеспечения с целью распространения информации о деятельности Общества в сети Интернет.
Корпоративные коммуникации - комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение информационных потребностей Общества и иных заинтересованных лиц в достоверной информации о нем, обеспечение доступа к данной информации, разъяснение политики Общества всем заинтересованным лицам, поддержание имиджа и формирования репутации Общества, формирование общественного мнения, благоприятного для реализации стратегических задач Общества.
Акционерное общество обеспечивает защиту перед государством той информации, которая несет коммерческую, служебную или иную государственную тайну. За раскрытие информации отвечает Департамент внутреннего протокола и связи с общественностью, разрабатывая медиа – план, пресс – релизы, сообщения в СМИ и другие документы, связанные с внешними коммуникациями.
Принципы раскрытия информации общественности:
1) гарантия полноты и достоверности раскрываемой информации;
2) оперативность раскрытия информации обо всех существенных фактах в своей деятельности;
3) регулярность и своевременность раскрытия информации об Обществе;
4) обеспечение высокого уровня сохранности коммерческой, служебной и иной, охраняемой законодательством Республики Казахстан тайны;
5) разумный баланс между открытостью Общества и соблюдением его коммерческих интересов;
6) публичность и не избирательность раскрытия информации.
Раскрытие информации дочерним организациям:
1) информационная поддержка принятия управленческих решений;
2) обеспечение сотрудников Общества и дочерних организаций актуальной,
своевременной, полной, достоверной, объективной информацией;
3) предотвращение потери, утечки, искажения информации;
4) информационное противодействие негативной информации об Обществе.
Компания обеспечивает идентичное раскрытие информации на казахском, русском и английском языках. В случае если раскрытие информации одним из способов не позволяет раскрыть ее одновременно на казахском, русском и английском языках, Общество обеспечивает одновременное раскрытие такой информации дополнительными способами, обеспечивающими раскрытие информации на всех указанных трех языках. А также не уклоняется от раскрытия негативной информации о себе, если такая информация является существенной для Единственного акционера Общества или потенциальных инвесторов.
Способы раскрытия информации:
Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам, независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.
Общество использует следующие способы раскрытия информации заинтересованным лицам:
- опубликование информации на корпоративном веб-сайте: www.railways.kz;
- выпуск корпоративных печатных изданий;
- выпуск и опубликование на корпоративном веб-сайте ежегодных отчетов о деятельности Компании;
- размещение и распространение фото - и видеоматериалов;
- вручение (пересылка) информации на бумажном носителе;
- опубликование информации в СМИ (казахстанские и зарубежные СМИ);
- информирование СМИ в ходе публичных выступлений представителями Общества;
- проведение пресс - конференций, пресс - туров, встреч, семинаров и т.д. с участием представителей Общества и иных заинтересованных лиц;
- выпуск и рассылка пресс - релизов в республиканские СМИ;
- распространение рекламной, информационно - имиджевой полиграфической
- продукции (буклеты, брошюры, трифлеты, информационные папки и др.);
- проведение PR – акций и презентаций по определенным информационным поводам.
Общество вправе использовать иные способы раскрытия информации, не запрещенные законодательством Республики Казахстан и отвечающие принципам раскрытия информации, определенным настоящей Политикой.
В целях создания единого восприятия Общества как внутри, так и вне, структурные подразделения Общества и дочерние компании обязаны согласовывать с Департаментом эскизы информационно – имиджевой, рекламной полиграфической продукции, на которых используется логотип Общества. В целях соблюдения единого корпоративного стиля Департамент осуществляет мониторинг за использованием логотипа Общества в документах, упаковке, сувенирной продукции, оформлении интерьера офиса и т.д.
Компания раскрывает информацию об Обществе и его деятельности, по мере возникновения необходимости такой публикации. Общество обеспечивает в сети Интернет свободный доступ к информации, которую Общество обязано раскрывать в соответствии законодательством Республики Казахстан, Уставом и внутренними документами Общества.
Корпоративный сайт:
Корпоративный веб – сайт www.railways.kz, представляет собой интерактивную интернет платформу, включающую рубрики:
- Главная
- Пресс – центр
- КТЖ сегодня
- Проекты
- Карьера
- Деятельность
- Социальная политика
- Активы
- Инвесторам
- Контакты
- Годовые отчеты
А также разделы пассажиров, где можно приобрести онлайн билеты, ознакомиться в расписание маршрута поездов; грузоотправителям, государственные закупки, вопрос - ответ, где пользователям сайта предоставляют необходимую информацию по запросу.
Корпоративный веб - сайт выдержан в имиджевом стиле компании. В левом верхнем углу главной страницы сайта расположен логотип, используются фирменные цвета: голубой, синий, белый, золотой. В правой части сайта по вертикали изображен национальный орнамент Казахстана, символизирующий принадлежность компании к нации. Работают три версии сайта - казахская, русская и английская.
На сайте работает система поиска, здесь же указаны баннеры в виде ссылок на сайт главы государства, блога руководителя компании и дочерних предприятий. Зарегистрировавшись на сайте, можно получить доступ к более точной и скрытой информации, а именно: узнать об объявлениях тендеров, протоколах вскрытия конвертов и итогов тендеров. Также на сайте размещены контактные данные: адрес, телефоны справочной службы, координаторов и администратора сайта, а также телефон доверия. Проанализировав структуру и наполненность сайта, можно уверенно сказать, что сайт активно работает со своей целевой аудиторией. Здесь, как отмечено выше, есть вся информация, необходимая как для обывателей, желающих узнать о деятельности компании, так и для акционеров, инвесторов и сотрудников АО «НК «КТЖ».
Имеются официальные страницы в социальных сетях:
Работу в социальных сетях проводят сотрудники структуры связи с общественностью. На страничке имеются 16 разных тем обсуждения, где клиенты и пассажиры компании могут вести беседы, обсуждать вопросы и налаживать коммуникационные связи. Имеются аудио, фото и видео файлы. Публикация новостей компании осуществляется по мере их поступления, приблизительно каждые 2 – 3 дня. Работа в социальной сети Вконтакте ведется только на русском языке. Количество подписчиков – 2 348 человек.
Социальная страница в Twitter наполнена только деловыми информационными поводами на трех языках: русский, казахский, английский. Новости публикуют каждые 3-4 часа. В обсуждениях участвуют как представители государственных предприятий, так и простые граждане страны. Количество подписчиков – 4 287 человек.
Самая активная социальная страница в Facebook, работает в полном объеме на русском и казахском языках. Ежедневная публикация новостей и событий. Социальная страница наполнена интересными дополнениями, фото и видео материалами, сообществами и площадками для общения с клиентами. Количество подписчиков – 4 982 человек.
Раскрытие информации на корпоративном веб – сайте:
1) годовые отчеты Общества;
2) общая информация об Общества: миссия Общества, основные задачи, цели и виды деятельности Общества, размер собственного капитала, размер активов, чистый доход и численность работников Общества;
3) публичная версия стратегии развития Общества;
4) приоритетные направления деятельности Общества;
5) решение о создании Общества;
6) Устав Общества, а также изменения и дополнения, внесенные в Устав Общества;
7) внутренние документы, регулирующие деятельность органов Общества;
8) кодекс корпоративного управления Общества;
9) кодекс деловой этики Общества и информация о механизмах, направленных на обеспечение соблюдения кодекса деловой этики Общества;
10) политика управления рисками;
11) положение о комитетах Совета директоров Общества;
12) положение о службе внутреннего аудита;
13) организационная структура Общества;
14) дивидендная политика Общества;
15) анализ и оценка руководством финансово – хозяйственной деятельности Общества;
16) список и информация о дочерних компаниях;
17) новости и пресс – релизы;
18) документ, определяющий информационную политику и информация о регулярности рассмотрения Советом директоров Общества отчетов о прозрачности компании и эффективности процессов раскрытия информации.
Внутренние коммуникации:
Компания проводит масштабную работу по налаживанию и регулированию внутренних коммуникаций, так как штат сотрудников по Казахстану составляет 159 000 человек, в Центральном аппарате компании около 5000 сотрудников.
Мероприятия: Ежегодно начиная с 2009 года, компания проводит масштабное внутрикорпоративное мероприятие «Жігіт султаны» в Астане, куда съезжаются мужчины со всего Казахстана, чтобы рассказать и показать свои таланты. Участники мероприятия культурно, интеллектуально и спортивно борются за первые места и памятные призы.
День железнодорожника – профессиональный праздник, который отмечается всегда внутри компании. Каждый год его празднуют по-особенному ярко: конкурсы, участие детей сотрудников, выставки, розыгрыши и призы. Подобные масштабные праздники сближают сотрудников по всему Казахстану и являются эффективным внутрикорпоративным средством коммуникации.
Пресса: отраслевая газета «Қазақстан темір жолшысы» - старейшая Республиканская транспортная газета Казахстана, выпускается с 12 мая 1931 года. Тираж 3 раза в неделю (вторник, четверг, суббота) - 30.466 экземпляров по 8 полос. Язык – государственный, русский. Читательская аудитория от 23 до 75 лет, все игроки транспортного рынка.
Газета «Қазақстан темір жолы» не является корпоративным изданием компании, но АО «НК «КТЖ» выделяет средства из бюджета для ее финансирования. Именно этой отраслевой газете пришлось взять на себя функции корпоративной газеты, и она исправно выполняет ее уже на протяжении десятков лет.
Синтез корпоративной и отраслевой газеты представляет собой «Қазақстан темір жолшысы». К примеру, на страницах газеты публикуются новости Министерства транспорта и коммуникаций РК, а это ведомство курирует автомобильный, железнодорожный, авиа и морской транспорт. Совещания, коллегии Минтранскома освещаются на страницах издания. Конкуренции АО «НК «Қазақстан темір жолы» нет. Но газеты публикует проблемы, успехи, планы компании и ее дочерних предприятий, которые тесно связаны с железнодорожной отраслью. Это и вагоноремонтные предприятия, предприятия, обеспечивающие перевозочные процессы, как пассажиров, так и грузов.
Реклама: LED - экран на стенобатной части административного здания КТЖ; Бегущие строчки на табло в административном здании - (3 шт.); Информационная политика дня (ежедневно).
Внешние коммуникации:
Пресса: журналы «ТрансЭкспрессКазахстан», «Время в пути», «Транслогистик».
Мероприятия: Пресс – конференции, посвящённые разным событиям, круглые столы с освещением в средствах массовых информаций, встречи с представителями Единственного акционерного общества, инвесторами, инвестиционными аналитиками, представителями органов государственной власти. Общество стремиться максимально активно участвовать в работе казахстанских и международных конференций и форумов.
Следуя принципам корпоративной социальной ответственности, Компания уделяет особое внимание благотворительным проектам и акциям.
На постоянной̆ основе проводятся благотворительные акции: «Твори добро!», «Грант руководителя», «Дорогой̆ милосердия!», «Детям в школу!». Компания сотрудничает с благотворительными фондами «Аяла», «Үміт-Надежда», «Мирас-А», организациями ветеранов.
Компания реализует несколько социальных проектов:
«Проект-менеджмент» направлен на поиск инновационных идей, проектов и талантливых молодых людей, обладающих высоким уровнем профессиональной компетенции. «Проект-менеджмент» учит молодежь грамотно инициировать, планировать, управлять и презентовать проекты, а также позволит проявить себя в ходе подготовки и проведения форумов молодежи АО «НК «КТЖ».
С 2012 года программа «Проект - менеджмент» проводится на уникальной информационной платформе в Интернете – «Системе 4i» (Информационный Инкубатор Инновационных Идей). И то, что раньше делалось «вручную» – сбор заявок на конкурс, сбор проектов для оценки экспертам и т.д., – на данный момент автоматизировано. АО «НК «КТЖ» первое в Казахстане внедрило эту систему, в настоящее время АО «Самрук - Қазына» на базе аналогичной информационной площадки проводит конкурс «Инновационный Казахстан». Все участвующие в конкурсе проекты создаются с помощью интерактивных средств и инструментов системы, и здесь же проходят предварительную оценку.
В 2012 году с Центрального аппарата привлечены к оценке свыше 120 экспертов. «Будущие управленцы» – проект, нацеленный на создание необходимых условий для формирования в молодежной среде качественно нового типа работников: лидеров, людей с новой ментальностью, прогрессивно мыслящих, активных, стремящихся к развитию и построению профессиональной карьеры. Механизмом реализации данных Программ является проведение региональных и республиканских Форумов молодежи, выявление лучших проектов для презентации и дальнейшего внедрения на местах.
Активные участники и создатели лучших проектов отбираются для участия в Республиканском Молодежном Форуме в г. Астана. По итогам 2011–2012 гг. по указанным программам прошли обучение у опытных тренеров около 2250 молодых сотрудников Компании. В рамках Молодежной политики Компании обучены более 950 молодых работников. Из числа лучших участников ІІІ Республиканского форума 5 переведены на вышестоящие должности, 2 проекта получили поддержку для внедрения в Компании, 17 молодых работников будут направлены на повышение квалификации в РК и за рубежом, 17 – зачислены в кадровый резерв. Кроме того, компания продолжает реализовывать совместно с Министерством здравоохранения и Министерством по чрезвычайным ситуациям проекты специализированных медицинских поездов «Денсаулық», «Жәрдем» и «Саламатты Қазақстан». В 2012 году медицинскими поездами оказана медицинская помощь более 60 000 жителям 235 станций. Проведено 5 телеконференций из поезда «Саламатты Қазақстан» с участием лучших специалистов ведущих республиканских клиник городов Астана и Алматы.
Развитие молодежной политики компании:
Сегодня в акционерном обществе «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» работают свыше 37 тысяч молодых сотрудников, в возрасте до 30 лет.
Ключевым элементом развития кадрового потенциала Компании является системная реализация корпоративной молодежной политики.
Основой работы с молодежью в Компании является Программа молодежной Политики принятая на 2012-2015 годы, которая состоит из комплекса программ направленных на улучшение профессиональных навыков, поднятие корпоративного духа, развитие системы привлечения молодежи, ее эффективной адаптации и закрепления в Компании, вовлечение молодежи в решение корпоративных задач, развитие международного молодежного сотрудничества, духовно-нравственное, патриотическое воспитание молодежи, а также продвижение ценностей здорового образа жизни и спорта среди молодежи.
Целью Программы является содействие стратегическому развитию акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» за счет обеспечения Компании необходимым количеством молодых работников, обладающих требуемыми профессиональными навыками и корпоративными компетенциями, разделяющих корпоративные ценности Компании и вовлеченных в решение корпоративных задач.
Для решения актуальных проблем и координации деятельности участников молодежной политики Компании в 2008 году создан консультативный орган - Совет по делам молодежи при Президенте Компании. Задачами Совета является определение приоритетов по формированию и реализации комплексной политики в отношении молодых работников, анализ эффективности реализации молодежной политики и разработка рекомендаций по ее совершенствованию, а также обсуждение иных важных вопросов, касающихся молодых работников Компании. В данное время во всех регионах страны, а также в дочерних организациях Компании активно работают региональные представители Совета.
Создан Совет Молодежного крыла «Жас Отан», который является консультативно-совещательным органом первичной партийной организации АО «НК «КТЖ» Народно-Демократической партии «Нұр Отан» по вопросам молодежной политики. Реализуемые основные программы в рамках Молодежной политики является - «Проект менеджмент», «Будущие управленцы», корпоративный лагерь «Сен болмасаң, кім?», движение КВН. Данные программы реализовывались в течении 2009-2012 года и были существенно усовершенствованы. Каждый молодежный проект развивается, приобретая новые качества и открывая молодежи новые возможности.
«Сен болмасаң, кім?» - это широкомасштабная площадка интеграции молодых людей, интересующихся политикой, экономикой, инновациями, общественной жизнью и гражданскими инициативами.
Цель программы – укрепление корпоративного духа, создание мотивации для сплочения молодых сотрудников, развитие навыков, повышения инициативности молодых сотрудников, закрепление позиции «Я нужен Компании».
«Будущие управленцы» - проект, нацеленный на создание необходимых условий для формирования в молодежной среде качественно нового типа работников: лидеров, людей с новой ментальностью, прогрессивно мыслящих, активных, стремящихся к развитию и построению профессиональной карьеры.
Компания уделяет огромное значение социальному обеспечению работников и молодежи, которое включает в себя: обеспечение жильем молодых специалистов Компании (предоставление и реализация жилища работникам Компании на льготных условиях, предоставление арендного жилья, предоставление служебного жилья с возможностью последующего выкупа); предоставление образовательных грантов и именных стипендии Президента Компании; профессиональное обучение молодежи, оказание молодым специалистам – железнодорожникам, прибывшим на работу на станции 3, 4, 5 классов, обгонные пункты и разъезды, материальной помощи на обустройство в размере 25 МРП; 20-процентная надбавка к тарифным ставкам (окладам) молодых специалистов, направленных на станции 3, 4, 5 классов и раздельные пункты, в течение первых двух лет работы; для закрепления кадров на линейных станциях и раздельных пунктах предусматривать меры по обеспечению их жильем; оказание материальной помощи в связи с рождением, усыновлением/удочерением ребенка – в размере двукратной минимальной заработной платы, а при рождении у работника двух или более детей – в размере трехкратной минимальной заработной платы за каждого ребенка.
Главная цель – сформировать новое поколение железнодорожников XXI века, ответственных и амбициозных профессионалов, способных развивать Компанию и расти вместе с ней.
Акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» большое внимание уделяет подрастающему поколению, так как дети железнодорожников в будущем, возможно пойдут по стопам своих родителей и внесут значительный вклад в развитие железнодорожной отрасли. АО «НК «КТЖ» ежегодно организовывает мероприятия для детей, направленные на повышение имиджа работника железной дороги среди подрастающего поколения. Одним из таких мероприятий является проведение дня открытых дверей с праздничным представлением в рамках празднования Дня защиты детей. Кроме того, проводятся различные конкурсы с участием детей работников, конкурс детского рисунка «Балауса болашақ», стихов и рассказов «Золотое перо», талантов и красоты «Детская улыбка Қазақстан темір жолы» и «Қазақстан темір жолының балғын аруы мен сұлтаны». АО «НК «КТЖ» также ежегодно осуществляют организацию новогодних мероприятий с предоставлением подарков.
Уделяя большое внимание развитию и оздоровлению детей в период школьных каникул, АО «НК «КТЖ» обеспечивает детей работников путевками в детские оздоровительные центры Республики Казахстан и стран дальнего зарубежья: Болгария, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Шри Ланка и Королевство Тайланд, чтобы в свободное от учебы время дети могли пройти курс оздоровления, весело и интересно провести время.
Медицинское обслуживание:
Национальная компания обеспечивает своих сотрудников медицинской помощью. С 2010 года акционерным обществом «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» в совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан реализуется проект по курсированию медицинских поездов. Социальный проект необычен по своей сути, поскольку впервые предложен принципиально новый вид мобильной многопрофильной специализированной консультативно-диагностической помощи работникам железнодорожного транспорта и членам их семей, городскому и сельскому населению отдаленных мест проживания.
Антикризисный PR:
Каждая компания или организация имеет свои успехи и падения. Внезапно возникает ситуация, когда компания попадает в центр недоброжелательного внимания со стороны СМИ и общественности. Выход из этого должен быть оперативным и главное эффективным.
Национальная компания «Қазақстан Темір Жолы» в 2008 году переживала кризисный момент со стороны общественности. Средства массовой информации писали о том, что компания коррумпирована, что сотрудники компании подкупные и работа на предприятиях ведется не в полную силу. Отдел по связям с общественностью срабатывал незамедлительно и проводились следующие мероприятия:
- Обращение директора департамента внутреннего протокола и связи с общественностью, Ойшибаевой Жанны Бакбыгуловной общественности и СМИ о прозрачности работы сотрудников компании;
- Освещение работы на предприятии компании;
- Мониторинг негативных статей;
- Ежедневная публикация положительных новостей.
В 2008 – 2009 год в компании были положительные события такие как: Строительство железнодорожной линии Коргас-Жетыген, Завод по сборке локомотивов в городе Астане «Локомотив құрастыру зауыты», что позволило потушить негативное внимание со стороны общественности.
Сегодня национальная компания «Қазақстан Темір Жолы» является высокоэффективной национально транспортной корпорацией Казахстана, соответствующей лучшей мировой практике ведения бизнеса и отвечающая требованиям Единственного акционера.
Компания оперирует магистральной сетью железных дорог протяженностью более 14,8 тыс км. А также управляет морским портом, 11 аэропортами Казахстана, Специальной экономической зоной «Хоргос – Восточные ворота» и Международным центром приграничной торговли «Хоргос».
Планирование создания сети региональных транспортно- логистических центров, соединяющих Казахстан с ведущими транспортными хабами мира.
Развитие магистральной инфраструктуры, межгосударственных стыковых пунктов и морского порта Актау на стратегических международных направлениях позволяет увеличить экспортный и транзитный потенциал Казахстана.
Обществом разработана Стратегия развития 11 аэропортов с детальной проработкой финансовой эффективности и комплексного взаимодействия аэропортов и мультимодальной компании, по итогам которой определена потребность в региональных аэропортах с точки зрения транспортно-логистических решений.
Начата разработка ТЭО строительства транспортно – логистических центров в регионах Республики Казахстан, где сосредоточены наибольшие грузопотоки.
В заключение необходимо отметить, что национальная компания работает в больших масштабах республики. Штат сотрудников достигает 159 000 человек, несмотря на это компания выполняет эффективную внутреннюю и внешнюю коммуникацию. Занимается социальным и медицинским обеспечением сотрудников, выполняет полное достоверное раскрытие информации о деятельности компании своей общественности, выстраивает стратегию дальнейшего развития на новый уровень.
Акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан Темір Жолы» проводит работу по изменению стиля и названия корпорации, так как масштабы деятельности компании значительно выросли. Необходимо провести ребрендинг компании, это объясняется тем, что нынешнее название компании с казахского языка переводиться как: Железная Дорога Казахстана, но сегодня, в руках компании не только железная дорога, но и морской порт Актау, автодороги и аэропорты Казахстана.
Айгерим МАКАШЕВА