Жиембет батыр

28.10.2016 10479
Табыл Кулыяс

Начало

Как говорится «Перед смертью не надышешься». И наверно сказано не зря. При жизни человек попадает в разные ситуации, которые поджидают его на каждом шагу, вынуждая на борьбу за выживание. Мечтает о хорошем, о счастье, но когда же достигнет это счастье?! Хитрецы выпячивающие грудь, которым чуждо чувство страха, ставят кого-нибудь друг против друга и из этого извлекают для себя пользу. Не зря мудрость степи гласит: «Язык - как острый меч без ножен, на поводу его пойти не очень сложно». Ненавистников много, считающих этот мир только своим подлецов тоже хватает. Они пряча свои подлинные мысли действуют так, чтобы не было повода придраться, но изучив твои слабые стороны ставят преграды на пути к чистой истине. Подстраиваясь под ужасающий народ страх, становятся миленькими, ожидая твоей ошибки, думают о том, как бы понравиться тебе. Честные люди ломая голову хоть и мечтают об установлении справедливости, но никогда не могут этого достичь. Говорящие об пороках  негодяев в лицо обжигающих их щеки никуда не могут деться от оков напастей. В трудные дни от кого ждать помощи Жиембету, знающему, что из-за своей прямолинейности звезды не соблаговолят ему? В течение жизни душа приспособившегося больше всего к господству лицемера полна ликований. Тяжелая злоба так и свербит с его лица. Жиембет никогда не забывает о чистоте совести. Душа его полна светлых чувств. Человек с подлыми чувствами вырывает хлеб слабых из их рук. Зависимые вот так от бессилия и покорились господству других. Их кровь попили жестокие кровопийцы. Кровь человека прилипшая к лезвию сабли с далеких времен так и не смылась. Печальный дух сгорел от бессилья, если прикажет хан, то покоришься. Не давая врагу садиться на голову, думаешь о своих героических победах с упавшим духом. Кто остановит греховодную лодку истории? Не скажешь даже негодяю который постоянно вставляет палки тебе в колеса "что кичишься? Или имеешь на меня зуб?" Если господствующие пошлют все напасти на одну твою голову, то из-за их пакости твой героизм и поэтический дар так и останутся в тени. Из-за ледяных слов приносящих тяжелые последствия Жиембет впадет в досаду, как ударивший человек свой кинжал об камень и замкнется в себе. Когда-то сказанные слова о вечной дружбе сегодня забыты, он один на один оставшись с бедой уходит вдаль. Помышлял ли он, что впереди его ждут такие мученья? Нет, никогда. Кто и как теперь услышит слова полных истины, остается только советоваться со своей тенью, как беженец, бродяга, изгой. В голове боль, а в глазах слезы. Времена сейчас змеинные, эпоха - скандальная, в веках хватает человеческой подлости, от которых все драгоценные чувства разбиваются в дребезги. В округе ходят те, которые хотят и тебя и справедливость свести в могилу, те которые стараются свернуть крылья способным взмыть в высь, завистливые которые пытаются многих людей сбить с правильного пути. Повсюду хитрость, коварство, подлость следующее за тобой по пятам. Сейчас и батыра и бия не сложно скинуть с любой высоты, заставить страдать и плакать слабых. Когда ни за что не прочто подвергается наказанью сам себя жалеет человек. Глаза видели неравенство черную как ночь. Пока не восторжествует историческая истина, подлость не сдвинется со своего трона. У неба тоже есть глаза, но растолстевшие от сатанинских мыслей незнают об этом.

На пути к богатству, легкой наживе возникли много войн, склок, земля задыхается от человеческой крови. Проигравшие становятся рабами, рабынями. Сверкающие клинки приводят в ужас. У таких истинных батыров как Жиембет есть особенная, мощная сила защишать свою землю, свой народ, несметные казахские батыры могут остановить врага. Вот только у подлости есть свой скрытый яд, который опрыскивает все и изнутри и снаружи, этот яд распостраняется от враждебности, зависти, завистливости, мстительности, от борьбы за богатства, от невежества. Глупые считают себя могущественнее всех. Подлый человек подставив подножку батыру считает себя тоже батыром. Не вздрогнув угнетает, хуже хищников дерет свой народ. Кому понравятся чистые помыслы Жиембета, считающего народ своим счастьем, удачей, и заботящийся о нем. Подлость победила истину, истина проиграла в ноль, ей подлость огласила приговор. Будет ли реветь в могиле пакостник от того? Если и убьешь серую змею, все равно она обовьет твои ноги. Еще с тех времен с глаз справедливости текут кровяные слезы.

История западного края отпечаталась на сердце Жиембета письмом. Единство народа состоявшего из девятнадцати родов и занимавших  6,5 миллионов квадратных метров земли сохранял  род Тана. Бии вышедшие из этого рода – Сапай Кудайбергенов, Токбай Кунтуов, Кожай Кожамияров, волостные – Сары Есимов, Ниеталы Есимов, Жанали Сангырыков летовали и зимовали до Самарской земли растя скот и жив по соседству с русскими. В западном крае до русских границ у рода Байулы насчитывалось 9700 очагов и 56200 человек. С проходом десяти лет последняя цифра дошла 95300 человек. Это явилось вследствие установившегося мира. Скот который они выростили стал больше двух миллионов. Большая когорта народа через торговый караван "Шелковый путь" проводили в год два раза ярмарки, в которых участвовали и казахи и русские. Там летом стоимость покупки товара была 1718200, а продажи 248930 рублей. По законам экономического сотрудничества двух стран для больших распрей не открывалась дорога.  Усилившего такой мир и внесшего вклад в дружбу народов имя Бортогаша, имена его потомков стоит высоко не только в истории Западного Казахстана, но и в истории всей казахской земли. Предки Бортогаша – батыры Алау и Тана думая о родной земле и своем народе, не боясь пуль и огня отдали всю свою жизнь, чтобы народ жил в мире. В свое время служившие в Орде 60 бии, имевший чин тархана Бекболат Байшеркесов, Караш Аканов, Кудайберген Кенжебаев, Сердалы Сеитов, кавалер ордена имени Анны 1-ой степени Акболат Сангырыков служили справедливо и честно не только роду Байулы, но и другим девятнадцати родам. Это традиция им передалась от прежних, справедливых биев. Наверно торговые отношения русских и казахов, искусство, культура, обычаи и традиции, честность, правила, воспитательные связи или воиственная храбростьтак увлекли Борбора Иосафата, что он приехав в 1413 году прожил на казахской земле до 1494 года и написал книгу «Путешествие в Тану». Также английский художник Томас Уитлам Аткинсон, французские писатели, шведские ученые написали и оставили ценные исторические сведения о казахах.  

Так как этот факт возвышает степень исторической личности, хочется отметить, что и стихи Жиембета были переведены на русский язык. История казахов также оценила его личность как батыра Жиембета, поэта Жиембета, бия Жиембета, композитора, кернеиста, предводителя армии Жиембета, священного, сильного духом человека. 

 

ЖИЕМБЕТ – Человек - Легенда

 

В легендах, в письменных манускриптах, в разных родословных описывающийся как батыр, поэт, жыршы, композитор, предводитель армии, главный бий Жиембет – историческая личность во времена Есим хана думающая о своем народе. Его личность можно найти в исторических записях русских послов, в стихах переведенных на русский язык, прочитав которые будешь истинно признательным его личности.  В стиле Жиембета пел Махамбет, а намного позже Олжас. Например, если Жиембет говорил: «Перееду я В Арку, моим лозунгом будет – Алаш», то Махамбет пел: «Сильный духом воин увидев врага сметет его как ураган». Этими своими словами они потвердили свою воинственость и любовь к родному народу.  

Мы поэтичный, воинственный народ. Так говорит наша история. Пример этому легенда об воинственности, об полководческих способностях Жиембета. Один из известных казахских ученых Х. Суюншалиев в статье вышедшей в газете «Қазақ әдебиеті» от 2 июля 1993 года писал: «Жиембет – справедливый бий, острословный жырау, сильный духом батыр. Когда Карасай попал в плен выкрики батыров Жиембета, Конырата, Алатауа «Жаксыгул! Жаксыгул!» не просто выкрики. Услышав это Жаксыгул сбил с ног калмакского батыра Докира. В жыре Жиембета «Высокорослый воин Есим» также говорится об Жаксыгул Шабайулы как об метком стрелке, об батыре незнающем страх.

Во времена Есим хана в 1620, 1627, 1628, 1638 годы войны с калмаками воины под началом Жиембета одерживали крупные победы. (Богоявленский С.К. Материалы по истории калмыков в первой половине XVII в. // Исторические записки. 1939. стр. 60-72). Автор в своих записях отмечает и жыры-толгауы Жиембета.

Ученый Мамытбек Калдыбаев основываясь на двух дастанах акына Казангапа Байболулы "Высокорослый воин Есим", "История Толе би" отмечает в своей книге "Толе би" несколько человек участвовавших в Орбулакской битве. И один из них - Жиембет.

 

Бортугалиулы Жиембет,

Знавшие говорят, что он Алшын,

 

так воспевает Казангап. Опираясь на Казыбек Тауасарулы мы узнаем, что "Учавствовавший в Орбулакской битве и в Ташкентской битве один Жиембет и что он знаменитый жырау Жиембет, только не Бортугалиулы, а по Суюншалиеву ("Период становления казахской литературы" 1967, 95-страница) Биртогашулы, по Магауину Бортогашулы. М. Магауин в своей книге «Напевы кобыза» (1968, 50-страница) пишет: «Жиембет – один из главных персонажей жыра «Высокорослый воин Есим». Значит, Жиембет был верным батыром, предводителем войска как Есим хана, так и Салкам Жангира. Во многих исторических рукописях и исследователи, и историки, начиная с Шокана Уалиханова продолжая Суюншалиевым, Казыбеком Тауасарулы, Ж. Коргасбеком высоко отмечено, что в первые периоды ханского времени имя Жиембета было на особом счету, и не только как акына, композитора, его имя кочевало из века в век, как и организовавшего двенадцать биев хана Есим на написание закона и учавствовавшего непосредственно в этом процессе. В натаскивание воинов искусству войны, особенно в обучение мастерству в поединке один на один Жиембет внес немалый вклад.

Из одних источников следует, что Жиембет в гуляниях в урочище Казыгурт познакомился со своей старшей женой Есенкыз, во время усилившейся симпатии к ней он встретив Есима становится его другом, что Жиембет находил быстрый язык с окружающими его людьми и вообще все, кто был отмечен в этом абзаце были счастливы в это время. То, что воины которыми руководил Жиембет, а особенно Шолан батыр могли свободно входить в ханский шатер, советоваться там, и находили поддержку от Есима это во многом благодаря уму и таланту Жиембета. Кто не посчитает равным себе человека у которого море ума и не подружится с ним? Есть знакомство, есть испытание на прочность, есть близость характера, если кони понимают друг друга на своем языке, то люди находят общий язык в процессе обсуждения чего нибудь. Об такой удали когда пришел подходящий момент Есим хан рассказал и Тауекел хану заочно ознакомив с характером Жиембета. Таким образом Жиембет побывал в библиотеках и почерпнул из них много жизненых примеров о вечно добрых делах, запомнил гуманные мысли великих мыслителей.  Встреча Жиембета на веселых гулянках с Есенкыз, развитие чувств влюбленных сердец через Есим хана сопутствовало видно и приближению к ханскому дворцу. «Пусть трудится в ханском дворце, если будет силен в воинском искусстве будет предводителем войска» так передал через Есима Жиембету Тауекел хан. Как говорится настоящего воина оценит настоящий воин. Участвовавший в ханском дворце в вопросах власти Жиембет после этого как писали историки участвовал и в подавление восстания хана Ташкента Турсына. Из этого следует, что Жиембет проявив свою удаль и мастерство решал  кризисные вопросы, запутанные распри, дела где невозможно было не пролить кровь со справедливостью. Это время свободного правления Младшим жузом Жиембета и имевшего пять тысяч воинов доказывает, что он был высокой личностью ханской эпохи. Не говоря о другом «В истории КазССР» «Он настоящий воин, защитник народа повидавшего горя от ханской власти.  Спрашивавший цену за раба убиенного Есимом, пошедший против хана и в итоге вынудивший признать хана свое преступление также Жиембет. «Убивший раба которого никто не оплакнет и не спросит за это Есим был вынужден попросить прощение у Жиембета» написано там. Этот факт ли не потверждает справедливость храброго батыра?! В вышедшем в 1908 году сборнике «Хорошая агитация» Жиембет разозленый на неправильные дела хана говорит:

 

Есим, тебе дали силу

Мои советы.

Когда ты стал воспринимать мир

Я был твоей поддержкой,

Был опорой тебе

Из этого следует, что Есим и Жиембет росли и молодость провели вместе. Как говорится «Горы и камни портит ветер, человечество портят сплетни». Человека созданного из мяса и костей порождает на вражду неудовлетворенность и азарт. Красивую девушку подаренную Калмакским ханом Есиму встретит на пути и заберет с собой Жолымбет батыр. Есим не простив такую наглость Жолымбет батыра задумает посадить его в темницу и убить. Услышавший это Жиембет отправившись вызволять родного братишку сказав:

 

Приказ твой жесток, Есим хан

               Разгневавшись ты отдал приказ

               Принести себе голову батыра

               И напиться его крови,

Кинуть его тело в костер.

Не один рожден я,

О, хан, твои действия неправильны.

Жолымбет с тигринным сердцем

Не подходит для жертвы.

Он встретил дар твой посланный калмаками

Твое хотенье угодить калмакам

Которые нам не родня не идет.

Много народу собралось

Остановить твой гнев.

Их привел не кто иной,

А твой би Жиембет.

Мы пригнали свой скот

Собрав с разных земель.

Двенадцати родовые Байулы,

Поклонились только одному танири -

 

дав взятку остановил хана и освободил Жолымбета. Но после этого понявший, что вражда не приведет к хорошему Жолымбет собрав своих родственников и близких переехал в Хорезмские места. Из-за одной женщины многие батыры покинули приближение хана, а Жиембет указом хана был сослан в Ители. Жиембет не мог не покориться закону созданому биями, следуя которому нельзя идти против хана и опускать его авторитет.

В легендах и письменах говорится, что предводитель войска, доблестный батыр, жыршы, композитор находясь в ссылке женился, и от этого брака родились его потомки называющиеся Итель Баймурат. В легендах которые на устах народа про Жиембета говорится, что он путешественник оставивший после себя много  афоризмов. То, что Жиембет нетерпел кривые действия ханской политики видимо обьясняется его непомерной храбростью и тем временем верой в свой многочисленный народ – Алаш,  и в умение сравнивания природу своего народа с другими народами и извлечение из этого нужных мыслей. Легенда о том, что Жиембет Бортогашулы каким бы трудным бы не был спор решал его со справедливостью не спроста взята.  Что говорить, газеты часто поднимают тему названия известного всем Индерского района Атырауской области именем Жиембета. Один из крупных казахских ученых Х. Суюншалиев пишет: «Основные места проживания Жиембета местечка Байбарак, Байшорек. Зимовка – вершина Есим на берегу Урала. Летом ауыл Жиембета стоял на берегу Ембы-Сагыз. Основываясь на этом можно говорить, что желание жителей Индерского района выполнила бы наш долг перед историей и вернула ба то что у нас нет сейчас. Как говорится «В простых домах рождаются ученые» детство Жиембета прошло на берегу Урала. Большой жизненый путь начинается с детства, с фантазии у которой крылья птицы.

Детство и Жиембета началось с простой, высоко ставившей честь казахской семьи...

 

Звезды Которые горят в глазах

 

Мальчик гонявшийся за бабочкой споткнувшись об камень с величиной головы барана упал. Встав промолвил «Тфа, биссимилля». Плюнул в разные стороны. Упрекнул себя за невнимательность. Его мать часто предупреждает бегать осторожно. Немножко заболело колено. Что переживать - сколько раз падал, столько же раз болело и заживало. Бабочка сколько за ней не гоняйся запрятавшись в густых зарослях не дает себя поймать. Положив указательный палец в рот и подумав так, по старой дороге уже следя, что под ногами побежал назад.

Ауыл прикочевал к этой летовке совсем недавно. Поэтому ароматный запах растений так и дразнит нос. Его отец говорит, что здесь очень много ревня и других таких полезных растений. На эти растения садятся бабочки. И кроме них хватает разной живности. Мать без конца повторяет быть осторожным от укуса змеи. Но разве послушает это заигравшийся ребенок? У него неуемное желанье узнать, познать все. Прочесав всю округу думает - останавливались ли здесь раньше люди? Вроде не заметно старых кочевий. Недавно в низине заметил колодец. Его удивила чеп-черная вода в нем. «Как это так?» думает мальчик бормоча. Без конца заглядывает в колодец. Иногда даже рискует упасть. В это время мама зовет своих детей и скот выходит на пастбище. Отец советует скотникам использовать пастбище с полезными для скота густыми зарослями осоки, изеня и полыни как надо. «Это же не быстровысухающий ковыль который растет  в пустынном месте и не приносит пользу в выращивание скота» обьясняет дельно отец.

Что и говорить, душа и взрослых и детей никак не может нарадоваться новому поселению, новой летовке. В тот день Жиембет наигравшись в степи сильно устал и когда солнце садилось за горизонт крепко уснул. Перед сном по старой привычке взяв в руки домбру и немного поиграв на ней как бы ощутил прилив бодрости. Во сне увидел старый колодец заполненный золотом до краев.  Золото притягивающее глаз так и играло на воде переливаясь с лучами солнца. Будто увидев золото в руках аульного мастера делающего изделия из золота и серебра захотел подержать его. Ринулся, но глаза помутнели. Ринулся еще раз... В это время поверх золота видит змею. Она выпуская свое жало хочет напасть на него. Показалось что она обвила его руку, «отец!» вскрикнул он. От испуга проснувшись и быстро помывшись сказал отцу:

– Играясь вдоль старой дороги я видел старый колодец. В моем сне в нем лежит много золото, давай пойдем туда.

Бросив печальный взгляд на сына:

– В степи не бывает бесхозного золота.

– Бывает..

– Не говори слова не убедившись в своей правоте, то, что видишь во сне не считается истиной.

– То что я вижу во сне часто сбывается. Во сне же я играл на домбре и наяву быстро научился играть. Во сне сочинял стихи и наяву повторил их.

Захотелось ли Бортогашу погулять в степи или проверить слова сына, он взяв на вооружение слова «Дите которое станет человеком еще лежа в колыбели неуемно» прошел порядок верст по старой дороге. Дойдя до старого колодца посмотрел по сторонам, увидев черное масло в колодце:

– Сынок, и черное масло – золото, ты это правильно заметил. Если зачерпнешь его ведром – оно непомерное богатство для истопки...

– За ним есть много золота.

– Говоришь золото, посмотрим.

– Золото.

 – Ладно, пусть так и будет.

В это время из-за пригорка показался всадник на саврасой лошади с борзой собакой. Он приблизился к белоснежным юртам установленым по порядку. Сверкающие юрты баев стоят отдельно. Красивый дом Бортогаша стоит в начале. Ауыл известен многим соседним ханствам как мирный, живущий в согласии, населяющий воинственый народ рода Алшын. Путник вроде не гонец, а охотник.

– Кто нибудь есть? Ответьте!

– Доброго пути, путник!

– Спасибо! Священый бай у которого много верблюдов – увидев много скота решил оттрапезничать здесь. Из какого вы рода? – сказав так путник слез с лошади и поздоровался с встречающим.

– Мы - Алшыны.

– Скажи еще наш боевой клич «Алаш». Видно владеешь словом. В легенде которая на устах народа говорится:

 

«Когда Алаш стал алашом

Когда пегая двухлетка стала конем

Когда были двухлетка без клейма,

И без метки баран

Жил Алаша хан...»

 

В то древнее время на нашей земле жил Субетай батыр. Я происхожу из его рода. Наша история начинается с племени Сармат. Как говорят в давние времена в ханской ставке было 120 тысяч воинов, сильно ли ваше войско? Младшего сына Котанбая звали  Алшын, говорят он своим преводсходством и батырской удалью сохранил свой народ, - сказав так гость как бы проверил душевный мир проворного парня встретившего его. «Опора Ногайской орды, не дающих врагу топтать свои земли, не знающих страха перед многочисленым вооруженым войском, преемники ли они Алау батыра? Да, каждый из них мужественый батыр. Молодцы, они сейчас сохраняют широкую степь от натисков врагов. Их история глубока – начинается от древнего племени аланов. Называясь «Река Кердери», «Море Кердери» до племен алшын у них говорят было два города. Что ни говори, об этом народе можно говорить с гордостью, хвалить их, ведь он превосходный, родивщийся под счастливой звездой народ» сказав так гость обратился к парню встретившего его:

– В первую очередь поздороваюсь с предводителем народа Бортогашом.

Пришедшего с дружбой человека Бортогаш встречает с открытой душой. Вот и в этот раз он встав с места встретил гостя с распростертыми обьятими. Поздоровавшись усадил его на почетное место. Весь народ следит за каждым словом Бортогаша, поэтому он не дает волю словам, до того как хорошо не познакомится с гостем. Да и скручивший усы и погладивший бороду гость не спешил. Оцепив ремень накидки и положив рядом:

– В мире ли живет твой многочисленый народ? Когда человек сыт и одет он наслаждается своим делом, - сказал он.

– Если народ живет в мире подлые мысли врагов об завоевании не осуществлятся. Где есть богатства найдутся и те которые захотят отобрать их. Найдутся и такие, которые узнав твои слабые места захотят захватить в рабство твой народ. Чего не желает человек? Кто понимает слово «Чем наживаться делая подлость, чистотой своей причиняй себе вред?» Понимая и чувствуя это мы можем защититься. Наших копьеметов, саблистов, и шокпаристов мы обучаем этому делу сызмальства. Хотим сохранить в полную силу порядок и воспитание каганства доставшееся нам от предков.

– Нет сожаленья если власть не уходя из рук аристократов переходит от отца к сыну. Как говорится «Без ржавчины не бывает турков, без борика не бывает головы». В обиходе называют «Ржавчину» - простым народом, а «Голову» - аристократами. Если сильна армия, сильны беки и предводители армии, то и народ будет процветать.

– Мы хотим использовать во всю мощь оставшуюся от государства Золотой Орды единство. У нас есть связь с городами Бату-Сарай, Берке-Сарай, Кериш, Ургениш, Хорезм, Сыганак и с такими государствами как Индия и Персия.

В это время Жиембет сидя на посеребреном, с костевыми орнаментами большом сундуке перелистывал книги собраные на нем. Разные музыкальные инструменты висели на кереге и стояли возле подушек расположеных у почетного места. Гость как бы почувствовав в доме предводителя рода свет исскуства и литературы разбивающих ночь обрадовался. Маленькая домбра путника заговорила языком сказок, легенд, жыр-толгауов иногда и кюями. Много знающий старец переступив этот порог умилился теплому приему главы народа, обстановкой вокруг, порядком и воспитанием его потомков и от этого его открытый лик как буд-то еще больше расцвел.

– Берег Яика близок, да и теплый ветер пресный и мягкий. Ех, остался бы многочисленый народ навсегда здесь, на этой прекрасной земле на благо себе. Если ваше оружие и лошади будут всегда наготове, то враг один раз проиграв, второй раз не сунется сюда.

– У нас есть мастера делающие оружие. Наша оборона и стены крепки. Мы же наследники Золотой Орды. В широком регионе есть земледельцы, караваны проходят через нас. Кердери странствуя по миру развивают торговые отношения. Индийские шелк и чай, музыкальные инструменты доступны нам. Молодежь освободившись от религиозных учений старается овладеть уроками армейской службы и исскуством.

– Холмы Урала – текущая рядом и впадающая в Яик речка, все здесь наполнено изобилием. Как говорится «Огонь – худ, вода – богатство». Только пусть вас обходят разные напасти. Пусть принесет вам благо ваше пристанище! – сказав так сероглазый, остробородый, лопоухий гость обратил внимание на Жиембета перелистывавшего книги:

– Вижу, что потомков и родственников у Бортогаша немало. Пусть не считает создатель, что их много. Сынок, что ты читаешь?

– Книги написанные на арабском языке и фарси.

– Он читает наизусть и наигрывает на домбре дастан Дурбек акына «Жусип – Зылиха», – ответил Бортогаш вместо сына.

– Жиембет, сядь на мое правое колено, вижу у тебя большое будущее, путь твой открыт для совершения подвигов. Твои длиные пальцы созданы для исскуства, а телосложение свойствено батырам. Пусть твоя храбрость страшит врагов. Ты похож на осторословного оратора и сильного батыра. Вижу тебя в будущем бием и вождем твоего народа. Пусть сбудется мое благословление, будь храним от порчи и сглаза. «Тфа-тфа!» – сказав так старец разложил свой платок и прочитал молитву, после этого покружив платком вокруг головы Жиембета положил в карман. В это время с улицы послышался голос старшей жены Бортогаша звавшую Жиембета.

– Можешь идти, сынок.

Сказав спасибо Жиембет вышел на улицу. Одев на плечо святого чапан Бортогаш произнес:

– Я пригласил из Самарканда мастера. Он сделал домбру для аульной молодежи, кобыз, сырнай и другие такие инструменты я подарил всем изьявившим желанье. В этот момент вошли Жиембет и Шолан с золотым подносом заполненым мясом и поставили на дастархан. Акымбет нарезал мясо. Жолымбет приготовил. Старшая жена предводителя народа приготовила бульон и вышла на улицу. По закону рода Байулы когда их посещает незнакомый гость мальчикам разрешается слушать разговор за дастарханом, а женщины должны находиться поодаль. Они готовят чай и учат своих дочерей начиная с семи лет исскуству разливания чая и оказанию услуг гостям несмотря на их количество. Это показывает почет и уважение к гостю каждого из членов семьи. А как примет это гость известно только ему одному. Когда народ посещает гость или несколько гостей в первую очередь останавливаются у предводителя народа. Ели он останавливается на несколько дней, то родственники предводителя зовут его в гости, устраивают разные игры, в общем от всего сердца с почестями встречают его. В народе установилось поверье, что гость приносит с собой изобилье, как говорится когда приходит приносящий счастье гость, то и овца приносит двух ягнят. Когда была произведена послетрапезная молитва и собран дастархан:

– Вы будете рады нашему приему, если изьявите желание остаться на ночлег ваше право, – сказал Бортогаш.

– Я путник, есть еще земли которых я не видел, есть еще народы которые я не распознал, мои мысли ретивые, не могут найти успокоение, да и широкая степь кипит жизнью. Человек не должен находиться как во сне, душа его не должна предаваться тоске, он должен рваться к своей мечте, радоваться каждому прожитому дню, ведь в таком случае и жизнь его становится длинее. Если мы узнаем то, что не знали до толе, увидим то, что не видели ранее и укрепим это в сознание потомков, то и мечтать нам больше не о чем - сказав так святой благославив всех оставил свои безценные мысли.  Жиембет запомнил и кюи которые играл этот путник и его драгоценые слова. В момент когда он помог святому сесть на лошадь и держал его камчу почувствовал как будто его тело и мозг налились бодростью, силой. Что эта за сила? Не просто так, необыкновеное чувство... Неужели дейтвительно святой передал ему что-то?

Он долго смотрел в след путнику. Когда его белоснежная лошадь понеслась как летящая птица сильно удивился, но не поделился мыслями ни с отцом, ни с матерью, ни с друзьями. Эту тайну не открыл ни кому...

В гостях у народа Бортогаша выращивающего многочисленные табуны и стада скота бывают много путников, гостей, обездоленых и бедняков. Но поступь этого путника, его лицо меняющее цвета, его борзая собака которая показалась когда он приблизился к аулу и как-будто провалившаяся под землю... Этой загадке Жиембет не находил решения. Да и отец принял его с большим вниманием. Они общались как-будто давно знают друг-друга. Конечно, в этой округе не мало святых людей имена которых обросли легендами. Они покровительствуют и мертвым и живым. Жиембет прочитал и дающую пищу для фантазий дастан Али «Кисса Жусип», после этого и ставшую наследием народа «Кодекс-куманикус», «Махаббатнаму» Ахмета Хорезми, книги  Махмута аль-Кердери и другие произведения (Позже Жангир хан около тысячи книг того времени передав в Казанский университет, принес возможность факультет крещения того университета сменить на факультет востоковедения – Т. К.). Жиембет знал наизусть много слов из прочитаных книг. Нельзя сказать, что мир, жизнь туманны для него. Хочет понять. Хочет многое узнать. Военная подготовка, религиозное учение... Надо находить время и на исскуство. Так и проходят молодые дни... Как ни старайся события каждого пройденого дня не успеваешь записать. В жизни встречается и удача и жестокость и радость, хватает и сожаления. Когда взрослеешь народ смотрит на тебя с надеждой. Став способным сесть на коня, и вешать на плечо оружие настоящих мужчин - пять оружий стал слышать слова народа: «Когда Жиембет садится на коня его лошадь и летящий рядом сокол идут в такт».

Народ без притворства говорит кто есть кто. Говорят, что Жиембет положил на лопатки и туйе палуана. Его мастерством сражения на саблях и на копье доселе не обладал ни один батыр.  Но никто не удивляется, говорят, что его предки были батырами, возглавляли народ и все это передалось ему от них. Алау батыр защитил широкую степь казахов от набегов врагов, его не могла взять ни одна пуля, ни одна сабля и Жиембет вырос под стать ему. Играет на разных музыкальных инструментах, виртуозный кернеист. Его сверстники и воины также крепки и могут встать на защиту народа говорят все с умиленьем.

Быть хозяином несметного богатства степи и сохранять его не легко какие бы не были времена. Жиембет в свободное время читает произведения написаные на арабском языке и фарси. Когда царь Персии Дарий І хотел завоевать племя саков получил сильный отпор от войска саков и потерпел поражение. В них написано, что и женщины проявили большую храбрость во времена воин, а в период правления царицы Томирис об их героизме узнали многие народы. С давних времен главное место отводилось защите народа и земли, поэтому войско не прекращало обучение исскуству войны.

Возмужали и сыновья предводителя рода Бортогаша Акымбет, Жиембет и Жолымбет. У каждого из них есть своя фантазия, своя мечта, своя цель, своя мысль как бы решить сложную ситуацию. В сознание потомков есть правило не верить в счастье и своему богатству, а верить своим знаниям и мастерству. Так как в народе почти не было распрей, жизнь текла размерено, переведем наш разговор к одному из долгов мужчины - к женитьбе.

 

* * *

Вечером к собравшемуся в дорогу Акымбету подошел Жиембет:

– Что волнуешься, брат?

– Хочу выехать в дорогу.

– Поедешь в аул ухаживать за девушками?

– Да, время пришло. Очень понравилась одна красавица.

– Смотри, будь осторожен.

– Верю своему саврасому коню. Если побегу - никто не догонит, если ринусь в погоню - догоню.

– Давай. Счастливого пути!

Есть девушка которую полюбил Акымбет. Она живет в Каратюбинском регионе. Как то он ездил к родственникам по материнской линии. В тот вечер молодежь забавлялась, каталась на алтыбакане, играла в разные игры, именно в тот день одна красавица зажгла огонь в сердце Акымбета. Разожгла в нем пожар. Он потеряв самообладание никак не мог освободиться от мыслей о ней. Наедине сказал:

– Дай слово и я тебя украду.

– Здесь же полно парней, они так просто не отпустят, разорвут на части.

– Вера обманчива. Ты же знаешь, что девушка не хозяин себе. Если будешь трогать огонь сердца, потушишь, если тронешь соседа, то он переедет, мы же соседи. Узнав, что девушка нашла свою половину примет ли это мать и отец?

– Примет. Какая бы ни была тяжелая мысль, находится ее решение с помощью ума.

– У девушки бывают двоякие мысли, как их решит мужчина? Очень много сомнений, – сказала девушка. Акымбет верит богатству отца, его преводсходству, ну и конечно не уступающему летящей птице своему белоногому саврасому коню. Окружение Бортогоша да и многие другие не знают тайну вышедшего из моря водного жеребца скрешеного со степной кобылицей и происхождения от них резвых скакунов. Им не почем другие кони, в схватке с другими эти скакуны всегда побеждают, и выигривают байгу. Да и норовистые они. Акымбет поверив своему такому скакуну решил украсть Айжулдыз. 


Табыл Кулыяс