Қандастар Ассамблея

X.Консолидирующая роль казахов

02.04.2014 2238
Между тем, сегодня в нашем обществе есть по­нимание важности и необходимости знания госу­дарственного языка.

Между тем, сегодня в нашем обществе есть по­нимание важности и необходимости знания госу­дарственного языка. Я сужу об этом по следую­щему факту. Бывая в регионах, я нередко вижу молодежь неказахской национальности, отлично владеющую казахским языком. Их надо повсе­местно поддержать, не терять из вида. В казахскоязычные детсады и школы отдают своих детей родители самых разных национальностей. Не это ли самый красноречивый положительный пока­затель отношения к государственному языку?

Вообще много на эту тему говорилось. А нуж­но несколько практических шагов. Я поручаю Правительству в течение месяца подготовить предложения по серьезному материальному сти­мулированию государственных служащих нека­захской национальности, владеющих государ­ственным языком.

А для казахов должно быть обязательное тре­бование - знание государственного языка.

Правительству также нужно пересмотреть про­грамму по языкам, оказать серьезную поддержку школам, учреждениям по изучению государствен­ного языка, созданию методик и учебников. Не­обходимо обратить особое внимание подготовке преподавателей казахского языка и их матери­альному поощрению.

Следует положительно оценить имеющийся опыт и поддержать русские и славянские объеди­нения по организации курсов обучения государ­ственному языку. Будет хорошо, если этот почин будет поддержан и другими национально-культурными центрами. А тем, кто сегодня рьяно выступает поборниками казахского языка, я пред­лагаю доказать это конкретной помощью этим организациям в обучении.

Далее, нам необходимо подумать о том, чтобы обучение некоторых дисциплин в школах одно­временно велось и на казахском, и на русском языке. Это новая задача для всей нашей системы образования, на проработку которой необходимо время. Это нужно серьезно изучить. Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Тому, кто пошел в 1-й класс в 1992 году, уже 21 год. Как же учили их, и каково было требование к знанию государственного языка, если они до сих пор практически не владеют казахским языком? Пройдет еще 10 лет, и мы получим молодежь, разделенную образовательными и языковыми барьерами. Я много раз говорил о том, что нель­зя заставлять людей старшего поколения насиль­но учить язык. Остаюсь при своем мнении и сей­час.

Но молодежь в Казахстане должна знать: без знания государственного языка работать в госу­дарственных органах, сфере услуг, правоохрани­тельных органах или судебной сфере будет не­возможно. На вопросы на государственном языке придется давать ответы на том же языке. Есть время, есть возможности, есть поддержка госу­дарства - язык нужно учить для того, чтобы на необходимом уровне осуществлять свои функ­ции. Это абсолютно нормальное и цивилизован­ное условие.    

Мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития госу-  дарственного языка как важнейшего фактора единения всех казахстанцев.   И   здесь   нашим ученым, лингвистам казахского языка надо рабо­тать над созданием терминов науки и современ­ных технологий, тем более, рыночного казахско­го языка. Этот вопрос - срочный. Правительство должно комплексно изучить все проблемы и принять меры.

Во-вторых, положение русского языка. Можно осуждать методы, которыми прививался русский язык в Казахстане весь двадцатый век. Метода­ми, которые привели к тому, что миллионы каза­хов забыли свой родной язык. Но нельзя из-за этого отказываться от массового знания русского языка казахами.

Вопрос в том, что массовое владение одним из международных языков, каким является русский, миллионами казахов есть фактор, расширяющий информационные горизонты в современном мире. В обозримом будущем русский язык будет оста­ваться фактором нашей конкурентоспособности.

В этом нет никаких сомнений. Поэтому уровень знания русского языка в Казахстане должен оста­ваться высоким.

Как видите, необходимо встречное движение в знании государственного языка и русского. Это будет служить фактором взаимоуважения и укре­пления стабильности в стране.

В-третьих, в современном мире желательно, а в завтрашнем необходимо знание английского языка.

Ербол Тлешов, «Язык страны»

                                           

Ұқсас материалдар