Қандастар Ассамблея

Возрождение языка – возрождение нации

02.04.2014 4129
Характеризуя нынешнее положение нашего родного языка, мы имеем полное основание от­метить, что за годы независимости в Республике Казахстан сделано в этом плане немало.

Характеризуя нынешнее положение нашего родного языка, мы имеем полное основание от­метить, что за годы независимости в Республике Казахстан сделано в этом плане немало. По всей стране открываются школы с казахским языком обучения. В сравнении с ситуацией советских времен это огромный процесс, если вспомнить, что в результате языковой политики союзного «центра» и местных горе-интернационалистов по искоренению казахскоязычных очагов об­разования и воспитания к 80-м годам в столи­це Казахской СССР - городе Алматы оставалось лишь одна – единственная казахская школа №12. А также можно забыть, что в северных областях республики не говоря уже о сокращении количе­ство казахских школ, численность самих казахов уменьшилось до 15 -20 процентов, и это воспри­нималось как позитивный фактор дальнейшей интернационализации страны.

Перелом в столь негативных тенденциях и ис­правление затяжных диспропорций наметился лишь с обретением независимости и переносом столицы страны в город Астану. Только за годы независимости в Казахстане открыто 727 казах­ских школ. Если в 1990 году численность детей, обучающихся на казахском языке, составляла 900 тысяч, то в 2003-м этот показатель вырос до 1 миллиона 600 тысяч. Здесь следует уточнить, что численность казахскоязычных казахов уве­личилось по простой демографической причине в городских семьях, в основном представленных русскоязычными казахами, количество детей, как правило, составляет 1-2 ребенка, между тем как казахскоязычное население республики количе­ственно поддерживается и увеличивается за счет аульных (сельских) казахов, среди которых мно­годетность традиционна и по-прежнему высока. Эта тенденция роста продолжается, и в ближай­шие десятилетия численность казахскоязычного населения (разрастающегося как за счет казахов, так и за счет неказахов, из года в год все в боль­ших масштабах приобщающихся к казахскому языку) будет увеличиваться. Не учитывать ин­тересы этой прогрессирующей части населения страны невозможно. Поэтому и языковая полити­ка государства должна строиться с учетом этого фактора.

Более чем бедственным было в со­ветскую эпоху положение казахского языка в стенах высших учебных заведений. Горстка казахских отделений, да и то преимущество на гуманитар­ных факультетах, существовала только в двух университетах (в Алматы и Караганде) и неко­торых пединститутах, тогда как в подавляющим большинстве вузов преподавание практически всех дисциплин велось на русском языке. Сейчас это кому-то покажется несуразностью, но даже в Алматинском зооветеринарном институте и Ка­захском сельскохозяйственном институте, куда поступали и откуда по завершении учебы разъез­жались по аулам дети чабанов и дехкан, занятия, за редкими исключениями, велись на русском языке!.. Какой же спрос мог быть в таком случае с остальных?!

Сегодня дела в этой сфере приведены в соот­ветствие с логикой и порядком вещей, налицо прогрессивные изменения, хотя и нерешенных проблем остается немало. Быть может, пока что мобилизованы еще не все ресурсы и возможности. Быть может, мы движемся вперед еще медленно. Но вот что можно констатировать однозначно ре­шительно отведена и безвозвратно ушла в небы­тие та угроза, что нависла над казахским языком в 70-80-е годы прошлого, тоталитарного, столе­тия. В том же, что будущее, которое ожидает наш родной язык, намного светлее его настоящего, у нас сегодня нет и не должно быть никаких сомнений.

Мухтар Кул-Мухаммед

Ербол Тлешов, «Язык страны»

Ұқсас материалдар