Внутрикорпоративная культура компании: организационный и содержательный аспекты

12.12.2015 5214
Корпоративная культура представляет собой систему социальной стабильности в организации, регулирует правила и стандарты поведения сотрудников.

Процесс управления внутренним имиджем начинается с создания корпоративной культуры организации. Впервые, понятие «корпоративная культура», была введена генералом фельдмаршалом Х. Мольтке и применяли его в офицерской среде. Корпоративная культура в наши дни включает в себя философию, идеологию, ценности, ожидания и нормы, которые используют в коллективе организации. 

Необходимо подчеркнуть, что корпоративная культура представляет собой систему социальной стабильности в организации, регулирует правила и стандарты поведения сотрудников. Но со временем корпоративная культура эволюционирует, ее нельзя использовать как нечто данное, она может меняться исходя из изменений во внутренней среде организации.

Принято считать, что внутренний PR – это мероприятия, нацеленные на формирование благоприятного образа организации в глазах сотрудников компании, что позволяет повысить эффективность и результат деятельности компании.

Помимо взаимоотношений с обществом, партнерами, клиентами, и другими субъектами, PR деятельность выполняет определенную важную функцию – формирование внутренней структуры организации. Для многих компаний поддержание внутрикорпоративной культуры является одним из основных направлений. 

Внутренний PR – комплекс мероприятий, который направлен на формирование положительного имиджа, повышение эффективности деятельности компании в глазах общественности. В комплекс мероприятий входит:

Имидж: создание нужного образа, внедрение и разработка миссии, слогана и логотипа компании, создание и поддержание корпоративной культуры, правил. Формирование положительного образа организации – это залог успеха любой организации. Но важно понимать, что любой созданный образ должен быть актуальным и отвечать требованиям современной жизни общества.  

Обучение: помощь сотрудникам в повышении квалификации посредством проведения семинаров, мастер классов, тренингов, введение новых сотрудников компании в рабочий процесс, помощь в адаптации новичков. Дополнительные обучения дают сотрудникам необходимые данные для закрепления практических навыков своей работы, что в разы повышает эффективность их деятельности.

Внутренние коммуникации: полная информированность сотрудников о новостях, происходящих в компании, публикации корпоративных СМИ, регулирование и налаживание связи между сотрудниками компании и ее руководством, проведение совещаний, предоставление возможности сотрудникам принимать самостоятельные решения.

Объединение: организация мероприятий – корпоративные праздники, соревнования, турниры, семинары, соблюдение общекорпоративных правил, привлечение семей сотрудников компании для полной сплоченности и укрепления взаимоотношений.

Мотивация: сотрудники – самый важный потенциал любой компании. В трудовой деятельности мотивация должна быть обязательной, так как эффективность деятельности компании напрямую зависит от работы всего коллектива.  Пробудить в сотрудниках стремление к работе можно разными способами: выстраивание рабочего плана, вознаграждение за проделанную работу, предоставление дополнительного выходного, денежное поощрение и т. д.

Формирование корпоративной сплоченности. Сотрудники, персонал, руководство компании должны чувствовать себя единой командой, идущей к одной определенной цели, так результаты организации будут достигнуты быстрее и эффективнее. Даже маленькая организация со здоровой атмосферой в коллективе имеет больший успех, чем даже крупные корпорации, где организованность и сплоченность отсутствует.

Поддержание корпоративной культуры. Каждый сотрудник обязан знать и уважать корпоративные ценности, различать грань между допустимыми нормами и неприемлемыми.

Для поддержания хороших отношений и работы внутри компании необходимо придерживаться корпоративного кодекса. Такие правила, должны действовать для всех сотрудников организации, и убеждения, соблюдаться всеми членами команды. Цель выработки таких правил необходима для упорядочивания бизнес - процесса, повышения ее эффективности, предотвращения нестандартных ситуаций, создание единого эмоционального и духовного пространства в компании. Формирование корпоративного кодекса должна начинаться с формулировки миссии компании. Но при этом важно понимать разницу между миссией и целями. Одно из самых главных различий – это направленность: цель всегда направлена в организацию, миссия – во внешний окружающий мир.

Цели и инструменты внутрикорпоративного PR:

  • Выстраивание внутренних коммуникаций
  • Объединение сотрудников для достижения общих целей
  • Формирование корпоративной культуры
  • Повышение качества работы сотрудников
  • Удержание квалифицированных кадров
  • Формирование внутренней культуры

Задачами является:

  • Установление единого информационного пространства
  • Сглаживание коммуникационных конфликтов, укрепление взаимопонимания
  • Коммуникация с персоналом компании
  • Поддержание коммуникационной политики компании, развитие сотрудников компании
  • Формирование и регулирование единого поведения на рабочем месте, исходя из корпоративного кодекса и этики компании.

Инструменты внутреннего PR:

  • Информирование (СМИ, web сайт, баннера, листовки)
  • Аналитика (опросы, фокус – группы, мониторинг, анкетирование)
  • Коммуникация (корпоративные мероприятия, обучения, тренинги)
  • Организация (совещания, собрания, формирование корпоративных стандартов)

Корпоративный кодекс – документ, характеризующий основные правила ведения работы и взаимоотношений в компании. Каждая организация имеет свой уникальный корпоративный кодек, который включает в себя определенные рамки допустимого, указания, образцы поведения, административные нормы. Единому кодексу должны подчиняться все сотрудники компании, включая руководство.

В любой организации сотрудники являются фундаментом заложения успешной компании. Им необходимо стать патриотами своей работы, носителями идеологии, миссии компании.

В соответствии с таблицей 1.

Таблица 1. Система внутреннего PR.

Система внутреннего PR

Налаживание внутрикорпоративных связей

Формирование единых стандартов поведения

Построение системы информирования сотрудников

Формирование положительного имиджа компании- работодателя

Повышение лояльности и как следствие эффективности каждого сотрудника

Для системы внутреннего PR необходимо непрерывное развитие, использование ценного опыта, в том числе и зарубежных компаний, так как окружающая обстановка развивается очень быстро, необходимо постоянное поддержание актуальности внутри компании. 

Важное место PR в управлении внутрифирменными коммуникациями обусловлено и тем, что усилия PR необходимы для поддержки самой системы менеджмента. Это заключается, во-первых, в работе с персоналом, а во-вторых, в работе с руководством.

В работе с персоналом служба PR выполняет следующие функции:

  • на основе исследования проблем коллектива консультирует руководство и принимает участие в управлении с целью создания гармоничных, доверительных и взаимовыгодных отношений между руководством и персоналом организации;
  • разрабатывает систему информированности сотрудников на разных уровнях;
  • организует подготовку внутренних публикаций для сотрудников;
  • отслеживает и способствует разрешению конфликтных ситуаций в организации;
  • изучает и поддерживает чувство удовлетворения служащих от работы;
  • организует корпоративные развлечения — программы отдыха для сотрудников и членов их семей с целью большего сплочения коллектива;
  • подготавливает и организует вручение премий и наград — материальные и моральные поощрения играют неоценимую роль во внутрифирменных отношениях; следует отметить, что стоимость подарка или размер премии не играют доминирующей роли; главным является признание руководством заслуг сотрудника и внимание, которое при этом, оказывается. 

В работе с руководством служба PR:

  • осуществляет имиджмейкинг и паблисити руководителя;
  • готовит статьи и тезисы выступления для руководства;
  • подготавливает публичные выступления руководителя, включая тренинг, постановку движения, дикции и голоса; консультирует по правилам хорошего тона; правит речь и освобождает от вредных привычек в поведении; обучает приемам овладения аудиторией.
  • при необходимости консультирует руководство организации по вопросам формирования политики;
  • участвует в выработке политических решений;
  • влияет на руководство с тем, чтобы спланированные PR-программы были приняты;
  • присутствует на всех встречах руководства, планирует и проводит эти встречи. 

Внешний PR – комплекс мероприятий, направленный на регулирование взаимоотношений компании с общественностью (с конкурентами, инвесторами, партнерами, клиентами). Выделяют несколько видов направления внешнего PR:

- создание благоприятного имиджа компании;

- разработка антикризисного PR;

- повышение доверия к компании со стороны клиентов;

- поддержание хороших взаимоотношений с общественностью;

- качественная работа со средствами массовой информации;

- сотрудничество с государственными учреждениями. 

Задачами внешнего PR является:

  • Поддержание репутации и имиджа компании
  • Продвижение продукции компании
  • Регулирование конфликтов и недоразумений  
  • Организация рекламных мероприятий, кампаний, акций
  • Публикация в прессе, на телевидении, радио.

Основные средства внешнего PR:

  • Публичные выступления
  • Новости
  • Спонсорство
  • Благотворительная деятельность
  • Корпоративный сайт компании.

В работе PR рынка нужно выделить шесть основных организации, с которыми компании необходимо постоянно контактировать и освещать свои цели и интересы.

  • Государственный сектор
  • Бизнес
  • Сотрудники компании
  • Финансовый капитал
  • Население
  • Общественные организации.

Суть деятельности PR заключается в построении доверительных и доброжелательных отношений с обществом. При этом установление дополнительных контактов с другими субъектами рынка является хорошим преимуществом компании. 

Организационный и содержательный аспект внутрикорпоративной культуры компании – это подбор основных и важных положений, принятые руководством, задающие сотрудникам ориентиры допустимого поведения и определенных действий. 

Культура внутри компании должна быть сформирована на основе философии, общепринятых норм, практики управления. Должна обращать внимание со стороны руководства для поддержания и укрепления организационной культуры, так, как только урегулированная и выработанная стратегия приведет компанию к эффективной работе.   Существует ряд методов достижения этих целей:

Поведение руководителя. Для любой компании очень важно – показательное поведение руководителя своим сотрудникам. Социологами доказано, что образцы поведения перенимаются путем подражания, исходя из этого руководитель компании должен быть примером для своих подчиненных.  

Заявления, призывы, декларации руководства. Для достижения желаемых результатов, необходимо обращаться к эмоциям и чувствам работников компании, так как это имеет большое значение. Такие высказывания как: «Мы сможем добиться большего!», «Эффективная работа – это победа над конкурентами!», «В нашей компании работают лучшие специалисты своего дела!» дают хороший результат деятельности как сотрудников, так и компании в целом.  

Реакция руководства на поведение работников в критических ситуациях. Если сотрудник допускает дорогостоящую оплошность в компании, несет за собой убытки, увольнение - не лучший способ исправить ситуацию. Это хорошая возможность показать руководителя в наилучшем свете. Необходимо дать шанс виновнику на исправление, такая ситуация покажет благородность руководителя и преподнесет хороший урок для всего коллектива и сотрудника, в частности.  

Обучение персонала. Важным инструментом повышения работоспособности и увеличения навыка сотрудников компании, является обучение и повышение квалификации персонала.

Система стимулирования. Основы воздействия системы стимулирования и ее главная направленность обязана поддерживать определенные нормы, поддерживать организационную культуру. Даже малое расхождение или непоследовательность деятельности не приемлемы, потому как это вызовет не доверие к руководству.

Критерии отбора в организацию. Нужно четко понимать, кто из работников сможет влиться в ядро внутрикорпоративной культуры компании, станет профессионалом, сможет набраться опыта и знаний, принеся в свою очередь пользу компании.

Поддержание организационной культуры в процессе реализации основных управленческих функций. Большое влияние на внутрикорпоративную культуру оказывает то, какого поведения придерживаются сотрудники компании, а какого сторонятся, при исполнении тех или иных обязанностей. Насколько приветствуется инициатива и самостоятельные решения сотрудников со стороны руководства.

Организационные традиции и порядки. В каждой организации есть свои установленные традиции и порядки. При несоблюдении или даже однократном отклонении от привычного порядка, может вызвать нарушение поведения сотрудников внутри компании. Возможно, что такие отступления могут привести к снижению энтузиазма, желания работать в полную силу. Широкое внедрение корпоративной символики. Опыт ведущих компаний мира показывает, что широкое внедрение корпоративной символики (в упаковке готовой продукции, в рекламных материалах, в оформлении предприятия, транспортных средств, рабочей одежде, сувенирной продукции) положительно отражается на отношении сотрудников к компании, повышает приверженность работников своей организации и чувство гордости за свою организацию.

Создание и формирование организационной культуры предполагает восприятие организации обществом как социальная система. Основным преимуществом является повышение ответственности за те или иные последствия, за стиль управления и за особенности поведения сотрудников компании.

Осознание того, что роль и значение организационной культуры необходима для успеха в реализации краткосрочных и долгосрочных стратегических целей, умение выстраивать, выращивать, формировать желательную организационную культуру является важнейшим условием для успешной компании. 


Айгерим МАКАШЕВА

Ұқсас материалдар