Қандастар Ассамблея

VI.Консолидирующая роль казахов

02.04.2014 1943
Сохранение своей этничности, сохра­нение национального - это пробле­ма не только казахов.

Сохранение своей этничности, сохра­нение национального - это пробле­ма не только казахов. Это проблема всех национальных групп, населяю­щих нашу страну. Поэтому, когда мы говорим о государственной национальной политике, мы имеем в виду не только сохранение мирных и стабильных отноше­ний между народами, но и сохранение и развитие самих национальных культур.

Предлагаю следующую формулу: все мы в пер­вую очередь казахстанцы, когда речь идет о стране в целом и особенно когда мы находимся за пределами своей страны. Когда же речь идет о внутренней национальной жизни, то каждая национальная группа вправе беречь свои язык, культуру, традиции, и никто не должен этому препятствовать. Принимаем такую формулу?

Нет же такой национальности - американец. Это - географическая территория. А сколько на­циональностей и народов живет? Или австралий­цы. Австралия - это континент, материк.

Когда мы едем на запад, мы видим, что есть китайские городки «Чайнатауны», есть японские городки, есть корейские, где сохраняют свою культуру. Они правильно считают, что вопрос со­хранения языка, культуры, традиций - это вопрос этой национальности, только законы и государство не должны ему мешать и препятствовать.

А раз живешь в Казахстане и являешься граж­данином - все мы казахстанцы. Давайте так до­говоримся, и пусть от нас это идет. Это важно потому, что Казахстан - действительно наша об­щая Родина. И все мы должны немало потрудить­ся для того, чтобы каждый из нас с гордостью мог произносить слова: «Я - казахстанец».

                                             

* * *

Чем же характерна казахстанская мо­дель полиэтнического государства? Во-первых, необходимо признать, что одним из базовых элементов национальной политики является целенаправленное развитие казахского культур­ного ядра при одновременном создании всех условий для развития других этносов. Претерпев самые жестокие испытания, казахи не винят в этом другие народы, сохраняя национальную то­лерантность, доверие и дружбу, что является основой стабильных межэтнических отношений в стране.

У представителей других народов всегда оста­нется право говорить на родных языках и быть понятыми. Но казахский язык будет освоен всеми национальными группами Казахстана, если мы станем продолжать политику его ненасильствен­ного внедрения. Речь идет о ненасильственной и нефорсированной политике. Но, тем не менее, в наших образовательных программах, информа­ционной политике мы тактично, однако неуклон­но должны и будем придерживаться такого на­правления.

Я хочу быть правильно понятым не только казахами, но и представителями всех других народов, когда делаю упор на поддержку процессов самоидентификации именно казахского этноса. В отличие от русских, немцев, украинцев, татар, корейцев и других, казахи не могут рассчитывать, что такую задачу может поставить и решить дру­гое государство. Вместе с тем, залог и условие ее успешного решения - закрепленное законом ре­альное равноправие всех других национально­стей полиэтничного Казахстана.

Во-вторых, важной особенностью нашей госу­дарственной национальной политики является сознательная политика двуязычия.

Время показало, что в Казахстане мы очень точно нашли место двум самым распространен­ным языкам - казахскому и русскому. В результа­те у нас не возникло политической напряженно­сти между их носителями именно потому, что мы осознали реальное значение этих языков в жиз­ни всех наших народов.

При этом языки других народов не стали и ни­когда не будут пасынками в нашей многонацио­нальной стране. Мы по-прежнему будем придер­живаться политики сохранения и возрождения национальных языков наших народов.

В дружбе и согласии в XXI век

(из доклада на шестой сессии ДНК, 10 декабря 1999 года)

 

Ербол Тлешов, «Язык страны»

Ұқсас материалдар