Қандастар Ассамблея

Сохранение и развитие музыкальных традиций корейской диаспоры Шымкента

10.06.2014 3089
Сохранение и развитие музыкальных традиций корейской диаспоры Шымкента

Сохранение и развитие музыкальных традиций корейской диаспоры Шымкента. Исследование в широком историко-культурном и социальном аспектах богатейшего и многообразного комплекса музыкального искусства свыше сто тридцати народов, проживающих на территории нашего Казахстана является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в области самых разных наук. На современном этапе диаспоры являются объектом истории, политологии, этнологии, социологии, экономики, культурологии и многих других сфер.

Внимание корейцев всегда было сосредоточено на таких важных аспектах как возрождение корейского языка, народных обычаев и традиций, изучение исторических корней, развитие самобытной корейской культуры, искусства, литературы, укрепление дружбы между народами, развитие международных культурных и экономических связей. Одновременно с этим ими на протяжении длительного времени создавались коллективы художественной самодеятельности, проводились мероприятия различных масштабов  -республиканские фестивали культуры и искусства, выставки работ ремесленников, художников и ученых.

Данная статья является одной из первых попыток рассмотреть процесс формирования и функционирования музыкальной культуры корейской диаспоры проживающей в Южно-Казахстанской области. Значительное содействие в сборе материала по корейской диаспоре этого региона оказали специалисты cекретариата Ассамблеи народа Казахстана Южно-Казахстанской области.

21 ноября 2013 года в доме «Дружбы» ггорода Шымкента состоялась встреча с представителями корейской диаспоры данного региона, многочисленными творческими коллективами и их ярчайшими представителями. В рамках научной поездки по данному региону удалось проследить за творчеством хорового коллектива «Моранбон»[1], которому в нынешнем году исполнилось двадцать два года[2], рассмотреть историю деятельности представленного коллектива корейского народа.

Колоритные и интересные концертные представления, проводимые здесь систематично, вместе с тем приуроченные к значимым событиям Республиканского масштаба осуществляются благодаря инициативе и усилиями многочисленных творческих коллективов и демонстрирует активную и кропотливую работу Ассамблеи народа Казахстана Южно-Казахстанской области, возглавляемую председателем данного учреждения Курманбаевой Т.Л. Вместе с тем действующим корейским центром в городе Шымкенте управляет Югай Ю.Б. При содействии интузиастов и активистов центра в работу Ассамблеи привлечены почитатели и ценители традиций, музыкального фольклора и искусства корейского народа.  

В рамках научной поездки по данному региону удалось проследить за творчеством Шымкентского фольклорного ансамбля песни «Моранбон»[3], которой в нынешнем году исполнилось 22 года[4], рассмотреть историю деятельности коллектива изучаемой диаспоры.

Сложившийся в 1991 году этот ансамбль является ровесником Независимости Республики. Этапы формирования и развития представленного коллектива тесно связаны с именем его основоположницы Елены Александровны Ким. В 1937 году ее родителей депортировали с Дальнего Востока. Высадившись в Узбекистане в г.Чирчике семья длительное время влачила горькое существование. И в эти тяжелые годы родилась будущая певица. Как говорит сама руководительница коллектива поет она сколько себя помнит. Всегда была активисткой и выступала в самодеяльности школы. Нотная грамота, игра на фортепиано и корейском барабане были освоены ею самостоятельно. Несмотря на природную одаренность, большие музыкальные способности и трудолюбие Елена Александровна поступила на обучение в народно-хозяйственный институт. А творческие порывы нашли  выход лишь в 1989 году, когда в городе Шымкенте открылся первый корейский этнокультурный центр. Эта организация дала большую возможность для реализации многочисленных вопросов, касающихся диаспор проживающих в Республике. В одном из интервью газете «Южный Казахстан» Е.А.Ким вспоминает события тех лет: «Люди были рады такому объединению, особенно пожилые, горячо желавшие чтобы язык, культура и традиции народа не ушли вместе с ними. Первым председателем стал В.С.Ким запустивший работу центра». Талантливая испонительница, обладающая от природы нежным сопрано, полнокровным и сильным тембром голоса в 1991 году собирает коллектив с которым выступает на мероприятиях различного уровня. Это был ансамбль  «Моранбон», созданный в октябре 1991 года при содействии известного общественного деятеля Бориса Ли и Сергея Мостовского оказавших непосильную поддержку в его становлении.

В 1991 и 1999 она посещает с выступлениями историческую родину - Северную Корею как представитель от Казахстана на фестивале «Апрельская весна». В 1999 году в Китайском Народном Демократическом Республике  города Пхеньяне становится обладательницей золотой  медали семнадцатого международного фестиваля среди участников из 53 стран мира. Исполнение народных корейских песен на высоком уровне по настоящему покорили ее соотечественников. 

 В данное время она является преподавателем корейского языка в школе №8 города Шымкента. Свои знания она всегда совершенствует. В 1992 году ею пройдена стажировка в университете город Сеула в Южной Корее. Вместе с тем она постоянно выполняет функцию переводчика. В 2005 году была организована группа песни и танца «Чэн Сон» («Дружба»), руководителем которой также стала Елена Александровна Ким.

На протяжении прошедших лет на сугубо общественных началах,  преодолевая различные трудности на пути осуществления задуманного она с завидным упорством и с огромным чувством ответственности принимала непосредственное участие в сохранении и развитии традиций корейской культуры, ею активно проводилась работу в качестве дизайнера, стилиста, режиссера и исполнительницы главной роли в коллективе. Она неустанно находилась в творческом поиске при создании сценических костюмов и всегда придерживалась постоянства в использовании национальных элементов в одежде, украшениях,  демонстрируя оригинальность мышления и подчеркивая сугубо корейский колорит. Палитра ярких красок в костюмах, красивые головные уборы, богатый реквизит (барабаны, веера, цветы и другие) присущие многочисленным корейским музыкальным коллективам всегда вызывают приятные впечатления у слушательской аудитории. Неизменным атрибутом хорового коллектива является «ханбок» (национальный корейский костюм). Художественный коллектив изначально выступал с концертами на различных подмостках не только Республики, но и зарубежом. В исполнительский состав «Моранбон» в разные периоды входили представители страшего и среднего поколения. Оосбенно любители музыкального фольклора пожилого возраста, обладающие хорошими голосами с большим энтузиазмом часто собирали полные залы. Среди них   Н.Ким, М.Сон, Э.Ан, А.Хван, Ю.Цой,  О.Ким и др.

К двацатилетнему юбилею коллектив Шымкентского фольклорного ансамбля песни «Моранбон» во главе с его руководителем пришли с определенными успехам. Победы на многочисленных фестивалях, слетах и конкурсах, выступления на международных сценах шымкентского ансамбля подтверждают его постоянную востребованность. Это призовые места на мероприятиях народного творчества,  Международных фестивалях и конкурсах в Казахстане и Узбекистане. Они постоянные участники мероприятий, среди которых дни языка, культуры и традиций, благотворительные акции для людей с ограниченными возможностями и т. д.

Народные песни в репертуаре ансамбля  отличаются особым мелодизмом и лиричностью. «Ариран Моктом» («Вершина Ариран»), «Торади» («Цветок»), «Моранбон» («Пионы»), «Пидульги» («Голуби»), «Гохенго» («Ностальгия по Родине»), «Мирян Ариран», «Нелери», «Эмони наи гоучук» («Родина мать»), «Пен норэ» («Песнь рыбаков»), «Пангапсымнидя» («Привественная песня») в исполнении участников как старшей, так и молодежной групп демонстрируют определенный профессиональный уровень и всегда вызывают неподдельный интерес у публики. Данный песенно-хоровой коллектив постоянно совершенствуется, достигая определенных результатов. Выступления на многочисленных мероприятиях проводимых Ассамблеей народа Казахстана Южно-Казахстанской области, в частности в городе Шымкенте, подтверждают постоянную востребованность народного коллектива, вносящего огромный вклад в развитие национального искусства и активно пропагандирующего культурное наследие корейского народа. Сегодня, дело, начатое Е.А.Ким продолжает ее внучка Анита. Талантливая молодая певица унаследовала не только голос бабушки, но и переняла изящество, особую грацию и исполнительские манеры Елены Александровны. В ее творческой копилке награды престижного конкурса  «Звездный миг» Южно-Казахстанской области, где она приняла участие как певица. Исполнение народной песни на корейском языке по достоинству оценили почитатели фольклора. Заслуга ее бабушки в знании языка и традиций, привитая ей с детства неоспорима.  

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что в плане изучения музыкального искусства корейской диаспоры перед нами открылась возможность впервые ознакомиться с музыкальными традициями, бытом и непосредственно музыкальным наследием корейского народа, проживающего в Республике Казахстан, в частности в городе Шымкенте.

Многочисленные мероприятия, активно проводимые корейской диспорой в данном регионе демонстрируют уровень культуры исследуемой диспоры.

 

 

 

                                                                                         Кандидат искусствоведения,

доцент, заведующая отделом

музыковедения

                                                                                         Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова

Мусагулова  Г.Ж.

 



[1]В переводе «Пион».

[2]Коллектив был организован в начале 90 -х годов, периодом его создания считается 1991 год.

[3] В переводе «Пионы».

[4] Коллектив был организован в конце 80-х годов, периодом его создания считается 1991 год.

Ұқсас материалдар