Роль военной науки и военного образования в обеспечении безопасности государства

04.11.2016 4218
РОЛЬ ВОЕННОЙ НАУКИ И ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Вопросы обеспечения безопасности государства от реальных и потенциальных угроз во все времена были и остаются актуальными и востребованными. В настоящее время, наряду с имеющимися, появились новые угрозы международной, региональной и государственной безопасности. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев, в Послании народу по стратегии развития нашей страны на период до 2050 года, выделил такие угрозы как «глобальный демографический дисбаланс, угроза глобальной продовольственной безопасности, нарастающая социальная нестабильность, угроза новой мировой дестабилизации и др.». Становится понятным, что сегодня, вопросы обеспечения безопасности государств, при нарастании обозначенных угроз выходят в ряд приоритетных. Об этом свидетельствует и резкое увеличение числа вооруженных конфликтов в большинстве регионов мира.

Исходя из анализа мирового развития и существующих угроз, Президент страны Н.Назарбаев в своем Послании поставил четкую задачу: «Казахстан должен укреплять свою обороноспособность и военную доктрину, участвовать в различных механизмах оборонительного сдерживания». В решении этой задачи большая роль принадлежит военной науке.

Сегодня многим становится ясно, что решать практические задачи укрепления военной безопасности страны, опираясь только на устоявшуюся еще с советских времен методологию, удается не всегда. Новые вызовы военной безопасности требуют и новых подходов к их решению. Необходимость творческого переосмысления устоявшихся в классической военной науке подходов по решению проблем обеспечения безопасности государства, а также дальнейшее развитие теории военной науки с учетом новых реалий - это тот путь, который позволит вывести военную науку на качественно новый уровень.Ни для кого не секрет, что военная наука успешно развивается только в том обществе, где есть социальный заказ на военно-научные разработки, востребованы высококвалифицированные научные кадры.

Исторический опыт свидетельствует, что полное пренебрежение военной наукой, а так же законами и принципами военного дела, во все времена приводило на практике к неудачам в вооруженных конфликтах любой интенсивности и не давало возможности качественно провести в стране военные реформы.

Что же представляет собой современная военная наука Казахстана, да и других стран постсоветского пространства на сегодняшний день?

Как не прискорбно об этом говорить, но даже поверхностный анализ показывает, что она в своем развитии серьезно отстает от уровня научных разработок ведущих мировых держав. Мы уже давно не видели каких либо принципиально новых прорывных идей, фундаментальных военно-научных трудов стратегического уровня, в том числе и прогностического характера. Практически не разрабатываются новые способы ведения боевых действий, плохо изучается зарубежный боевой опыт, нет работ по осмыслению современных вооруженных конфликтов. Такие важнейшие тенденции современного военного строительства, как сетецентрическая война, информационная война, мятежевойна, у нас на серьезном уровне не обсуждаются и не рассматриваются. Кроме того, как показывает мировая практика, центр военных действий с традиционных театров войны (суши и моря) сместился в воздушно-космическую, информационную сферу, подняв многочисленные проблемы, в том числе кибербезопасности.

Наша военная наука пока только наблюдает за происходящими в военном деле изменениями. Реальных шагов по исследованию обозначенных проблем пока не просматривается. Несмотря на эволюционные изменения в современном военном деле, основные усилия нашей военной науки сосредоточены на том, чтобы определить, что из вооружения и техники и в каких количествах заказать для того чтобы соответствующие ведомства обеспечили военную безопасность государства. При этом забывается, что новый облик Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований предполагает изменение не только оснащенности и вооружения, но и их сущности.

Ответственность за сложившееся состояние в отечественной военной науки нельзя отнести только к тем, кто этой наукой занимается. Нисколько не меньше за это отвечает руководство военных ведомств, которое чаще всего либо вообще не интересуется мнением ученых, либо рассматривает их как лиц, которые обязаны «научно обосновать» то, что уже ими сделано. Примером к сказанному может служить процесс реформирования Пограничной службы КНБ РК, который постоянно осуществляется без серьезных научных обоснований и проработок, методом проб и ошибок. За последние 20 лет существования нашего ведомства, на государственном уровне не утверждено ни одного концептуального или программного акта, определяющего политику Республики Казахстан в области обеспечения пограничной безопасности и строительства Пограничной службы. К чему это привело всем известно.

Вместе с тем следует отметить, что учеными пограничного ведомства такие разработки проводились. Однако надо сказать прямо, что никто из руководства Пограничной службы не проявил глубокой заинтересованности в том, чтобы эти передовые разработки и идеи воплощались в жизнь.

Еще одна проблема военной науки, мешающая развитию, это ее закрытость и отсутствие поддержки со стороны общества. Попытки исключительно самостоятельно решать жизненно важные вопросы обеспечения национальной безопасности, привели к тому, что главную составную часть военной науки - ее методологию, мы практически не развивали.

Определенный интерес, в этом плане, представляет американский опыт научной и работы органов государственной власти, их деятельности по обеспечению военной безопасности. Специфика заключается в том, что деятельность ведомственных научных учреждений США существенно дополняется работой негосударственных научных фондов и институтов, которые активно обмениваются с государственными структурами информацией и специалистами, а также выступают в качестве площадок для согласования позиций ведомств.

В современных условиях, для того, чтобы ликвидировать образовавшееся у нас серьезное отставание и преодолеть инерцию застоя необходимо не замыкаться в рамках официальной военной науки, а смелее привлекать к военным исследованиям, как академические научные организации, так и независимые экспертные структуры, представителей гражданских научных кругов.

Опять же пример. Как только к работе по развитию системы послевузовского военного образования подключились представители гражданских академий и вузов, вопросы развития методологии военного образования моментально получили новый импульс.

В чем еще видятся проблемы отечественной военной науки и, каковы, на наш взгляд, некоторые направления их решения?

После закрытия в 2010 году диссертационных советов отмечается резкое падение интереса к военной науке, снижение ее статуса и потребности со стороны, как военных структур, так и со стороны общества в целом. В связи с этим, необходимо, прежде всего, поднять статус военной науки, преодолеть кризисные явления в ее развитии и функционировании, обусловленные спецификой подходов новых государственных стандартов к системе подготовки научных кадров. Предложения по решению данной проблемы неоднократно выдвигались в качестве рекомендаций по итогам работы научных конференций и круглых столов, проводимых в Министерстве обороны, Пограничной Службе и Петропавловском военном институте ВВ.

Стоит выделить и такую проблему, как снижение уровня военных и общих знаний у значительного числа представителей высшего командного состава военного ведомства и у офицерского состава в целом. Вызывает тревогу тот факт, что офицерский корпус практически прекратил читать профессиональную литературу и литературу общекультурного содержания, прогрессирует тенденции его личной культурной и профессиональной деградации. Данная тенденция, с каждым годом усугубляется.

Одной из причин такого положения дел является недооценка роли подготовки преподавательских кадров для военной школы. Например, практически все выпускники научно-педагогической магистратуры Пограничной академии направляются в подразделения Пограничной службы. А на должности преподавателей из Пограничной службы направляются офицеры, имеющие большой практический опыт, но не имеющие специальной научно-педагогической подготовки. Данный перекос существует уже не один год, но пока никем из ответственных должностных лиц не был устранен.

Динамика развития военного дела во всем мире, неуклонное внедрение достижений военной науки в повседневную деятельность и боевое применение войск, совершенствование военных технологий, а также масштаб военных приготовлений ведущих стран мира и обострение военно-политической обстановки в ряде регионов делают очевидным, что невозможно подготовить современного офицера на старом, десятилетиями не меняющемся багаже знаний. Это касается как военно-доктринальных взглядов, так и технической базы обучения. Целью реформирования системы военного образования должно быть определено повышение качества подготовки военных кадров путем концентрации научно-педагогического потенциала.

В Послании к народу Казахстана Президент страны Н.А. Назарбаев отмечал: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией». Одним из направлений по решению поставленных задач должно стать развитие системы послевузовского военного образования. Становление системы высшего военного образования в Казахстане проходило в сложных условиях. После развала Советского союза практически все высшие военно-учебные заведения оказались за пределами Казахстана, главным образом в России. На начальном этапе подготовка отечественных военных кадров в Казахстане осуществлялась на базе двух военных училищ, общевойскового (АВВОКУ) и пограничного (АВПУ). Условия были не простыми. Катастрофический отток высококвалифицированных кадров преподавателей и ученых привел к тому, что в стране не осталось ни одного доктора военных наук, а кандидатов военных наук можно было посчитать на пальцах одной рук. О подготовке офицеров с высшим военным образованием в данной ситуации не могло быть и речи.

Такие стартовые условия вынуждали осуществлять подготовку офицерских кадров оперативно-тактического звена за рубежом и, опять, главным образом в России. Тем не менее, благодаря поддержке инициатив отечественных ученых и военных руководителей, за короткие сроки в Казахстане начала формироваться собственная модель высшего военного образования. Сегодня на базе двух выше названных училищ созданы и успешно осуществляют образовательную деятельность Национальный Университет обороны Республики Казахстан и Академия Пограничной службы КНБ Республики Казахстан. В указанных вузах с 2000 по 2010 годы, при созданных международных диссертационных советах, защитили кандидатские и докторские диссертации более тридцати казахстанских офицеров. В настоящее время эти учебные заведения, в соответствии с действующим законодательством в области образования и науки, самостоятельно осуществляют подготовку магистрантов и докторантов, при этом основу профессорско-преподавательского состава составляют отечественные кадры.

Вместе с тем, выбрав путь самостоятельного развития сферы послевузовского военного образования, Казахстан столкнулся с рядом проблем, которые требуют своего решения. Главная из них связана с глобальными изменениями, произошедшими в военном деле за последние 20 лет. Воевать так, как воевали 20 лет назад уже нельзя. Это касается как тактики действий подразделений, так и применения в условиях современного боя военной техники и вооружения. Например, в период «чеченских» компаний опора российских военных руководителей на использование «классической» тактики привела к значительным потерям в живой силе и технике. Известный лозунг «Учить войска тому, что необходимо на войне» оказался крайне востребованным. Возникла необходимость пересмотра программ подготовки военных кадров.

Россия, с самым мощным на постсоветском пространстве военно-научным потенциалом, начала реформы в области военного образования одной из первых. Однако реформирование российской системы военного образования пошло не совсем гладко. Кроме того, в России, как впрочем, и в Казахстане, высшее военное образование стали подгонять под общие стандарты образования. В результате на проходившей в Военной Академии Генерального штаба ВС РФ 23 мая 2012 года Конференции, посвященной вопросам профессионального военного образования, Президент Клуба военачальников РФ А. Владимиров констатировал следующее: «По нашему мнению, реформирование военного профессионального образования идет в русле реформы образования в России, что с неизбежностью привело и одно и другое, к абсолютному тупику.

В результате осуществленных реформ, уровень обучения и качество образования в высших военно-учебных заведениях России начали снижаться так, что многие страны СНГ и даже дальнего зарубежья стали перенацеливать подготовку своих кадров на другие государства, в том числе на Казахстан. Например, в Академии КНБ Республики Казахстан в настоящее время обучаются представители из Киргизии, Таджикистана и Афганистана.

Идут переговоры об обучении пограничных кадров для Монголии и Туркменистана. Уровень казахстанских выпускников с высшим военным образованием, закончивших Академию КНБ РК, стал на столько достаточным, что к 2010 году Казахстан полностью отказался от подготовки кадров оперативно-тактического звена в Академии Пограничной службы ФСБ РФ. Справедливые опасения общественности вызывает угроза утраты научно-педагогического потенциала военных вузов. С одной стороны мы наблюдаем объективный процесс увольнение офицеров, достигших предельного возраста состояния на военной службе. Но при этом для преподавателя этот возраст является пиком творческого расцвета, когда военнослужащий еще полон сил для передачи своих знаний и опыта новому поколению офицеров. Если проанализировать ситуацию с военнослужащими, имеющими ученые степени, то мы увидим, что за последние годы многие уволены в запас, а у оставшихся срок увольнения уже не за горами. Все ли ученые остаются в военных ведомствах по увольнению в запас качестве служащих. Далеко не все.

Причин этому достаточно и, в первую очередь, это вопрос оплаты труда. Решать проблему оттока военно-научных кадров необходимо самым серьезным образом. Кроме того, было бы полезным несколько снизить уровень изоляции системы военного образования от образовательной системы в целом, не ставя под угрозу сохранение военной и государственной тайны. Расширение контактов между вузами силовых структур, между ними и гражданскими вузами как на уровне курсантов и слушателей, так и на уровне преподавателей и научных сотрудников будет способствовать приращению знаний и внедрению передового педагогического опыта.

К сожалению, на сегодняшний день можно констатировать и такой факт, что сложившиеся военно-научные традиции поддерживаются и развиваются только благодаря отдельным ученым-энтузиастам, а не созданными на базе их исследований научными школами. В условиях кризиса «официальной» военной науки создание научных школ является важной задачей, которую необходимо решить в самые ближайшие годы.

Например, для Пограничной службы одним из перспективных направлений по созданию научных школ пограничной науки может стать формирование центров по разработке проблем пограничной безопасности и других аспектов из мира пограничного.

Погранология - новое научное направление, которое находится в стадии своего становления и пока даже не все ученые согласны с самим понятием термина «погранология». Но, на наш взгляд, именно этот факт и является движущей силой для дальнейшего развития нового научного направления. Вполне резонно у многих может возникнуть вопрос, а какое отношение погранология будет иметь к военной науке, в чем их взаимосвязь?

Из сферы военной науки погранология будет использовать ряд принципов военного искусства, строительства Вооруженных Сил, воинского обучения и воспитания, управления войсками, творчески развивая их и применяя к своему предмету исследования.

При исследовании проблем оперативного искусства и тактики погранология будет использовать достижения теории военного искусства по вопросам территориальной обороны, прикрытия государственной границы, наступательного и оборонительного боя.

Погранология может и должна взаимодействовать с военной наукой по следующим направлениям:

- совместная работа над понятийным и категориальным аппаратом в интересах, взаимного обогащения научного каркаса теорий;

- разработка и взаимопроникновение методологических оснований военной науки и

погранологии;

- изучение, обобщение и распространение опыта ведения боевых действий в локальных войнах, этнических и социально-политических конфликтах, при ликвидации бандформирований и террористических организаций;

- совместная работа по формированию современных педагогических систем, внедрению передового опыта боевой и специальной подготовки.

Таким образом, перечисленные (далеко не исчерпывающие) направления взаимного обогащения военной науки и находящейся в стадии становления погранологии

чрезвычайно продуктивны и взаимовыгодны.Задачи по развитию военной науки стоят перед всеми ведомствами, отвечающими за безопасность государства. Так как в настоящее время функции по обеспечению военной безопасности Казахстана распределены между целым рядом министерств и ведомств (Министерство обороны, МВД, КНБ и др.), каждое из этих ведомств имеет собственную программу исследований в данной области.

В зависимости от ведомственной принадлежности научных учреждений и учебных заведений военная безопасность рассматривается под определенным углом зрения, исследуются те аспекты, которые в наибольшей степени интересуют данное министерство или ведомство. При этом неизбежно происходит либо наложение сфер исследований различных ведомств друг на друга, либо оставление определенных аспектов без внимания в надежде, что они в большей степени относятся к компетенции соседнего ведомства. В любом случае не происходит формирования целостной картины мира, так как полученные в разных ведомственных научных системах знания не синтезируются. Во многих случаях эти знания используются в качестве инструмента межведомственной конкуренции. Ведомственный эгоизм является одной из основных причин сохраняющейся разрозненности усилий министерств и ведомств при проведении исследований в области военной безопасности. Его преодоление требует решительных и целенаправленных мер.

Что мы можем предложить для решения данной проблемы? На наш взгляд, в первую очередь, необходимо интенсифицировать и расширить контакты научных учреждений и подразделений различных ведомств, занимающихся вопросами военной безопасности. Формами этих контактов могут стать: межведомственные конференции, симпозиумы, «круглые столы» и иные научные мероприятия, во время которых представители различных ведомств могли бы обмениваться мнениями по существующим проблемам, предлагать собственные пути их решения, вырабатывать консенсусные точки зрения. Опыт проведения подобных мероприятий имеется во всех ведомствах, но при этом наши общие проблемы каждое ведомство продолжает решать самостоятельно. Продуктивной формой работы может стать приглашение кафедрой или научным подразделением на свое заседание ученого из другого ведомства для выступления с научным сообщением или докладом. Пришло время не на словах, а на деле создать орган, который координировал бы усилия научных учреждений и подразделений различных ведомств в их исследованиях проблем военной безопасности. Орган, координирующий исследования в области военной безопасности, вполне логично, должен функционировать под эгидой Министерства обороны как главного ведомства, отвечающего за обеспечение военной безопасности и оборону страны. Разработкой положения об этом органе необходимо заняться уже сейчас, создав межведомственную рабочую группу.

Подводя итог изложенному, хочется еще раз отметить, что без современной военной науки и четко выстроенной системы военного образования, без прогностического планирования и принятия научно обоснованных решений, мы не сможем создать отвечающую современным требованиям систему обеспечения военной безопасности, способную при небольших людских ресурсах защитить такую огромную страну, как Республика Казахстан.


А.С. Мартикьян - профессор

Академия Пограничной службы КНБ Республики Казахстан

А.А. Булатбаева - профессор

Академия Пограничной службы КНБ Республики Казахстан

Т.Г. Мальгаждарова - доцент

Академия Пограничной службы КНБ Республики Казахстан

С.Д. Джупказиев - доцент

Академия Пограничной службы КНБ Республики Казахстан.

Ұқсас материалдар